Зачем им нужна наша безнравственность

Нас готовят к принятию искусственного интеллекта как высшего арбитра

Цифровая экономика  Электронный концлагерь 
0
1440
Время на чтение 7 минут

Идеальное общество. Пусть идеальное общество нельзя создать, но его вполне можно себе представить. Таковым будет общество, состоящее из крайне сознательных и мотивированных личностей. Люди этого общества должны иметь очень жёсткие внутренние моральные правила, которым они будут неукоснительно следовать. При этом внешние действия их могут быть ничем не ограничены. Что бы они ни делали, всё будет на пользу обществу, поскольку любые их действия будут исходить из того, что им предписывает мораль и совесть.

Ограничения внутри и полная свобода снаружи — такова формула идеального общества.

Откуда возьмутся внутренние ограничения? У них два источника. Это религия и традиция. Порою мы употребляем выражение «религиозная традиция», но оно смешивает мотивацию разной природы. Когда мы говорим о религии, предполагается, что предписания, которым мы следуем, имеют трансцендентное происхождение (установлены Богом). Традиция же — это то, что укоренено в обществе и передаётся от поколения к поколению. В традиции, даже опирающейся на религию, многое установлено людьми.

Традиции и религии задают наши внутренние правила, но это происходит лишь в том случае, если они принимаются добровольно. Если же правила навязываются силой извне, человек следует им лишь по принуждению, и они не влияют на его внутреннюю мотивацию.

Собственно говоря, поэтому и невозможно создание идеального общества — для него требуется готовый моральный человек, причём с моралью, выросшей изнутри, а не привнесённой снаружи. Человеку, мораль которого имеет наведённый характер (которую прививали извне), нельзя предоставить полную свободу действий — в нём нельзя быть уверенным до конца.

Современное общество. Свобода деятельности современного человека не только не является полной — она постоянно сокращается. Внешние ограничения накапливаются с развитием цивилизации. Они могут быть как прямыми, так и косвенными. Прямые ограничения — это в первую очередь предписания законодательства. Таковых становится всё больше. Закон охватывает всё новые сферы человеческой деятельности и человеческих взаимоотношений. Право на действие человек получает, если соблюдает оговоренные условия. В некоторых случаях условия столь сложны, что выполнить их может только юридическое лицо, обладающее значительными ресурсами. Просто так напечь пирожков и торговать ими на базаре уже нельзя. Нельзя просто так собрать детей и заниматься с ними. Нужно получить добро от различных проверяющих органов. Конечно, таким образом государство защищает потребителей (в первом случае) и детей (во втором). Но одновременно в масштабе общества сужается возможность выбора деятельности.

Косвенные ограничения возникают в силу развития разделения труда и концентрации капитала. Мы пришли к экономике крупных компаний. Отдельно взятый человек не может конкурировать с экономическим гигантом — не только продавая результаты своего труда на сторону, но даже пытаясь лишь обеспечить себя самого. Жить натуральным хозяйством в современном мире не получится. Приходится идти работником в корпорацию. До последнего времени ещё существовали экономические ниши для индивидуальных предпринимателей и самозанятых, но теперь и туда приходят корпорации. Мелкий и средний бизнес умирает.

С наступлением эпохи «большой цифры» с внешней свободой всё стало ещё проблематичней. Все наши действия могут быть отслужены, и, действительно, уже многое отслеживается. Реклама реагирует на наши телефонные разговоры и ходит за нами, независимо от того, каким устройством мы пользуемся. Как показало введение ковидных локдаунов, в любой момент наши обычные активности могут быть приостановлены, а значит — и отменены. Внешняя свобода может полностью обнулиться.

Как сделать внешнее обнуление свободы незаметным. Человек не может не заметить, что его лишили свободы. Или всё-таки может?

Для того чтобы у жертвы сохранялись на этот счёт какие-то иллюзии, ей вместо реальной свободы необходимо подсунуть обманку, так воры заменяют настоящие деньги «куклой» — свёртком с нарезанной бумагой.

Свободу можно представить как некоторое множество вариантов с возможностью выбрать любой из них. Утрата свободы, таким образом, выглядит как сокращение доступных вариантов. Мы теряем одну возможность свободно действовать за другой. И не стоит ждать, что архитекторы нашей реальности вернут нам то, что забрали.

Но кроме области внешних действий есть ещё пространство, которое образуем мы сами. Это как раз то пространство, которое (в идеале) должно быть жёстко детерминировано нашими моральными и культурными нормами.

Для тех, кто переустраивает мир, это — чуждая и неконтролируемая среда, не представляющая никакой ценности и даже враждебная. В то же время, если разрушить её цельность и как следует расшатать, то возникнет новое облако вариантов там, где раньше их не было.

Таким образом, утрату вариантов во внешней сфере можно компенсировать множественностью культурных кодов и ростом вариативности морали. Чтобы людей было легче лишить свободы, их необходимо убедить, что они совершенно свободны в выборе того, что считать для себя допустимым. Возникает запрос на безнравственность, демонтаж религиозных норм и культурной традиции.

Антипод идеального общества. Если идеальное общество — это полная свобода вовне и жёсткие ограничения внутри, то формулой, описывающей его противоположность, будет запрограммированность внешнего поведения и отсутствие внутренних ограничений. От людей потребуют социально ответственного поведения — эвфемизм, означающий неукоснительное выполнение данных им предписаний. Дискуссии по поводу целесообразности предписанного не предусматривается. Для того чтобы у людей не возникало сомнений в неоспоримости навязываемых им действий, требования будут возводить к авторитетным источникам. В качестве таковых предполагается использовать экспертное сообщество и искусственный интеллект. Нас готовят к принятию искусственного интеллекта как высшего арбитра.

А чтобы человек не терял вкуса свободы, ему предлагается сбросить ярмо религии и традиций. На самом деле это, конечно, — «резаная бумага».

В старой системе координат, которая сегодня уже практически сломана, человек, обретая веру и принимая традицию, наполнял себя смыслами, которые проявлялись в его внешней активности. Ему было что нести в мир.

У нового человека внутри неопределённость и почти пустота. В его мировосприятии нет системы, над ним довлеет текущий момент — считается правильным быть удовлетворённым собой и наслаждаться жизнью прямо сейчас. Человек испытывает острый дефицит смыслов. По идее, ему следует самому их себе придумывать, и в результате они выходят слабенькими и неубедительными. Занять смыслов извне он не может, потому как смыслы никому не интересны. Важно лишь, чтобы поведение было правильным. Человек не может выводить свои действия из своих мыслей (он должен просто поступать так, как ему говорят), ему не из чего выбирать (его поведение предопределено), никаких свершений от него не требуется, у него нет горизонтов, главная его обязанность — не создавать проблем.

Кукла внутренней раскрепощённости, которую ему подсовывают, годится для игры, и только. Вся свобода у нового человека укладывается в игровое пространство. В виртуальности он может всё, в реальности — ничего. Ему предлагают играть кубиками культуры, перебирая их в любом порядке, ведь пространства для настоящей жизни у него больше нет.

Мы часто удивляемся идущему разрушению культуры, профанации былых ценностей, повсеместному распространению пошлости и дурновкусия, как будто мы наблюдаем какой-то случайный процесс. Мы реагируем так, словно те, кто отвечает за происходящее, вот-вот одумаются и всё будет отыграно назад. Восстанет высокая культура, утвердится нравственность, вера станет принципом жизни.

Но степень внешнего контроля общества над человеком растёт. Процесс концентрации капитала продолжается. А это значит, что сохраняется потребность замещать подлинную свободу эмуляциями.

Если говорить о гражданах нашей страны, то по меркам нового мира мы ещё очень традиционны. Наше сопротивление превращению мира в механизм, следующий командам его хозяев, пока ещё велико. Мы не признаём их власти, сохраняем собственные ценности и смыслы. Чтобы Россия без проблем вошла в новую реальность, с нами надо ещё работать и работать. А потому будет насаждаться, исподволь навязываться и предлагаться для добровольного принятия всякая дрянь. Будет размываться авторитет Церкви, торжествовать глупость, рядиться в цветные одёжки безнравственность. К этому надо быть готовым. В первую очередь следует следить за собой и не давать тем, кто нами манипулирует, ни пяди в своей душе. Каждый из нас должен быть как скала, и тогда за нас будут цепляться другие люди, чтобы их не смыло мутным потоком.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Цифровая экономика
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
«Цифровые технологии действительно могут помочь»
Контроль за передвижением мигрантов в России планируют обеспечить, создав цифровой профиль для каждого приезжающего на заработки иностранца
02.04.2024
Все статьи темы
Электронный концлагерь
Все статьи темы
Последние комментарии