Человек, установивший культ праздника Рождества Христова в западноевропейской культуре

Чарльз Диккенс (1812-1870)

0
1029
Время на чтение 5 минут

 

В дни, когда весь православный мир празднует рождение Спасителя, хочется сказать о писателе, который в корне изменил отношение к празднику Рождества Христова в западноевропейской культуре. Имя этого человека Чарльз Диккенс. 7 февраля 2021 года ему исполнится 209 лет.

 

Культ Рождества у Диккенса начинается с культа семьи и детства

Чарльз Диккенс (1812-1870) – это писатель, который рассказывает о празднике Рождества в свете культа семьи, важности семейных отношений.

Будучи рожденным в многодетной семье и пробивая себе дорогу в жизнь из тотальной нищеты, Диккенс всегда ценил то, что утратил еще в детстве. Джон Диккенс, отец писателя, был достаточно непосредственным, но весьма легкомысленным человеком и вел разгульный образ жизни, за что был посажен в долговую тюрьму. Эту семейную трагедию писатель передал в романе «Крошка Доррит» (“Little Dorrit”).

Чарльз был вторым ребенком среди восьмерых детей в семье Диккенсов, и уже в возрасте 11-ти лет он вынужден был взять на свои хрупкие детские плечи функцию кормителя семьи. Будущий писатель пошел работать на фабрику ваксы, где трудился в тяжелейших условиях, став живым свидетелем рабской эксплуатации детского труда. Так маленький Чарльз вынужден был резко повзрослеть под влиянием внешних обстоятельств. Об этом тяжелом опыте писатель поведал в романе о Дэвиде Копперфильде (“David Copperfield”).

Христианские ценности реализуется у Диккенса, прежде всего, в отношении к детям и детству. Имея опыт тяжелого детства, писатель как бы компенсирует его нехватку, создавая образы таких героев как мистер Пиквик, тот же Дэвид Копперфильд, Мартин Чезлвит, маленькая Нелл, Барнеби Радж, старик Джо и другие. Все образы переполнены детским непосредственным взглядом на мир, который помогает героям не только видеть в людях хорошее, но и служить им любовью. Некоторые названные герои, такие как маленькая Нелл в романе «Лавка древностей» (“The Old Curiosity Shop”), даже жертвуют своей жизнью ради ближних.

Рождественское покаяние и преображение

Культ праздника Рождества в творчестве Диккенса начинается со знаменитой повести «Рождественская песнь в прозе» (“Christmas carol”), ставшей частью целого цикла «Рождественских повестей» писателя, написанных в 40-е годы XIX века. Именно в этой повести на примере жизни дряхлого, чванливого, алчного и гордого клерка Скруджа (от англ. scrooge – скряга), который никого не любит и поэтому ненавидит Рождество, впервые в западной литературе показывается мотив духовно-нравственного преображения личности человека в канун такого праздника. Скрудж, как пишет Диккенс, «был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрытный, замкнутый, одинокий – он прятался как устрица в свою раковину. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос».

Однако во сне накануне праздника Рождества Христова Скруджу являются три духа, которые представляют ему перспективу такого отношения к жизни и людям вокруг. Последний дух показывает Скруджу одиноко стоящую пустую могилу, которую никто и никогда не посещает. Так хладнокровный Скрудж понимает, что его ждет одинокая старость и смерть в случае, если он не изменится внутренне: «…я знаю, что ты хочешь мне добра, а я стремлюсь к добру и надеюсь стать отныне другим человеком…» говорит Скрудж духам.

Проснувшись Скрудж под влиянием этих духов начинает меняться: он радостно приветствует всех прохожих, поздравляя их с Рождеством Христовым, а своему офисному работнику прощает все долги. Более того, на улице Скрудж проявляет милостыню: начинает раздавать деньги, имущество нищим и бедным. C этого момента Скрудж перестает быть грустным и начинает по-настоящему радоваться и веселиться в Рождественскую ночь вместе со всеми. Так внутренне изменение Скруджа становится очень близким феномену покаяния и преображения личности, в целом характерному для русской литературы.

Помимо «Рождественской песни» среди произведений, посвященных празднику Рождества Христова, в творчестве Диккенса выделяются повести «Колокола» (“The Chimes”), «Сверчок за очагом» (“The Cricket on the Hearth”), Битва жизни (“The Battle of Life”) и «Одержимый, или сделка с призраком» (“The Haunted Man and the Ghost’s Bargain”). Еще у Диккенса существует также цикл «Рождественских рассказов» (“Christmas stories”) и романы, в которых празднику Рождества Христова уделяется большое внимание.

Однако именно вышедшая в декабре 1843 года «Рождественская песнь» в корне изменила отношение англичан к этому празднику. Она подвигла их не только к тому, чтобы готовить Рождественский пудинг, но и выходить в Сочельник на улицы, проявляя милостыню по отношению к нищим, бедным и обездоленным. Так именно с выходом «Рождественской песни» в общественном сознании англичан начинается культ праздника Рождества Христова.

Главный мотив писателя – это любовь ко Христу

Лейтмотивом всех диккенсовских произведений о Рождестве – это любовь ко Христу, которого писатель считал лучшим, Кто когда-либо жил на Земле. Именно об этом Диккенс говорит в своей книге «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (“The Life of Our Lord”), вышедшей уже после смерти писателя. Эта книга представляет собой краткий пересказ всех евангельских повествований для детей. Вот, что пишет Диккенс об Иисусе Христе, обращаясь к детям: «Милые мои дети! Я очень хочу, чтобы вы узнали о жизни Иисуса Христа. О нем следует знать всем. Никто из тех, кто когда-либо жил, не был таким хорошим, добрым и кротким, и так жалел бы всех, кто несчастен потому лишь, что дурно поступали или потому, что болели или еще почему-то. А сейчас Он на Небесах, куда и мы надеемся попасть после смерти и встретить там друг друга и вечно быть счастливыми все вместе…».

В этой вере в рай и любви ко Христу Диккенс, по словам английского христианского писателя Г. К. Честертона, возрождает средневековую Англию, только не ту Англию, которую в европейском обществе привыкли характеризовать как «темные века» (“Dark Ages”), где господствовал материализм и начинались воины, столкновения на религиозной, а ту уютную, если хотите «старую добрую Англию» в составе еще Вселенской Церкви, где еще жил апостол Августин, а в сердцах людей господствовали любовь и милосердие. В этом заключается суть своеобразия христианской рождественской философии Диккенса.

Эта философия передалась в том числе и многим русским писателям. Неслучайно, Диккенсом так зачитывался Ф. М. Достоевский, который говорил, что приниженные, справедливые, но уступающие, юродивые и забитые есть почти «во всяком романе у великого христианина Диккенса». А себя и свою жену Анну Григорьевну Достоевский часто в шутку называл мистер и миссис Микобер, по аналогии с героями романа о Дэвиде Копперфильде.

Александр Бабук, кандидат филологических наук

Беларусь, Минск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Интересно!

Спасибо, было интересно узнать
РомКа / 16.01.2021, 04:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Вадимович Бабук
Толкин и христианство
К 130-летию со дня рождения писателя
01.01.2022
Достоевский и Беларусь
К 200-летию со Дня рождения писателя
15.11.2021
Святорусское единство Достоевского
Писатель почитал Христа даже выше Истины
12.11.2020
Кому мы всё-таки служим – Богу или дьяволу?
О том, стоит ли православным праздновать Хеллоуин
30.10.2020
Все статьи Александр Вадимович Бабук
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09