В 2021 году исполняется 300 лет со дня окончания Великой Северной войны (1700 - 1721), заключения Ништадтского мира и Рождения Российской империи. Тогда, в праздник Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1721 года, в Троицком соборе Санкт-Петербурга – от имени Сената, Синода и народа царь Пётр Алексеевич был назван Великим, Императором и Отцом Отечества. Нет сомнения, что столь славную и памятную дату следует достойно отметить на государственном уровне, а для этого необходимо готовиться, однако о праздновании 300-летия Российской империи до сих пор ничего не слышно. Неужели пресловутый «Ковид» настолько затмил собою насущные задачи идеологической борьбы на фронте информационной войны?
Триста лет, как Россия, увенчанная лаврами Полтавы, Гангута и Гренгама, существует в качестве великой мировой державы… и это никому более не важно? Или весь «порох» истрачен на пропаганду не столь давних и более «актуальных» побед? У настоящих патриотов так быть не может! Нам дорога отечественная история вся, целиком, а не только её советский период.
Между тем, на подходе ещё один юбилей: 9 июня (30 мая ст.ст.) 2022 г. благодарные потомки торжественно отметят 350-летие со дня рождения Великого сына России – её Первого Императора. Будем надеяться, что это произойдёт на достойном уровне – с морскими парадами, военно-историческими праздниками, фейерверками, торжественными собраниями и научными конференциями, что петровским торжествам будут посвящены новые фильмы, популярные иллюстрированные издания и научные труды, возникнут новые музеи, пройдут тематические выставки, появятся новые экскурсии по петровским местам в Москве и по всей Европейской России, от Азова и Петрова Вала до Государевой дороги и Новодвинской крепости.
Может быть, раздадутся крики: «Пир во время чумы!»? Действительно, зараза, скорее всего, никуда не уйдёт и в наступившем, и в 2022 году, но что из того. Жить вопреки обстоятельствам, а не гнуться под ними, – это и означает жить достойно, как и должно уважающему себя народу. Для этого творцам «экономики эмоций» нужно просто немного сэкономить на «цифровизации», иллюминациях и хлопушках.
«Железной волею Петра преображенная Россия» и сегодня покоряет своей мощью и силой, будит воспоминания нашего стремительного и могучего роста, нашей славы и побед. Устремлённый в будущее, Первый император видел Россию великой и процветающей. «Я предчувствую, - говорил Пётр Алексеевич, - что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы».
Царь Пётр строил прочно и надолго! После него в течение целого столетия на землю нашей Родины не смела ступить нога иноземного захватчика. Как гимн великому сыну России звучат сказанные при его погребении слова Феофана Прокоповича: «Какову он Россию свою сделал – такова и будет: сделал добрым любимою – любима и будет; сделал врагам страшною – страшная и будет; сделал на весь мир славную – славной и быть не перестанет».
Что же мешает нам ныне очнуться и ускоренно начать подготовку к славной годовщине? Почему о трёхсотлетии добычи угля в Кузбассе вспомнили, а о трёхсотлетии победы в Северной войне и Российской империи – нет?! К празднованию 300-летия петровского флота стали готовиться за годы, причём в самую разрушительную пору ельцинских «реформ», а теперь, фактически за полгода, – ни слуху, ни духу? Российская власть, казалось бы, совсем ещё недавно, высоко оценивала исторические заслуги царя-реформатора, учредила орден в его честь. Теперь же, в преддверии трёх юбилеев, связанных его именем, – глухое молчание.
Может быть, дело как раз в тех, прости, Господи, «реформах», кои должны были смести с лица России следы «национал-большевизма» в экономике и в мировоззрении, и когда знаменем победивших западников, для новой жестокой ломки всего родного, но, будто бы, отжившего (в том числе остатков чести и совести) был выбран царь-реформатор, чей лик отобразили на юбилейной флотской медали?
Тогда Отец Отечества (наряду с П.А. Столыпиным и императором Александром Николаевичем) был вознесён пропагандой и ему, как и другим российским реформаторам ставились памятники. Неужели только потому, что «был нужен» власть предержащим. А теперь уже «не нужен» стал, «повестка» другая?! «Томимый ужасной догадкой» хочу спросить: нам что, по-прежнему пятая колонна праздники выбирает?! Или всему виной циничный политтехнологический расчет: это – сейчас полезно, а вот это – нет. То есть, что хотим, то с народом и воротим. Это означает, что впереди нас, и власть в первую очередь, ждёт очередной позор.
Да, теперь время иное, ветер дует с востока, Запад из друга снова, как всегда, превратился во врага, и символом очередного противостояния на текущий год избран Святой благоверный князь Александр Невский, спасший нашу веру и с ней саму будущую русскую цивилизацию. Получается, что один герой и его юбилей противопоставляется (из лучших побуждений?) другому герою и юбилею. Логично?! Для бессовестных конформистов – вполне. Славя Александра Невского, разгромившего очередную шведскую вылазку, забудем того, кто начатое святым князем, триста лет назад довёл до блестящего завершения, навсегда отучив «надменного соседа» соваться в Неву? Будем славить святого, именем которого называется Александро-Невская Лавра, а державного основателя её… нет, не забудем – унизим «фигурой умолчания».
А ведь нам не привыкать. Это давно вошло в систему. Когда то «из политической целесообразности» на фотографиях вымарывали нежелательные лица, потом из энциклопедий выдирали страницы. Мы славим ветеранов, всех участников последней Великой войны, живых и мёртвых: «и маршалов страны…», но за одним странным исключением – их Верховного главнокомандующего! Хотя, вообще то, славить за дарованную Победу, в первую очередь следовало бы Бога, как это было принято повсюду среди народов со времён Иисуса Навина. По этому вопросу Александр Невский, Александр Суворов, тот же Пётр Великий, да и любой мужик родом из прошлого нам бы нынешним «вправил мозги».
Вот она – причина того нравственного (и умственного) падения, когда город Цхинвал уже на один день в году хотят переименовывать в Сталинири, Сирийский поход задним числом пытаются выдать за «защиту ясель Господних», а празднование 800-летия одного из творцов будущей Православной империи отменяет празднование 300-летия самой Российской империи, а за ним, выходит, - и последующее 350-летие самого Императора, так почитавшего и прославлявшего своего предшественника на брегах Невы.
Господь поругаем не бывает, а вот разум может отнять. У «подсвечников» ельцинского призыва, отсутствие веры естественно привело к отсутствию совести и чести, а в таком состоянии разум омрачён низменными соображениями. Круг замкнулся, сумрачный российский административный гений рождает чудовищные проекты. Ну кто, какой «дирижёр общественного энтузиазма», решил, что царь-западник ныне России «не в строку» и, более того, о нём теперь велено помалкивать, «убрать за кулисы» как не нужную бутафорию! Хотя, скорее здесь иное. В прошлом царил тотальный безбожный советский цинизм, а теперь к нему добавился, от уже полной безыдейности, ещё и мертвящий пофигизм, распространяющий в стране апатию и уныние – для очень многих ставшие главными символами нашей эпохи.
Пётр Алексеевич, между прочим, прекрасно знал цену «гнилому Западу». К концу войны «швед суровый» вызывал у него куда большее уважение, чем паскудные союзники с южных берегов Балтики. Так давайте же, стряхнём с себя это наваждение. Как говорили во времена Александра Ярославича, «потягнемъ мужьски», чтобы за полгода достойно подготовиться и доказать себе и людям, молодёжи, в первую очередь, что имперский дух в народе нашем ещё жив, и что у тех, кто по должности обязан в нужный момент проявлять пресловутую «политическую волю», не угасла ещё офицерская доблесть.
Владимир Максимов, военно-политическое объединение «Россия Молодая»; Юрий Сухарев, научный сотрудник Центра военной истории России при Институте Российской истории РАН
1. И снова о календаре и датах