Мнение компетентных сербских экспертов
В Белграде состоялись выборы патриарха Сербской Православной Церкви (СПЦ). Как уже сообщалось, апостольский жребий пал на Митрополита Загребско-Люблянского Порфирия (Перича). Я задал несколько вопросов нашим постоянным авторам из Сербии Зорану Чворовичу и Ранко Гойковичу.
Павел Тихомиров: Г-н Чворович, покойный Патриарх Ириней воспринимался как «человек диалога и срединного пути». В каком состоянии он оставил Церковь? Говорят, что он приоткрыл «окно возможностей» для влияния государства на церковные вопросы?
Зоран Чворович: Избрание Патриарха Иринея показывает, насколько губительно любое вмешательство государства в избрание Патриарха. В то время много говорилось об огромном давлении иностранцев и Бориса Тадича на Собор СПЦ. Вскоре после избрания патриарха эти внешние «игроки» отдали новому патриарху приказы в виде удаления епископов, которые позиционировались в качестве «неспособных к сотрудничеству». В первую очередь, конечно же, речь идёт о бывшем епископе Рашско-Призренском Артемие.
Затем было смещено ещё пять епископов, чего не было в новейшей истории Сербской Православной Церкви.
Безусловно, невозможно обойтись без сотрудничества с государством, но при патриархе Иринее Сербская Православная Церковь стала слишком близкой к правительству, которое имеет ярко выраженный автократический характер. И это весьма ограничивает свободу манёвра для самой церкви.
Новому патриарху необходимо будет установить сотрудничество между Сербской Православной Церковью и государством Сербия на чёткой и чистой основе. Государство должно уважать голос Церкви и её этику, а это – этика более двух третей граждан Сербии в вопросах образования и национальной культуры. Если это не так, то мы можем говорить не о сотрудничестве Церкви и государства, а о злоупотреблении церковной иерархией со стороны государственной власти.
П.Т.: Как, по-вашему, будут развиваться церковно-государственные отношения теперь?
- События, сопровождавшие избрание 46-го сербского патриарха, показали, что внутри сербского епископата существуют большие разногласия.
Эти разногласия и споры ещё больше подогревались государственной властью. Избрание митрополита Порфирия новым Патриархом состоялось, и эта тема больше не должна быть предметом разногласий в Сербской Православной Церкви, потому что расколы на руку только врагам Православной Церкви.
Самая большая ответственность теперь лежит на новом Патриархе, который до сих пор представлял взгляды меньшинства в Сербской Православной Церкви, если мы понимаем Церковь как сообщество духовенства и верных людей.
А теперь в качестве Патриарха – первого среди равных – владыка Порфирий будет представлять большинство по вопросу Косова, по вопросу украинского раскола.
Иначе – всё приведёт к расколу. Сербской Церкви сейчас не нужны радикальные кадровые решения, особенно в Черногории, потому что это может стать источником новых разногласий.
П.Т.: Говоря о традиционной этике и морали, присущей сербам, какой из вызовов современности вы считаете наиболее опасным?
Ранко Гойкович: Наиболее опасным вызовом, который брошен в лицо сербскому обществу, является попытка законодательно провести законы, признающие т.н. однополые союзы. Это будет иметь поистине катастрофические последствия. Люди не обратили должного внимания на те грозные и недвусмысленные сигналы, которые посылал нам Спаситель непосредственно после первого в истории т.н. «гей-парада», проведённого в Белграде.
Хочется верить, что владыка, избранный Промыслом Божиим в качестве Предстоятеля Сербской Православной Церкви, сможет обуздать эту опасную тенденцию, способную стать «гвоздём в гроб семейных ценностей».
П.Т.: Что можете сказать о выборах патриарха?
Р.Г.: Уповаем на милость Божию. Мне ближе всех из тройки кандидатов был и остаётся владыка Ефрем, выпускник Московской Духовной Академии.
Не хотелось бы заниматься спекуляциями, связанными с выборами патриарха, но кое-что, всё-таки стоит сказать. В день упокоения блаженнопочившего Патриарха Иринея, были вброшены слухи – со ссылкой на некое российское либеральное СМИ – что местоблюстителем будет митрополит Хризостом (подчёркиваю: заявлено это было ещё до официального объявления), а новым Патриархом будет митрополит Загребско-Люблянский Порфирий… Странная прозорливость…
Противники нового патриарха сейчас вспоминают его многолетнюю работу директором Радиовещательного Агентства Сербии, упрекая его в том, что он не воспрепятствовал появлению сомнительных передач на «первых кнопках» ТВ. Вспоминают его встречу с Римским папой.
Но будем уповать, что благодать патриаршества преобразит владыку Порфирия, и он будет достойно управлять Святосавской кафедрой.
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html