Какие слова находил к людям Иоанн Предтеча? До нас дошли его слова «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Но в чём каяться? Подобно тому, как на полностью грязной одежде грязь уже не заметна, вся одежда кажется одинаково серой, так и погрязшим в грехах людям не видны свои грехи. «А что Вы от меня хотите, я не хуже других, другие-то вон чего…». Вероятно к каждому находил свой подход Иоанн. Почему люди слышали его? Люди видели его пример: как он мог обходиться малым, при этом имея в себе любовь великую.
Иоанн Предтеча должен был приготовить путь Господу. Он выполнил свою задачу.
Он показал собой пример добродетели. И это – главное. Знал ли Отец Небесный, что избранный Им народ не примет Спасителя? Бог выше времени и Ему известно всё наперёд. Но каждому народу, каждому человеку даёт Господь шанс ко спасению.
Всю полноту Учения дал Христос нам за время Своей земной жизни. Он успел донести основное: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18: 36). Но такого люди ни понять ни принять не могли. А уж тем более непонятным стало для них поведение человека, изгнавшего торговцев из храма. Как так: у нас же всё для блага людей сделано – долго идут люди до храма, не нести же им с собой жертвенное, легче купить это жертвенное прямо в храме. Разве могли люди, все мысли которых были направлены на создание внешних удобств, понять Его? Он же ревновал по Отцу Небесному. Храм Мой, храм молитвы наречётся (Мф. 21: 13).
Пришествие Господа было для израильского народа решающей эпохой, когда следовало сделать свободный выбор между царством земным и Царством Небесным. Стремившиеся к земным благам люди не смогли принять Спасителя. Но весть о Его чудесном Воскресение должна была стать известной каждому из живущих на Земле людей. Каждый должен узнать Евангелие, ибо каждый имеет шанс на спасение души и свободный выбор: царство земное или Царство Небесное, то есть хлеб или Крест?
Наша страна, практически рождённая во Святом Крещении, отмечена знаком Креста, не могу в этом не согласиться с русским писателем Б.К. Зайцевым. Всей историей своей Святая Русь подтверждает Евангелие. Именно русские святые, появлявшиеся в решающие для страны моменты играли в её истории важнейшую роль.
Но всегда ли русские святые могли повлиять на ход истории? Были ли люди на Руси, подобные Иоанну Предтече? При ответе на данный вопрос первое, что необходимо сказать – это то, что люди такие милостью Божьей посылаются. На мой взгляд, таковым был Иоанн Кронштадтский, память которого мы отмечали 2 января. Он явился именно примером для многих. Будучи официально женатым, они с супругой хранили девственность, вырастили двух дочерей сестры его жены. Он вёл подвижнический образ жизни: пользуясь огромном заслуженном авторитетом, он получал крупные суммы денег и сразу направлял их на строительство, содержание больниц, школ, монастырей, храмов. Он мог последние сапоги свои отдать нуждающемуся и прийти домой босым. Сколько людей стремилось к нему! А разве не призывал он к покаянию? «Наши попы ничего не делают. Если так дело и пойдёт дальше, Россия рухнет». Он неоднократно предупреждал о надвигающейся катастрофе. Но умаление веры в душах многих людей продолжалось. Пришло время, когда народ сделал свой свободный неправильный выбор. В революционных событиях народ выбрал хлеб. Зачинщики беспорядков смогли организовать отсутствие хлеба в столице в нужный момент и это, увы, принесло свой результат. А далее Царь был предан и армией и церковной верхушкой.
Почему я вспоминаю сейчас Иоанна Предтечу? Перед Рождеством и Крещением Христовым вообще-то – самое время. А почему здесь же я переключаю взор на Иоанна Кронштадтского? Может быть и день его памяти, недавно прошедший, тоже вполне кстати? Иоанн Предтеча был послан Господом израильскому народу для того, чтобы подготовить людей покаянием перед приходом Христа, перед ответственным для них моментом. Но его голос был гласом вопиющего в пустыне. Иоанн Кронштадтский пришёл в Россию так же накануне эпохальных для русского народа событий. Его голос так же был гласом вопиющего в пустыне. Люди, чьё сердце выбирает хлеб, жизненный комфорт, не в состоянии услышать этот глас.
Россия сейчас на перепутье. Но таких людей, как Иоанн Кронштадтский я не вижу. А может быть я не прав? Жизнь в Церкви бурлит. Не так давно внимание наше привлекал схимонах Сергий Романов, призывавший Патриарха, а заодно и Президента к покаянию. Не считает ли он себя человеком уровня Иоанна Предтечи? Лично я не могу его и схимонахом считать. Нет, это не призыв к покаянию. Это – лишь неумелое обличение, ибо апостол Павел говорил: «Обличай с любовью». А в его речах больше лозунгов слышится, чем любви. Любовь в себе надо иметь и малым обходиться уметь. Тут же – другое.
Не успели всё сказать о Сергии Романове, как на повестке дня – лишение сана протодьякона Андрея Кураева. И этот критикует и патриарха и других церковных деятелей. Но здесь уже не призыв к покаянию, а именно критика. И что желает показать он в своей критике? Учёный человек, он не может не понимать, что почерпнут люди из речей, произносимых им в фильмах, записях на телеканалах. «Смотрите, в этой Церкви нельзя спастись». Говоря, что «сор из избы не выносят, это значит необходимо в избе прибраться», на самом деле он не собирается никого конкретно призывать к покаянию. Он именно вываливает весь мусор напоказ. Разве возможно назвать его действия положительными? Его действия сознательно направлены на дискредитацию Церкви.
Россия на перепутье, а человека, который пришёл бы и вышиб своим словом покаяние, я не вижу. Ранее в своих статьях «Как решить проблему бунта Сергия Романова», «Коронавирусный раскол» и других, я указывал на проблемы Церкви. Нужна симфония Церкви и Государства. Но я прекрасно понимаю, что мои слова эти вряд ли могут быть услышаны. Кто сейчас этим может заниматься? Мне вспоминаются слова моего полного тёзки, известного московского поэта, жившего совсем недавно: «Так напрягите ваши уши, что б хоть чуть-чуть меня послушать». Но я, видимо, маловерен, полагаю, что и такие слова вряд ли помогут. Не вижу я конкретных людей, кто мог бы взяться за решение этого необходимого поставленного мной вопроса.
Да, вижу, что далеко не всё в порядке ни в Церкви, ни в Государстве нашем. Необходим призыв к покаянию. Россия на перепутье и в очередной раз не может допустить ошибки в выборе. Но от кого этот призыв к покаянию прозвучит? Пока вижу только один выход: молиться за Россию. И молиться открытым сердцем, а не просто вычитывать молитвы. Молитва наша может многое. Кто имеет такое расположение – присоединяйтесь.
Владимир Николаевич Соколов, поэт, член Союза писателей России, Вятка
1. НЕТ ИОНЫ..
Это верно... Многое может единая (умная, посильная) ВСЕНАРОДНАЯ взаимомолитва воцерковленных и миллионов обыкновенных ВЕРУЮЩИХ друг за друга /"один за всех..."/ в любом месте в Боге... Только нет НИКОГО, кто обладал бы достаточной решительность и властью, чтобы к ней призвать и её организовать..!
С наступающим РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!