Как ранее сообщалось, 18 февраля состоятся выборы Предстоятеля Сербской Православной Церкви (СПЦ). «Святой Архиерейский Синод на сегодняшнем заседании принял решение о том, что Архиерейский собор, на котором 18 февраля будут выбирать Патриарха СПЦ, пройдет в крипте (нижней церкви) храма святителя Саввы», – сообщил 10 февраля источник агентства ТанЮг.
Удивительно, но в сербском информационном пространстве тема избрания Предстоятеля Церкви занимает куда меньшее место, нежели следовало ожидать, учитывая, что подавляющее большинство сербов принадлежат Сербской Православной Церкви.
Один из старейших и влиятельнейших архиереев СПЦ, епископ Бачский Ириней (Булович) выступил на страницах журнала ПЕЧАТ, самого читаемого патриотического бумажного издания в современной Сербии, с декларацией позиции, недвусмысленно консервативной и русофильской. Однако после этой публикации владыка почему-то замолк.
Тема подготовки к избранию сербского Первоиерарха очень аккуратно освещается провластными СМИ.
Сербские конспирологи усмотрели в этом, как и в самом факте проведения избрания Предстоятеля в крипте храма свт. Саввы сигнал, который должен указывать на то, что власти Республики Сербия надеются на «плодотворное сотрудничество Церкви с правящим режимом».
Конечно же, в первую очередь речь идёт о взаимопонимании и взаимодействии в решении деликатнейшего косовского вопроса. Приходит время принимать непопулярное решение о признании Косова, и власть должна быть уверена, что Церковь с пониманием отнесётся к необходимости принять такое решение.
С точки зрения власти основной задачей будущего сербского Патриарха – в пространстве общественно-политическом – должно стать недопущение радикализации неминуемых протестов в случае признания Сербией Косова. Избранный Патриарх ни в коем случае не должен стать знаменем этих протестов.
Напомним, что в конце апреля – начале мая 2018 года состоялось ежегодное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, на котором было принято послание по вопросу Косова и Метохии. Послание было адресовано не только «верным сынам и дочерям Церкви, но также национальной и мировой общественности». Архиерейский Собор тогда недвусмысленно заявил, что берет на себя ответственность «за сохранение этих наших исторических краёв в границах Сербии и за будущее сербского народа в ней», поскольку Церковь является «духовной матерью сербского народа в целом и Сербии, как страны, к территории которой и относится Косово и Метохия». Понятно, что с такой позицией Священноначалия Сербской Церкви признать отделение Косова и Метохии для белградских властей политической смерти подобно.
Владыки, прибывшие на грядущий Архиерейский Собор, расположились почему-то в отеле «Хилтон». И в этом мои сербские собеседники видят также тревожный знак. Почему не в монастырях, не в Патриархии, а в отеле, который считается в Белграде любимым местом американской агентуры?
С точки зрения моих сербских собеседников, это не только должно деморализовать, условно говоря, антизападников среди епископата, но ещё и показать, что архиереи СПЦ – это не монахи-святители, а скорее высокие функционеры бюрократической структуры религиозной организации. Организации, пока ещё имеющей авторитет у значительной части электората.
Кстати, с точки зрения информационной безопасности, этот отель является «колпаком», где отслеживается каждый шаг и прослушиваются все разговоры. Конфиденциальность в таких условиях исключена в принципе. Разве можно эти условия сравнивать с пребыванием епископов на своей, церковной, территории?
Как считают мои собеседники, наиболее авторитетные и популярные епископы консерваторы русофилы по разным причинам могут отказаться принимать участие в баллотировке на выборах Патриарха.
Один из самых любимых в сербском народе архиереев епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Мичович), скорее всего, не будет претендовать на Патриарший Престол. Дело в том, что Черногория совсем недавно находилась на грани катастрофы, поэтому владыка нужен именно там, на своей малой родине.
Другой уважаемый в среде православных сербов архиерей, тоже консерватор и русофил, епископ Баня-Лукский Ефрем (Милутинович) слишком стар (в апреле архипастырю исполняется 77 лет).
Будет ли претендовать на патриаршество наиболее авторитетный на сегодняшний день в Сербской Церкви архиерей, епископ Ириней (Булович) – неизвестно. Возможно, он посчитает, что для блага Сербской Церкви ему полезнее оставаться в полутени, к чему он, собственно, привык.
В такой ситуации, по мнению наших источников, наиболее вероятными кандидатурами на жеребьёвку могут стать: митрополит Боснийский Хризостом (Евич), епископ Шумадийский Иоанн (Младенович) и, вполне возможно, либо епископ Жичский Иустин (Стефанович), либо митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич).
Среди этих кандидатур нет ни одного русофила! Перечисленные владыки настроены скорее прогречески. А епископ Шумадийский и митрополит Загребский к тому же известны своими модернистскими и экуменическими взглядами.
Осведомлённый читатель может возразить: «Выбор зависит от промысла Господня, ведь сербский Патриарх избирается жребием…».
Да, жребием. Но ведь важно, кто окажется в тройке архипастырей, на одного из которых в конечном счёте и падёт жребий. И пока среди вероятных кандидатов нет ни одного русофила…
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
6. Сербия постепенно дрейфует от России к США !
5. Ответ на 4, Иоанн:
4. Ответ на 2, monarhist:
3. А не проще всё?
2. Ответ на 1, Иоанн:
1. Станет ли новым Сербским Патриархом экуменист и русофоб?