«Кто в доме хозяин?» - после таких грозных слов
раздаётся стук кулаком по столу.
Русская народная традиция
Да, в наше время без этой народной традиции ну никак не обойтись. А всё потому, что в Беларуси в последнее время многие политики буквально помешались на идее отобрать у белорусского президента большую часть его полномочий и отдать их парламенту.
А для того чтобы А. Лукашенко не вздумал сопротивляться, некоторые российские политики решили поддержать своих белорусских коллег-радикалов. И это несмотря на то, что официальная позиция России по Беларуси в корне отличается от их деструктивных намерений.
Так российский президент Владимир Путин очень чётко и весомо заявил: «Беларусь в рамках возможной внешней угрозы никогда не останется одна». Чрезвычайный и полномочный посол РФ в Белоруссии Дмитрий Мезенцев отметил: «Мы видим подтверждение глубины и масштабы диалога национальных лидеров Владимира Путина и Александра Лукашенко».
Но не хотят эти радикальные деятели слушать своих президентов. Предлагают они легализовать в Беларуси третью силу, а именно белорусскую пророссийскую оппозицию и разместить её на территории России, и оттуда уже оказывать давление на белорусского президента. Об этом автор подробно рассказал в своей предыдущей статье «Белорусы бьют в набат».
Ограничить власть правителя – это не новая идея. Она стара как мир. Ещё в XVI веке, а именно в 1573 году, польским королём был избран француз герцог Генрих Валуа. Но почему иностранец, а не поляк? Да, потому что ещё до назначения можно было без проблем озвучить потенциальному избраннику все условия, даже самые немыслимые. И в результате вместо властного короля Польша получала шута в короне, с которым можно было совсем не церемониться.
Вот такая участь постигла Анжуйского герцога Генриха Валуа. Его власть была урезана польской шляхтой по максимуму: вступать в брак король имел право лишь с санкций Сената. Он не имел права на использование своей печати без присутствия канцлера. А если вдруг король выступал против прав и вольностей шляхты, то сами шляхтичи тут же освобождались от послушания и почтения коронованному лицу. Вот так!
Вот такого послушания хотят добиться ретивые политики и от белорусского президента. Но как гласит народная мудрость: «Не на того нарвались». Не даёт он им воровать. В стране действует строгое правило: «Вор должен сидеть в тюрьме». Нет пощады и взяточникам. К разочарованию некоторых дельцов эти правила строго соблюдаются. Требует президент от чиновников ответственного отношения к своим обязанностям и, конечно, оценивает результат труда каждого из них.
Автор предлагает читателям посмотреть на фото польских шляхтичей и ответить на вопрос: «Будут ли такие панове подчиняться своему королю?». Да, никогда в жизни! И поэтому вынуждены были польские короли прятаться и убегать от таких панов.
Так, после избрания французского герцога Генриха Валуа польским королём его обязали жениться на женщине на двадцать восемь лет старше его и по возрасту годящейся ему в матери. Мысли о предстоящем браке с этой женщиной угнетали короля. Он вынужден был оттягивать этот неприятный момент. Симулировал болезни, запирался в комнатах и никого к себе не велел допускать. В расстроенных чувствах он каждый день писал письма во Францию.
18 июня 1574 года польский король Генрих устроил грандиозный обед, напоив всех шляхтичей так, что самые знатные сеньоры свалились под стол, будучи мертвецки пьяными.
В ночь на 19 июня в обстановке строжайшей секретности Генрих Валуа покинул свою резиденцию и поспешно направился в сторону границы. Когда во дворце обнаружили пропажу, то тут же снарядили за ним погоню. Настигли короля перед самой границей. И первое, что сделали – ограбили его, сняв с него все драгоценности. А чтобы не делиться награбленным с другими шляхтичами, отпустили беглеца восвояси.
Но почему поляки так гнобили своих королей и не позволяли им проявлять свою королевскую власть? Да, потому что каждый польский шляхтич не хотел никому подчиняться и сам был себе как король.
Результат такой шляхетской политики для страны оказался плачевным. Три раздела Речи Посполитая соседними государствами – это три трагедии для польского народа. Но это следовало ожидать и было предсказуемо, потому что польское государство было построено на фундаменте, основанием которому служила шляхетская спесь.
Но сделали ли эти шляхтичи хоть какие-либо выводы при дальнейшем строительстве своего государства? Нет. Слишком большая самоуверенность не позволила им приступить к укреплению государственных границ. И вместо того чтобы учить население защищать свою страну в случае нападения извне, они опять начали отбирать у соседей их земли. В результате внешние границы страны оказались размытыми и не подготовленными к обороне.
Новая беда не заставила польский народ долго ждать. 1 сентября 1939 года Германия нападает на Польшу. Через 17 дней польское шляхетское правительство бросает на произвол судьбы свой народ и бежит в Румынию. Армия следует примеру правительства. Всё. Это разгром. Полная капитуляция. Для захвата страны и подготовку документов на капитуляцию германской армии хватило одного месяца и шести дней.
Руководство СССР не могло себе позволить отдать Германии западную Белоруссию и Западную Украину. Поэтому 17 сентября 1939 года, в день бегства польского правительства из страны, советские войска берут под свою защиту белорусов и украинцев, до этого момента находившихся под польской оккупацией.
К сожалению, в современной Беларуси есть силы, стремящиеся низвести белорусского президента до уровня польского короля XVI века. Белорусский народ не позволит это сделать.
«Если растворить полномочия Президента, которые передаются парламенту, правительству, министрам, губернаторам, будет бардак, который мы в середине 90-х пережили». Поэтому никакой передачи президентских полномочий парламенту, правительству и министрам белорусы не допустят.
Анатолий Тимофеевич Шлыков, белорусский публицист, автор книги «Витебская Голгофа»