Дистанционное обучение как элемент электронного контроля

У детей отобрали возможность нормально учиться, а теперь еще и внедряют электронную слежку за ними

Дистанционное обучение  Коронавирус  Коронавирус в России  Пандемия коронавируса в России  Вакцина от коронавируса (COVID-19)  Русская школа  Цифровая экономика  Закон об Образовании в РФ  Электронный концлагерь 
0
1076
Время на чтение 4 минуты

Одно приводит за собой другое.

Итак, объявлена пандемия. Надо ограничивать физическое взаимодействие людей. Вирус не должен распространяться. Путь передачи от человека к человеку должен быть перекрыт.

Но посадить всех опять на «самоизоляцию» значило бы окончательно похоронить экономику, которая ещё не полностью оправилась от весеннего локдауна. Поэтому бизнес трогать нельзя. А что можно? Например, школы.

Мы же современное общество. Мы понимаем, что цифровые технологии способны обеспечить совершенно новое качество любого процесса. Компьютеры и интернет позволяют избавить ученика от привязки к точке пространства. Учиться можно дистанционно — откуда угодно, например, из дома.

И вот детей переводят на дистанционное обучение. Повлияет ли это как-то на динамику заболеваемости? Да нет, конечно. Школы — вовсе не главный канал передачи вируса. Возможно, вообще не канал, поскольку дети заражаются коронавирусом в основном от взрослых. Заражение от ребёнка крайне маловероятно.

Может показаться, что этот момент учтён. Ведь с 1 по 5-й класс дети ходят в школу. Но не стоит обманываться: подоплёка этого «послабления» — чисто экономическая. Для того, чтобы младшеклассник учился дистанционно, нужны родительские помочь и пригляд. То есть надо держать дома не только детей, но и родителей. А это уже — подрыв экономики. Была бы возможность оставить всех дома, и младшую школу спокойно отправили бы на дистанционку.

Предполагается, что шестиклассники и те, кто постарше, способны учиться сами, а родители пусть работают. Такая была теория. Практика же, как всегда, внесла свои коррективы. Как учителю дистанционно следить за вовлечённостью детей в учебный процесс?

И на очном уроке за внимание учеников приходится бороться. Многие из сидящих в классе вынуждены присутствовать, но не желают учиться. А когда вместо класса перед учителем экран, на котором представлены лишь квадратики, свидетельствующие, что ученик подключился к уроку, учителя начинает охватывать тихая паника. Что там происходит, за этими квадратиками? Может, ученик спит. Либо вообще вышел из комнаты. А когда он отвечает, он легко может читать с книги, как же разобраться, что остаётся у него в голове?

И возникает идея обязать детей включать видеокамеры и микрофоны, чтобы учитель мог видеть, что происходит на стороне ученика. Мера, безусловно, позволит повысить дисциплину и, возможно, успеваемость.

Однако включённая видеокамера означает, что посторонние люди получат возможность заглядывать в наши квартиры. И речь не только про учителей. Хотя даже если бы дело ограничивалось одними учителями, подобная практика не стала бы менее сомнительной.

Школа предполагает существование помещений, специально выделенных под учёбу, а квартира — нет. И человек, заглядывая к нам посредством камеры, видит не только ученика, но и обстоятельства нашей жизни. Это, на минуточку, нарушение конституционного права на частную жизнь.

Учителя — люди подотчётные. Над ними есть начальство, в обязанности которого входит проверка работы учителя. Раньше была практика «открытых уроков», когда на конкретный урок приходил завуч или директор, или представитель более высокой инстанции. О том, что на уроке присутствуют посторонние, учитель, конечно же, знал, знали и ученики. Но сейчас — эпоха цифровых технологий. Всё завязано на интернет, и даже на очном уроке кто угодно может подключиться к видеокамере, и учителю об этом скажут в лучшем случае постфактум, а могут вообще не сказать.

Точно также проверяющие могут подключиться к дистанционному уроку и заглянуть в любой дом. А что они будут определять и оценивать? Только ли учебный процесс? Или ещё достаток и привычки семьи?

Надо ли вспоминать о возможностях несанкционированного доступа? Любая система уязвима, и вместе с учителем нашу квартиру могут изучать злоумышленники. Найти адрес ученика, если они увидят для себя что-нибудь интересное, совсем несложно, он наверняка есть в школьной базе.

И всё же главная проблема — не потенциальные преступники. Открылось окно во внутренний мир семей, и желающие поглядеть в него всегда найдутся. Надо полагать, что они будут располагать на то определёнными полномочиями, которые, может быть, сами себе и определят. Таким образом, дистанционное обучение (тема, вроде бы, специфически образовательная) оказывается кирпичиком в конструкции тотального электронного контроля.

Просто так потребовать наличия работающей видеокамеры в каждой квартире ещё нельзя, общество к этому не готово. Но получить тот же результат, обосновав это учебной необходимостью, вполне реально. У наших детей отобрали возможность нормально учиться и теперь пытаются протащить сделку, по которой детям полагается хоть какой-то вменяемый минимум образования только в обмен на включение электронной слежки. Вряд ли эту сделку можно назвать честной.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 4, Андрей Карпов:

Поэтому Ваше предложение - прийти в школу и учиться по-старому - нереализуемо в принципе.

Вы не поняли: я предлагал приходить в школу независимо от того, проведут ли там учители уроки. Просто приходить. Игнорируя дистанционку. Если не будут пускать в само здание школы, то находиться в её дворе. Единственная возможная форма протеста была бы - просто не подключаться к урокам.

Тоже вариант, но свой я считаю более показательным: будет виднее, что это не принимается обществом. Ведь, с другой стороны, такое поведение можно интерпретировать как нарушение конституционных обязанностей родителей.

А дистанционку — как нарушение конституционного права на образование (форма обучения выбирается родителями; и дистанционку ещё, насколько понимаю, законодательно даже не успели протащить как одну из форм).
Коротков А. В. / 20.11.2020, 11:34

5. Ответ на 3, Коротков А. В.:

дристант

Класс! Только так и можно назвать обучение на удаленке.
Полтораки / 20.11.2020, 09:34

4. Ответ на 3, Коротков А. В.:

Каждая жалоба, которую я написал властям по поводу дистанционки, спускается в школу. Школе поставлена задача отрабатывать все негативные отзывы. Если она это делать не будет, то по шапке получит директор. А директор даст по шапке любому учителю, который будет играть не по правилам.

Поэтому Ваше предложение - прийти в школу и учиться по-старому - нереализуемо в принципе. Учитель - часть системы. Единственная возможная форма протеста была бы - просто не подключаться к урокам. И такие акции предлагали. Но - вот тут Вы правы - общество разобщено, и нет таких людей, которым бы люди поверили и по слову которых они бы рискнули игнорировать дистант. Ведь, с другой стороны, такое поведение можно интерпретировать как нарушение конституционных обязанностей родителей. И это может быть поводом для отобрания детей.
Андрей Карпов / 20.11.2020, 09:06

3.

Для всех таких инициатив властей есть отличное лекарство: гражданское неповиновение. Но разобщённость народа не позволит им воспользоваться. Представьте себе такую картину (увы, фантастическую): никто ни на какой дристант не ушёл, все ученики ходят в школу, как обычно. Что в такой ситуации смогут сделать цифросатанисты? Ничего не смогут.
Коротков А. В. / 19.11.2020, 19:41

2. Ответ на 1, monarhist:

Если из страны вырезать названные города, долго ли просуществует остальное - как единое целое, думаю, вообще нисколько.

Если же смотреть на проблему шире, то дело не в конкретных наименованиях. Есть такой социологический закон: достаточно объёмное сообщество неизбежно структурируется. Возникают "верхи" и "низы". Например, всегда есть возмутители спокойствия. Самое интересное: если этих возмутителей спокойствия убрать, то их роль возьмут на себя другие, которые ранее в том замечены не были. Такова природа человеческого общества.

Поэтому если "убрать Москву" роль Вавилона на себя возьмёт другой город. Дело не в Москве, а в том, что создаёт "феномен Москвы". А создаёт его тяга людей к комфорту и "хорошей жизни", желание получать много при минимуме усилий
Андрей Карпов / 19.11.2020, 17:07

1. ...

Москва,Питер,Екатеринбург,Новосибирск,Владивосток,ну и Сочи,это не Россия а "новые Вавилоны",которые и будут разрушены Господом в первую очередь,от них,от этих "Вавилонов",и от правителей этих "Вавилонов,и все беды в России.
monarhist / 19.11.2020, 05:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Цивилизация лжи
Знать правду — допускается, жить по ней — нет
30.05.2025
Эпоха информации
Информация – новая категория бытия, адаптация к которой ещё не закончилась
20.05.2025
Кто такой человек?
В современном обществе люди воспринимаются как абсолютный пассив, которым могут воспользоваться деструктивные элементы, стоит лишь ослабить контроль
13.05.2025
Парадигма развития
Либо мы сумеем перестроить привычки мышления, заплатив за это малой кровью, либо цивилизацию ждёт катастрофа
08.04.2025
Почему нас так волнует социальное устройство?
Ответственность и право — две стороны одной медали
02.04.2025
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Дистанционное обучение
Остановить «дистант»
«Родители Москвы» обратились к Президенту, премьер-министру и министру просвещения в связи с угрозой принятия проекта Правительства об электронном обучении
15.08.2023
Надо возрождать христианскую систему, а не советскую возвращать
О предложении секретаря Совета безопасности РФ Патрушева реформировать российское образование, вернувшись к традициям советской школы
28.04.2022
Беда не в ЕГЭ, а в отсутствии цели образования
О призыве главы СК А.И.Бастрыкина отменить ЕГЭ и вернуться к советской фундаментальной системе образования
29.11.2021
«Ныне учитель унижен и затравлен!»
Как вернуть учительской профессии общественное уважение и государственное признание?
01.09.2021
«Воспитание возвращается в школы»
Президент РАО Ольга Васильева убеждена, что ничто не заменит педагогический талант, живое участие учителя в судьбе ученика
30.08.2021
Все статьи темы
Коронавирус
«Пандемия ковида» как дымовая завеса для хищения астрономических сумм казенных денег
Американская система здравоохранения – еще одно «змеиное гнездо», которое Трамп, Маск, Роберт Кеннеди и другие члены команды 47-го президента начнут ворошить в самое ближайшее время
06.02.2025
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Два клоуна предопределили кровавый путь Украины
Мемуары Бориса Джонсона свидетельствуют о его подлой сущности и примитивных подходах к решению конфликтов
03.10.2024
Все статьи темы
Коронавирус в России
О вакцинах и вражеском коварстве
«Борцы с вакцинами» по сути стали участниками мероприятий по выполнению планов и задач пентагоновских деятелей
02.09.2024
«Все основные сливки сняли западные транснациональные корпорации»
Пандемия коронавируса, начавшаяся 4 года назад, - вполне очевидный эксперимент мирового масштаба
12.03.2024
ВОЗ – НАТО гибридной войны!
Открытое Обращение к Верховному Главнокомандующему, Президенту России В.В.Путину
20.02.2024
Победа в СВО поможет преодолеть проблему алкоголизации
Впервые за десять лет зафиксирован рост количества людей с диагнозом «алкогольная зависимость»
16.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от Апографъ
31.05.2025 19:31
Философия идеологического безвременья
Новый комментарий от Бузина Олесь
31.05.2025 19:11
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от учитель
31.05.2025 19:02
Как мы воспитываем детей?
Новый комментарий от Владимир С.М.
31.05.2025 19:01
Женихи перевелись?
Новый комментарий от Могилев на Днепре
31.05.2025 18:57
Ну, приматы – что возьмёшь!
Новый комментарий от Русский Иван
31.05.2025 16:48
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Тимофеев Александр
31.05.2025 15:37