Святорусское единство Достоевского

Писатель почитал Христа даже выше Истины

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1992
Время на чтение 5 минут

12 ноября 2020 года исполняется 199 лет со Дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Ни для кого не секрет, что Достоевский предопределил ход многих исторических событий в нашем Отечестве. В первую очередь это касается Октябрьской революции 1917 года. В основе идей Достоевского лежит мощный религиозный стержень – Христос, которого писатель, как известно, почитал даже выше Истины. Именно христоцентризм, т.е. любовь ко Христу вывела писателя на образ единства в лоне Святой Руси.

Святая Русь – то не просто какая-то абстракция, а конкретный образ, картина мира, в которой живет русский человек. Эту картину хорошо проиллюстрировал художник Михаил Нестеров, где в центр помещен образ Христа с угодниками Божьими и простым народом. Мировоззрение Достоевского также лежит в плоскости такой картины мира. И это подтверждается тремя фактами.

Факт первый – биографический. Историк литературы И.Л. Волгин отмечает, что о величии любого писателя свидетельствует не только само творчество автора, но и его биография. А поскольку на Руси «поэт – больше, чем поэт» и, соответственно, писатель – больше, чем писатель. Поэтому биография русского писателя есть также больше, чем просто история жизни.

Общеизвестным фактом уже является то, что род Достоевских происходит из д. Достоево Ивановского р-на Брестской области. Это Полесье – территория современной Беларуси. Дмитрий Андреевич Достоевский, дед писателя, был греко-католическим (униатским) священником и рукоположен в д. Войтовцы в Липовецком районе Винницкой области (территория современной Украины). Ряд тогда служивших в его окружении священников, видя зверство и жестокость униатского духовенства, в конце XVIII в. постепенно переходили в православие. Воссоединился с православием и Андрей Григорьевич, причем, как предполагает исследователь Н.Н. Богданов, вполне осознанно. Так именно Андрей Григорьевич начинает русскую православную ветвь рода Достоевских.

В 1802 году Андрей Григорьевич оказывается на территории Российской империи в результате разделов Речи Посполитой, и у него рождается сын Михаил, который отказывается от учебы в семинарии и становится военным врачом. Вскоре Михаил Андреевич женится на Марии Федоровне Нечаевой, будущей матери писателя, бросает военную службу и начинает работать в той самой Московской больнице для бедных напротив которой 11 ноября 1821 года суждено было родиться великому писателю.

Так история рода и биография Достоевского осознанно выбирают путь Святой Руси.

Факт второй – религиозный. О религиозности Достоевского немало написано и сказано. Сам писатель не только почитал Христа выше истины, но как «гениальный читатель», был хорошо знаком не только с произведениями мировой литературы своего времени, но и с творениями христианских учителей Церкви.

В основе философии Достоевского лежит христианская идея почвенничества, согласно которой сердце человека должно стремиться ценить и любить то, что имеет. Что называется, где родился – там и пригодился. В центре этой идеи находится простой человек, вроде крестьянина мужика Марея, который живет и трудится «на родной ниве», т.е. на своей земле. За этого простого трудящегося человека перед Христом ходатайствуют Божьи угодники, такие как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, любимый писателем Тихон Задонский и другие. Все они были также обычными людьми, но в чем-то достигли святости жизни, что дает им право молиться Богу о простых людях. И, трудясь на своем месте, служа Богу, людям, своей семье и молясь этим угодникам, человек получает «золотой век в кармане», т.е. Царство Небесное.

На народной вере простого человека, по словам Достоевского, строится все русское общество и вся русская культура. Вот, что он пишет в этом смысле о белорусах: «Эта народная вера в себя и в собственные силы – вовсе не застой, а, напротив, залог жизненности и энергии жизни и отнюдь не исключает прогресса и преуспеяния. Без этой веры в себя не устоял бы, например, в продолжение веков белорусский народ и не спас бы себя никогда».

Думается, что, рассматривая белорусов в контексте святорусского единства, Достоевский видел христианскую культуру как основу жизни белорусского народа. Писатель в одной емкой фразе будто показал всю историю этого многострадального субэтноса, который, оказавшись на геополитическом перепутье, действительно выстоял во всех воинах благодаря своей же неиссякаемой энергии к жизни. Достаточно вспомнить Великую Отечественную войну, в которой погиб каждый третий житель Беларуси.

Эта народная вера с желанием быть хозяином своей земли, по словам Достоевского, и есть то, что сближает белорусов с народом русским и украинским. Именно об этом Достоевский писал в «Дневнике писателя» за 1876 г.: «Хозяин земли русской – есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус – это всё одно)». Так писатель рассматривает единство русского народа в том числе и с духовной точки зрения.

Достоевский был последним русским писателем XIX века, открыто выступающим за святорусское единство.

Фактор третий – литературный. К святым молитвенно могут обращаться все: богатые, и бедные; здоровые и больные; крестьяне и интеллигенция. Особую миссию в этом смысле Достоевский видел возлагал на художников слова – поэта или писателя, который, будучи сам родом из простого народа, прославляет народного героя и тем самым обеспечивает единство власти, интеллигенции и простого человека: «всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиняя с смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина. Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того был беспримерен и удивителен, представлял для того времени до того неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь если не чудом, то необычайною великостью гения, которого мы, прибавлю к слову, до сих пор еще оценить не в силах».

Достоевский считал, что величие художника слова заключается в том, что писатель на духовный пьедестал возводит простого человека, с одной стороны, и тем самым призывает не отдаляться интеллигентов от народа, с другой стороны. Ведь именно из-за этой пропасти между народом, власть имущими и интеллигенцией, к которой принадлежат в том числе поэты и писатели, произошла Октябрьская революция 1917 года.

Призвание писателя в этом смысле заключается в том, чтобы каяться в содеянных грехах, строить свою внутреннюю духовную жизнь в единстве с Богом и призывать к этому покаянию народ. «Смирись, гордый человек», – говорит писатель в своей знаменитой речи на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 г.

Это единство, к которому призывал Достоевский, на какой-то момент произошло на похоронах писателя, на которых присутствовали представители всевозможных классов и сословий тогдашней России, всевозможных философских взглядов и течений – от либеральных до консервативных. Будто вся страна хоронила писателя, который объединил весь народ накануне предстоящей катастрофы.

Таким образом, святорусская идея Достоевского – это почвенническая идея, в основе которой лежит христианское мировоззрение, любовь ко Христу, почитание святых Божьих угодников и любовь к простому русскому человеку.

Именно поэтому Достоевский до сих пор является одним из самых читаемых писателей на планете.

С Днем рождения, дорогой Федор Михайлович!

Александр Вадимович Бабук, публицист, Минск


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. даже!!! выше Истины???

не знаю, как и охарактеризовать сочинителя этого подзаголовка.... постараюсь быть сдержанным... Истина - есть Христос, а то, что Фёдор Михайлович называл "истиной"(везде с маленькой буквы!) - есть "мудрость века сего", "в роде сем прелюбодейном и грешном", том агрессивном атеизме, против которого и вёл свою брань Великий Писатель - "против духов злобы поднебесной"... - очень надеюсь, что те, от кого это зависит, уберут этот подзаголовок, опошляющий творчество Ф.М.Достоевского
Георгий(Юрий) / 12.11.2020, 08:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Вадимович Бабук
Толкин и христианство
К 130-летию со дня рождения писателя
01.01.2022
Достоевский и Беларусь
К 200-летию со Дня рождения писателя
15.11.2021
Кому мы всё-таки служим – Богу или дьяволу?
О том, стоит ли православным праздновать Хеллоуин
30.10.2020
Все статьи Александр Вадимович Бабук
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Бузина Олесь
09.11.2024 21:47
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Новый комментарий от Очевидец
09.11.2024 20:03
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.11.2024 18:48
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.11.2024 18:21
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.11.2024 16:47
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от Алексей П.
09.11.2024 16:33
Как тебе имя?
Новый комментарий от Рабочий
09.11.2024 16:01