Далеко не вся западная литература описывает только человеческие пороки. Есть авторы чьи идеи являются светлым лучом в темном закате дехристианизированной Европы. Этих писателей не так много, но, тем не менее, они есть. И вот об одном из них стоит рассказать. Имя этому писателю Клайв Стейплс Льюис (1898-1963). 22 ноября 2022 г. исполнилось 59 лет со дня его кончины.
Огненные детство и юность
Клайв Льюис родился в 1898 г. в Белфасте, Северная Ирландия. Его детство выпало на нелегкий для этой страны период. В конце XIX в. между Британией и Ирландией вспыхнули националистические конфликты. В основе этих войн лежал конечно же религиозный фактор. Ирландия после католической экспансии Европы в результате Великого Раскола Вселенской Церкви 1054 г. и отделения католиков оставалась католической страной. В результате Реформации в Западной Европе вовремя правления Генриха VIII, который уничтожал католические монастыри в угоду своим прагматическим и плотским интересам, в Великобритании на основе синтеза протестантизма и католицизма в XVI в. возникла новая конфессия – Англиканская церковь, которая стремилась подчинить себе всю Британию. Именно под ее влиянием Северная часть Ирландии присоединилась к Великобритании в 1921 г.
Все эти волнения в начале XX в. видел К. С. Льюис, который, будучи крещеным в католицизме, какое-то время по своему духу до поступления в Оксфордский университет долго оставался ирландцем. Тем не менее, кризис, в котором оказалась католическая церковь с ее духом формализма и прагматизма все больше подталкивал Льюиса к переходу в Англиканскую церковь, что в итоге и произошло.
Однако природа родной Ирландии вдохновляла его на творческие поиски в трудные моменты жизни. В окопах Франции во время Первой мировой войны между боями Льюис уходил в мир поэтических образов, которые возникали в его голове на основе детских воспоминаний о днях, проведенных на лоне ирландской природы. В результате возник поэтический сборник Льюиса «Угнетенный дух» (“Spirits of Bondage”), выпущенный под псевдонимом Клайва Хэмильтона (Девичья фамилия матери писателя). Так Льюис начал свой творческий путь с поэтических текстов.
Клайв Льюис рано лишился матери. Флора Льюис, дочь католического священника, умерла в 1908 г., когда Клайву не исполнилось еще и десяти лет. За воспитание в семье взялся отец Льюиса – Альберт, который, не имея для этого особого времени и желания, помещает обоих своих сыновей в английскую школу-интернат. Здесь жизнь Клайва едва не сломалась. Если Уоррен, брат писателя, как-то более-менее приспособился к новым условиям жизни, то Клайв этого сделать не смог и постоянно «получал» от пожилых учителей, работавших в этом интернате.
На момент начала Первой мировой войны Льюис уже оказался в Оксфордском университете, в котором с удовольствием учился. В 1917 г. Льюис был призван на войну и отправлен во Францию. Жестокость и кровавые будни окопов Великой войны поселили в сердце Льюиса атеистические воззрения, которые с каждым часом все укреплялись. Окончательно они сформировались, когда в 1918 г. писатель получил ранение в бою и был отправлен с фронта в назад Белфаст.
Свой опыт преодоления атеистических воззрений Льюис представил в автобиографической повести «Настигнут радостью» (“Surprised by joy”).
Такими были огненное детство и юность Клайва Льюиса.
Работа в Оксфорде и «преображающая» дружба с Дж. Р. Р. Толкиным
Сердце Льюиса начинает в христианском смысле преображаться после знакомство с Дж. Р. Р. Толкиным, о котором мы как-то уже писали. Знакомство это случилось после того, как Льюис после окончания учебы остался преподавать в Оксфордском университете. Он посещал совещания, на которых обсуждались различные проблемные и административные вопросы Оксфорда. На одном из таких собраний 11 мая 1926 г. Льюис остался на чаепитие и встретил Толкина – «бледного, прилизанного, разговорчивого человечка», который был, к слову сказать, уже профессором англосаксонского языка и тоже остался преподавать в Оксфорде. Толкин интересовался языками средневековья, а Льюис – английской литературой после Дж. Чосера.
Мы уже писали о том, что литературный клуб «Инклинги» (“The Inklings”) и дружба Льюиса и Толкина – это важнейшее явление в истории современной английской литературы и христианской философии. Но если для Толкина эта дружба носила характер продвижения его как писателя в жанре фэнтези, то для Льюиса следствием этой дружбы стало истинное духовно-нравственное преображение и возвращение в лоно христианства. Это произошло летом 1930 г., когда Льюис в очередной раз беседовал с Толкиным о литературе. Льюис всегда в литературе искал глубину и считал, что современная ему литература до этой глубины не дотягивает. Да, есть Грэм Грин с его «Силой и славой» (“The Power and the Glory”), который в своих романах видит мир одиноких героев сквозь духовную призму очень реально со всеми страстями и пороками. Но это скорее исключение из правил.
В книге «Настигнут радостью» К. С. Льюис сравнивает свою жизнь с игрой в шахматы, где все ходы имеют значение только тогда, когда они оцениваются в совокупности. Так постепенно формируется общая философия Льюиса, которая и приводит его к Богу. Льюис будто видит себя следователем, который в процессе расследования дела долго не мог докопаться до истины и никак не мог понять суть произошедшего. И вот, когда наконец ему это удалось сделать, вся картина произошедшего воссоздается перед ним автоматически без больших усилий, как в известной притче о блудном сыне, где младший сын «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:32), вернувшись к Отцу.
«Просто христианин»
С возвращением к Богу в жизни Клайва Льюиса начинаются серьезные перемены. В целом он движется к христианству довольно медленно. Сначала он приходит просто к тому, что Бог есть; потом в своих размышлениях он приходит к вере во Христа; потом в разговорах с Толкиным он получает этим мыслям явное подтверждение; затем он сообщает о своем приходе ко Христу другу Артуру Гривзу и, в конце концов, пишет трактат «Кружной путь» (“Pilgrim’s Regress”), где красочно описывает свой путь к Богу посредством интеллектуальных размышлений. После своего обращения он даже начинает посещать церковь и часовню в Магдален-колледже, что существенно влияет на его образ жизни: ему приходится раньше ложиться спать, чтобы успеть проснуться для посещения богослужения перед началом занятий, т.е., таким образом, он начал жертвовать своим временем во имя Иисуса Христа. Такого в жизни Льюиса ранее никогда не было.
Нужно ли православным читать книги К. С. Льюиса?
Льюис никогда не был женат. У него были отношения с некой Джейн Мур - женщиной, которая была намного старше его. С ней он познакомился, когда еще служил в армии. Льюис часто навещал ее, в том числе уже, когда работал в Оксфорде. Однако эти отношения закончились тем, что Джейн заболела старческим слабоумием и умерла в 1951 году. Детей у них не было.
Несмотря на отсутствие собственных детей (в отличие от Толкина, у которого их было трое), Льюис благодаря христианской вере очень хорошо стал понимать детскую душу и психологию. Создавая фэнтэзи «Хроники Нарнии» (“The Chronicles of Narnia”) он как бы возвращался в свое детство и будто проживал его заново так, как проживал ребенок, знающий Божественный мир сказки, где добро всегда побеждает зло. Это особенно чувствуется в произведении «Лев, колдунья и платяной шкаф» (“The Lion, The Witch and the Wardrobe”), где в какой-то момент платяной шкаф детской комнаты превращается в дверь, через которою ребенок проникает в мир христианской сказки. Здесь хозяин Нарнии Лев, уподобляемый Христу, добровольно приносит себя в жертву в руки злой колдуньи, затем воскрешает и присоединяется к битве за Нарнию, в конце концов, побеждая колдунью. Так просто на основе сказочных образов Льюис детям рассказывает всю суть Евангелия.
Помимо детских книг, Льюис оставил после себя множества христианских трактатов и работ по истории культуры, куда вошли «Размышления о псалмах» (“Reflections on Psalms”), «Человек отменяется» (“The Abolition of a Man”), «Расторжение брака» (“The Great Divorce”) и другие произведения. И конечно квинтэссенцией христианского творчества Льюиса как философа являются, на мой взгляд, работы «Просто христианство» (“Mere Christianity”) и «Письма Баламута» (“The Screwtape Letters”). Первая книга представляет собой христианское учение Льюиса, в основе которого лежит полемика автора с воображаемым неверующим в Бога оппонентом (или с ранним самим Льюисом, который доселе был атеистом и не принимал Христа и христианского учения). Здесь он говорит о фундаментальных христианских принципах – о прощении, о христианском браке с главенством мужчины, о добродетели и многом другом. Все христианское учение Льюис сводит к трем основным христианским добродетелям – вере, надежде и любви, которые, по его словам, олицетворяют христианское делание. Именно поэтому, считает Льюис, христианство нельзя назвать просто морально-нравственным учением о Боге и человеке. Христианство – это то, что понуждает человека меняться и жертвовать чем-то из любви ко Христу, как Христос принес себя в жертву ради спасения человека.
Книга «Письма Баламута» очень схожа с тем, как в православной святоотеческой литературе у преподобного Филофея Синайского показаны этапы развития греха в душе человека: прилог-сочетание-сосложение-пленение-решимость. Все эти этапы демонстрируются на примере наставлений опытного беса, который учит молодого беса тому, что нужно делать, чтобы завладеть душой человека, взять ее в греховный плен и окутать ее страстью, оторвав от Божественной Истины
В целом, будучи христианином сугубо западного толка, Льюис практически не цитирует православных Отцов. В его книгах можно найти упоминания и цитаты разве что Августина Блаженного. Также у него как у типичного англиканина вообще нет ссылок на какой-либо культ Божьей Матери. За то Льюис активно отстаивает троичность Бога и догмат Святой Троицы с Воплощением Божьего Сына и размышляет о христианских добродетелях.
Клайв Льюис скончался 22 ноября 1963 г. в Оксфорде от отказа почек и заражения крови. Его смерть прошла почти незаметной, потому что в этот день и во все последующие дни весь мир активно обсуждал произошедшее в этот день убийство Джона Кеннеди, которое до сих пор остается нераскрытым.
Тем не менее, современному православному человеку можно и нужно читать книги К. С. Льюиса, поскольку они наполнены яркими и глубокими христианскими образами. Также книги Льюиса будут полезны и тем, кто еще находится в поиске Божественной Истины.