12 ноября 2020 года исполняется 199 лет со Дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Ни для кого не секрет, что Достоевский предопределил ход многих исторических событий в нашем Отечестве. В первую очередь это касается Октябрьской революции 1917 года. В основе идей Достоевского лежит мощный религиозный стержень – Христос, которого писатель, как известно, почитал даже выше Истины. Именно христоцентризм, т.е. любовь ко Христу вывела писателя на образ единства в лоне Святой Руси.
Святая Русь – то не просто какая-то абстракция, а конкретный образ, картина мира, в которой живет русский человек. Эту картину хорошо проиллюстрировал художник Михаил Нестеров, где в центр помещен образ Христа с угодниками Божьими и простым народом. Мировоззрение Достоевского также лежит в плоскости такой картины мира. И это подтверждается тремя фактами.
Факт первый – биографический. Историк литературы И.Л. Волгин отмечает, что о величии любого писателя свидетельствует не только само творчество автора, но и его биография. А поскольку на Руси «поэт – больше, чем поэт» и, соответственно, писатель – больше, чем писатель. Поэтому биография русского писателя есть также больше, чем просто история жизни.
Общеизвестным фактом уже является то, что род Достоевских происходит из д. Достоево Ивановского р-на Брестской области. Это Полесье – территория современной Беларуси. Дмитрий Андреевич Достоевский, дед писателя, был греко-католическим (униатским) священником и рукоположен в д. Войтовцы в Липовецком районе Винницкой области (территория современной Украины). Ряд тогда служивших в его окружении священников, видя зверство и жестокость униатского духовенства, в конце XVIII в. постепенно переходили в православие. Воссоединился с православием и Андрей Григорьевич, причем, как предполагает исследователь Н.Н. Богданов, вполне осознанно. Так именно Андрей Григорьевич начинает русскую православную ветвь рода Достоевских.
В 1802 году Андрей Григорьевич оказывается на территории Российской империи в результате разделов Речи Посполитой, и у него рождается сын Михаил, который отказывается от учебы в семинарии и становится военным врачом. Вскоре Михаил Андреевич женится на Марии Федоровне Нечаевой, будущей матери писателя, бросает военную службу и начинает работать в той самой Московской больнице для бедных напротив которой 11 ноября 1821 года суждено было родиться великому писателю.
Так история рода и биография Достоевского осознанно выбирают путь Святой Руси.
Факт второй – религиозный. О религиозности Достоевского немало написано и сказано. Сам писатель не только почитал Христа выше истины, но как «гениальный читатель», был хорошо знаком не только с произведениями мировой литературы своего времени, но и с творениями христианских учителей Церкви.
В основе философии Достоевского лежит христианская идея почвенничества, согласно которой сердце человека должно стремиться ценить и любить то, что имеет. Что называется, где родился – там и пригодился. В центре этой идеи находится простой человек, вроде крестьянина мужика Марея, который живет и трудится «на родной ниве», т.е. на своей земле. За этого простого трудящегося человека перед Христом ходатайствуют Божьи угодники, такие как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, любимый писателем Тихон Задонский и другие. Все они были также обычными людьми, но в чем-то достигли святости жизни, что дает им право молиться Богу о простых людях. И, трудясь на своем месте, служа Богу, людям, своей семье и молясь этим угодникам, человек получает «золотой век в кармане», т.е. Царство Небесное.
На народной вере простого человека, по словам Достоевского, строится все русское общество и вся русская культура. Вот, что он пишет в этом смысле о белорусах: «Эта народная вера в себя и в собственные силы – вовсе не застой, а, напротив, залог жизненности и энергии жизни и отнюдь не исключает прогресса и преуспеяния. Без этой веры в себя не устоял бы, например, в продолжение веков белорусский народ и не спас бы себя никогда».
Думается, что, рассматривая белорусов в контексте святорусского единства, Достоевский видел христианскую культуру как основу жизни белорусского народа. Писатель в одной емкой фразе будто показал всю историю этого многострадального субэтноса, который, оказавшись на геополитическом перепутье, действительно выстоял во всех воинах благодаря своей же неиссякаемой энергии к жизни. Достаточно вспомнить Великую Отечественную войну, в которой погиб каждый третий житель Беларуси.
Эта народная вера с желанием быть хозяином своей земли, по словам Достоевского, и есть то, что сближает белорусов с народом русским и украинским. Именно об этом Достоевский писал в «Дневнике писателя» за 1876 г.: «Хозяин земли русской – есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус – это всё одно)». Так писатель рассматривает единство русского народа в том числе и с духовной точки зрения.
Достоевский был последним русским писателем XIX века, открыто выступающим за святорусское единство.
Фактор третий – литературный. К святым молитвенно могут обращаться все: богатые, и бедные; здоровые и больные; крестьяне и интеллигенция. Особую миссию в этом смысле Достоевский видел возлагал на художников слова – поэта или писателя, который, будучи сам родом из простого народа, прославляет народного героя и тем самым обеспечивает единство власти, интеллигенции и простого человека: «всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиняя с смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина. Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того был беспримерен и удивителен, представлял для того времени до того неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь если не чудом, то необычайною великостью гения, которого мы, прибавлю к слову, до сих пор еще оценить не в силах».
Достоевский считал, что величие художника слова заключается в том, что писатель на духовный пьедестал возводит простого человека, с одной стороны, и тем самым призывает не отдаляться интеллигентов от народа, с другой стороны. Ведь именно из-за этой пропасти между народом, власть имущими и интеллигенцией, к которой принадлежат в том числе поэты и писатели, произошла Октябрьская революция 1917 года.
Призвание писателя в этом смысле заключается в том, чтобы каяться в содеянных грехах, строить свою внутреннюю духовную жизнь в единстве с Богом и призывать к этому покаянию народ. «Смирись, гордый человек», – говорит писатель в своей знаменитой речи на открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 г.
Это единство, к которому призывал Достоевский, на какой-то момент произошло на похоронах писателя, на которых присутствовали представители всевозможных классов и сословий тогдашней России, всевозможных философских взглядов и течений – от либеральных до консервативных. Будто вся страна хоронила писателя, который объединил весь народ накануне предстоящей катастрофы.
Таким образом, святорусская идея Достоевского – это почвенническая идея, в основе которой лежит христианское мировоззрение, любовь ко Христу, почитание святых Божьих угодников и любовь к простому русскому человеку.
Именно поэтому Достоевский до сих пор является одним из самых читаемых писателей на планете.
С Днем рождения, дорогой Федор Михайлович!
Александр Вадимович Бабук, публицист, Минск
1. даже!!! выше Истины???