В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского (1821-1881). Личность писателя имеет прямое отношение не только к Великой, Малой, но и Белой Руси. Об этом, собственно, мы и попытаемся рассказать в нашей небольшой статье.
Родословное гнездо в Беларуси. Род Достоевского происходит из д. Достоево (Ивановский р-н Брестской области, территория современной Беларуси). Еще в XVI в. некий боярин Даниил Иртищ получает имение Достоево, о чем свидетельствует следующий текст грамоты, упоминаемой в привелее князя Федора Ивановича от 5 июля 1519 г. в церкви св. Николая в Пинске: «А иж есмо преж сего дали боярину нашему Данилу Иртищу село Полкотичи и Достоев и часть свою межи тыми селы половицу острова Кротова и з знаменем, в котором острове з веку мел свещенник никольский пиньский другую половицу тож и з знаменем, которого Кротова маеть Никольский и з Данилом Иртищом и щадки его на полы ужывать, що есмо и в листе привилеи, Иртищу от нас даном, тот Кротов поменили попу. А где бы дерево знаменное зо бчолами выгибло, ино мает обе тот Кротов землю з Иртищем на полы поделити и робити на поле и вечне ни от кого непорушно ужывати».
С самого начала род Достоевского складывался под сильным влиянием греко-католической церкви. Андрей Григорьевич Достоевский, дед писателя, был униатом по вероисповеданию, поскольку его отец Григорий Йозефович, прадед писателя, соответственно, был униатским священником. Н. Н. Богданов в книге «Родословие Достоевских» ссылаясь на архивные документы утверждает, что, поскольку Андрей Григорьевич вел переписку с православным священником, протоиереем Иоанном Строцким, который знал о случаях зверской тирании и жестокости униатов, о чем докладывал своему епархиальному начальству, то соответственно все эти мрачные известия сподвигли Андрея Григорьевича к осознанному принятию православия. Он был рукоположен в униатского священника в д. Войтовцы (территория современной Украины), а затем воссоединился с православием и служил в Брацлаве Подольской епархии Русской Православной церкви. Отец Иоанн Строцкий был единственным священником на этой территории, который до самого конца сохранил верность православной церкви. При этом, как отмечает тот же Н. Н. Богданов, в роду Достоевских несмотря на воссоединение с православием Андрея Григорьевича, остаются священники, которые не возвратились в лоно православной церкви (например, Ян Григорьевич Достоевский так и остался униатским священнослужителем).
Затем в 1789 г. у Андрея Григорьевича Достоевского рождается сын Михаил, отец писателя, который не идет по стопам своего отца. Он не заканчивает Шаргородскую духовную семинарию, а переезжает в Москву и поступает в медицинскую академию. Становится врачом и идет служить добровольцем в Отечественной войне 1812 года. Жил Михаил Андреевич со своей супругой Мариной Федоровной в Москве в той самой квартире напротив больницы для бедных, где и суждено было родиться великому писателю в ноябре 1821 г. (по новому стилю).
Сейчас на месте родословного гнезда Достоевского в д. Достоево имеется музей, памятник и отреставрированная Троицкая церковь. На месте усадьбы предков Достоевского установлен памятный знак. В будущем по линии культурных проектов Союзного государства России и Беларуси планируется эту усадьбу восстановить.
В Достоево имеется также средняя школа, которая носит имя Ф. М. Достоевского. Ученики этой школы уже начиная с 6-го класса читают произведения великого русского писателя в рамках внеклассного чтения, а также на конкурсной основе, что всегда радует школьных учителей, руководство и гостей, посещающих землю предков писателя.
В 2021 году в год 200-летия со Дня рождения писателя здесь в Брестской области проходили торжества по случаю такого крупного юбилея в присутствии представителей местной власти – Ивановского районного исполнительного комитета и Генерального консульства Российской Федерации в г. Бресте.
Отношение Достоевского к Беларуси. Отношение Достоевского к Беларуси всегда было простым. Мы уже как-то говорили о том, что писатель рассматривал Беларусь в контексте единства большой русской семьи – Святой Руси и был последним русским писателем, который открыто выступал за сохранение этого единства. «Великорус, малорус, белорус, все одно», – говорил он. При этом самих белорусов Достоевский считал многострадальным народом, о чем имеются в сочинениях писателя следующие строки:
«Всякая здоровая и земская сила верит в себя и в свою правду, и это есть самый первый признак здоровья народного. Эта народная вера в себя и в собственные силы – вовсе не застой, а, напротив, залог жизненности и энергии жизни и отнюдь не исключает прогресса и преуспеяния. Без этой веры в себя не устоял бы, например, в продолжение веков белорусский народ и не спас бы себя никогда».
Эти слова Достоевского прямым текстом указывают на то, что в белорусском народе (как и во всем русском народе в целом) очень сильна христианская вера. Причем вера эта, на наш взгляд, больше носит народный характер, в центре которой находятся святые, соединяющие душу простого русского человека с самим Христом, как на картине художника Нестерова «Святая Русь». Ценность жития святых, таких как Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Тихон Задонский и другие, которых почитал в том числе и наш русский писатель, заключается в том, что они за свой подвиг самопожертвования ради Христа и любви к людям получили кусочек рая или «золотой век в кармане», как называет это Достоевский в «Дневнике писателя». И теперь, имея опыт такого подвига самопожертвования, они могут ходатайствовать за нас, грешных людей. Недаром мы молимся, святой (имярек), моли Бога о нас!
Эта народная вера дает белорусскому народу духовную силу и благодать, благодаря которой он получает помощь Божью «в минуту жизни трудную», когда, казалось бы, жизнь человека находится на грани. Недаром Достоевский писал, что «бытие тогда начинает место быть, когда ему грозит небытие».
Именно такой угрозой небытия для белорусского народа стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг., где погиб фактически каждый третий белорус. Тяжелые бои за оборону Бреста, Минска, Гродно, Витебска, Могилева, Гомеля и других городов, а затем война с врагом в партизанском тылу в оккупации и «Багратион» освобождения – все эти события есть неотъемлемая часть истории многострадального белорусского народа, описываемая в текстах Василя Быкова, Алеся Адамовича, Кузьмы Черного и других классиков белорусской литературы, личности которых, кстати, сформировались в том числе и не без влияния произведений Достоевского.
Таким образом, Достоевский, еще не видя тяжелейших испытаний XX века, чувствовал, понимал и поэтому предвосхитил их для белорусского народа. Именно в лоне живой веры во Христа в окружении святых, которыми оказываются простые русские люди (как, например, знаменитый крестьянин мужик Марей из одноименного рассказа), самоотверженно трудящиеся на родной ниве, Достоевский видит будущее в том числе и для многострадального белорусского народа, подвиг которого, как известно, бессмертен именно благодаря той же христианской вере.
Александр Бабук, кандидат филологических наук