Зачем подданным государство?

Ответ на этот вопрос не так очевиден

Семья  Русская цивилизация 
0
3
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

Зачем государству подданные — понятно: государство не может быть пустым. Власть осуществляется всегда над кем-то. Если государство — это система властных отношений, то необходимо существование материи, по которой распространяются властные импульсы. Один принимает решение, другие его исполняют. Если исполнять некому, то власти не на чем проявляться, и государство исчезает.

Иногда кажется, что механика государства может быть легко выстроена в пользу одного человека или ограниченного круга лиц. Но нет, это нелегко. Если зависимость людей используется лишь для перераспределения благ в личную пользу правителя и его клана, то такое государство оказывается весьма уязвимым, и любая подвернувшаяся проблема может закончиться его крахом. Люди не будут нести бремя подданства, если всё сведётся к тому, что они должны только слушаться и отдавать. Подданные должны получать что-то взамен.

Зачем подданным государство? Ответ на этот вопрос не так очевиден. Каждый день с утра до вечера мы что-то делаем, как-то живём, и потребности в государстве у нас обычно не возникает. Складывается ощущение, что человек может прекрасно обойтись без государства. Парадоксально, но это ощущение — во многом результат качественной работы государственных институтов. В здоровом государстве оно малозаметно. Но стоит государству ослабнуть, как простая, обыденная жизнь станет гораздо менее простой. Привычный порядок вещей нарушится.

Таким образом, государство, очевидно, выполняет по крайней мере одну очень важную функцию — оно обеспечивает нормальный порядок вещей. Государство прежде всего — это страховой институт. И оно устроено как любое страховое общество. Подданные делают взносы в страховой фонд — это налоги и сборы, которые мы платим. Из полученных денег государство финансирует свои структуры и оплачивает издержки, возникающие в страховых случаях. Когда что-то идёт не так, в распоряжении государства оказываются ресурсы, позволяющие вмешаться и вернуть ситуацию в русло нормальной жизни.

Конечно, понятие нормы — довольно плавающее. Во-первых, оно исторически обусловлено, а во-вторых, поддаётся сознательной деформации. Разные аспекты бытия можно специально прививать и взращивать в качестве нормы, меняя общественные ожидания. Однако это никак не нарушает главного: подданные видят в государстве своего страховщика и оценивают его деятельность по тому, насколько оно хорошо выполняет эту функцию. Если обладающие властью не реагируют на ситуации, выбивающие жизнь подданных за пределы нормальности, авторитет государства падает. Социальный базис такой власти размывается, её легитимность становится сомнительной.

У власти есть всего лишь два пути: она должна либо реально ответить на вызов — обработать страховой случай, либо убедить общество, что страхового случая не произошло и всё в пределах нормы. Значение второго пути не следует недооценивать: государство активно вмешивается в общественный дискурс и во многом формирует его. В конце концов, у государства есть перманентная задача по убеждению общества в своей дееспособности, о которой нельзя забывать ни на миг.

Именно это убеждение создаёт те контуры общества, которые мы видим. Люди производят больше, чем им нужно (тот самый прибавочный продукт, который можно изъять и перераспределить) в первую очередь для того, чтобы было чем оплачивать услуги страховщика. Государство как бы подходит к каждому и говорит: «я тебя защищу, но мне для этого нужны ресурсы. Поделись ими со мной». И человек начинает больше трудиться, чтобы было что фондировать. Он работает на будущее, агентом которого выступает государство. Именно государство заинтересовано в росте производительности труда, а не сам трудящийся. Чем выше производительность, тем больше можно перенаправить в фонды (из которых, помимо всего прочего, оплачивается потребление тех, кто не занят производительным трудом, в том числе причастных к власти).

Поэтому довольно странно, когда государство допускает появление дополнительных страховщиков, начиная с тех, кто занимается страхованием в прямом смысле этого слова. Это выглядит как перекладывание ответственности. Частник включается в страхование — государство устраняется. Страховые случаи, охваченные частным бизнесом, оказываются как бы вне покрытия государственными резервами. При этом фондирование в пользу государства остаётся прежним, но сверх этого появляются дополнительные платежи — частному страхователю требуются свои фонды.

Это касается не только собственно страховой отрасли и даже не финансов вообще. Государству может казаться выгодным, когда оно передаёт обработку возникающих вызовов бизнесу или другим социальным институтам. Это снижает издержки, в фондах остаётся больше средств, которые могут быть потрачены на что-то другое, а проблемы так или иначе всё равно решаются. Однако тем самым государство передаёт на сторону государствообразующие отношения, делится частью фундамента, лежащего в основании власти. Если передано будет слишком много, в обществе неизбежно возникнет вопрос: а зачем нам такое государство? Либертарианскую модель, в которой государственное присутствие должно стремиться к нулю, как раз можно рассматривать как следствие чрезмерного делегирования государственных функций частным лицам.

Время от времени становятся популярными разговоры о социальной ответственности бизнеса. Но главная задача бизнеса — извлечение прибыли. Поступиться прибылью ради решения проблемы бизнес способен лишь в ограниченных случаях — когда проблема прямо угрожает его существованию. Оплачивать предотвращение гипотетических страховых случаев или покрывать издержки по случаям тех, кто напрямую с ним не связан, бизнесу не свойственно. Иногда такое может происходить — в рамках создания имиджа компании, но это всегда будет искусственной надстройкой над регулярной деятельностью, для поддержания которой требуются особые усилия. К тому же сама мода на «социальную ответственность» задаётся извне — обычно она навязывается бизнесу государством. Не удивительно, что бизнес справляется с социальной ответственностью из рук вон плохо.

Критика капитализма обусловлена во многом именно этим. Государство спихивает свою функцию страховщика на капитал. Капитал занят получением прибыли, а непрофильные издержки предельно минимизирует, предпочитая подменять реальные действия разговорами (словесными инвестициями). И если государство обладает достаточным авторитетом, чтобы, влияя на дискурс, изменить норму, то у капитала такого авторитета нет. Все его потуги по изменению нормы проваливаются, потому как общество подозревает (и, скорее всего, правильно делает), что целью предлагаемых изменений является лишь увеличение прибыли заинтересованных лиц. Чем больше функций передано капиталу (чем меньше видно страховой работы государства), тем выше недовольство подданных. Нарушается базовый порядок вещей, теряется смысл существования государства.

Государство должно ясно осознавать, что подданные — это специфический ресурс. Подданных нельзя разводить, как скот, заботясь лишь об их умножении, поскольку это — люди, а человек имеет разум и везде ищет смысла. Существование государства в персональной картине каждого подданного должно быть осмысленно, и в чём состоит этот смысл — забывать никак нельзя.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Богатые и бедные на рынке позднего капитализма
Государство представляет собой альтернативу рынку
01.09.2025
Цивилизация лжи
Знать правду — допускается, жить по ней — нет
30.05.2025
Эпоха информации
Информация – новая категория бытия, адаптация к которой ещё не закончилась
20.05.2025
Кто такой человек?
В современном обществе люди воспринимаются как абсолютный пассив, которым могут воспользоваться деструктивные элементы, стоит лишь ослабить контроль
13.05.2025
Парадигма развития
Либо мы сумеем перестроить привычки мышления, заплатив за это малой кровью, либо цивилизацию ждёт катастрофа
08.04.2025
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Семья
Спасти детей от матерного беса!
По данным ВЦИОМ, за последние 17 лет материться в российском обществе стали больше
25.09.2025
Комфорт или Родина?
Демографическое спасение русского народа требует от нас жертвенности
23.09.2025
«Пример Чарли — урок для нас»
О Чарли Кирке и его высказываниях
22.09.2025
«Есть в этом что-то адски ритуальное»
Участившиеся удары по нашим школам – это не просто стремление врага провести акции устрашения
17.09.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Русская история пасхальна
Современная Россия восстала из смерти
25.09.2025
«Танцы с бубнами» закончились
Теперь продолжение переговоров с США бессмысленно и бесполезно
24.09.2025
Чисторечие против новояза
Русские патриоты должны стать во главе борьбы за русский язык
24.09.2025
Различия геополитических конструктов России, Запада и Китая
Как достичь устойчивого баланса сил?
24.09.2025
Страхи и страшилки
О политических последствиях московского Крестного хода
24.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Страхи и страшилки
Новый комментарий от учитель
26.09.2025 04:27
Глас вопиющего в пустыне
Новый комментарий от влдмр
26.09.2025 03:47
Когда Конституционный Суд не указ…
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.09.2025 20:24
Комфорт или Родина?
Новый комментарий от Русский Иван
25.09.2025 19:12
«Бумажный тигр» или военная сверхдержава?
Новый комментарий от Калужанин
25.09.2025 18:55