Среди английских писателей есть совсем немного представителей, которые близки православным по духу. Одним из таких писателей является Джон Рональд Руэл Толкин (1892-1973), со дня рождения которого 3 января 2022 года исполняется 130 лет. История жизни этого художника слова и по сей день вызывает интерес.
Трагичное, но счастливое христианское детство. Будущий писатель родился в семье управляющего английского банка в Блумфонтейне, Оранжевое Свободное государство (в настоящее время это провинция Южно-Африканской Республики). Появление на свет Джона Толкина в 1892 г. и в 1894 г. его брата Хилари пришлось на время вооруженного конфликта между Южно-Африканской Республикой и Британской империей. К счастью, к тому моменту, когда этот конфликт разразился, Мэйбл Толкин, мать писателя, успела переехать в Англию вместе с детьми. Отец Артур Руэл Толкин обещал приехать к ним, как только закончит все свои дела, но не смог. В феврале 1896 г. он умер от ревматической лихорадки. В любом случае, Толкины уехали вовремя, поскольку в октябре 1899 г. в ЮАР началась Англо-бурская война.
После смерти отца вся забота о семье легла на хрупкие женские плечи матери Толкина. Она была глубоко верующей католичкой, и каждое воскресенье водила своих детей в храм на мессу вне зависимости от расстояния. Причем со временем она сознательно выбрала не англиканскую церковь, а католическую, т.е. сделала шаг навстречу более древней традиции, что сразу же подметили дети, когда она их впервые привела в костёл. Несмотря на то, что этот шаг тут же вызвал гнев и негодование среди ее родственников, это только её укрепило в собственном выборе, ибо сказано, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3: 12).
Эту религиозную активность Толкин потом перенял у матери и принес уже в свою взрослую жизнь. Когда он преподавал в Оксфордском университете, то старался ни одного воскресенья не проживать без посещения богослужения и участия в евхаристии, к чему призывал и детей своих. Это прибавляло ему физических и духовных силы для работы и творчества. Толкин очень сильно переживал за жизнь и судьбу своей матери, особенно, когда та заболела диабетом и умерла, не успев причаститься.
Оказавшись в католической общине, Толкины приобрели духовника в лице католического священника Фрэнсиса Моргана из Бирмингема, который достаточно тепло и заботливо к ним относился. Именно он продолжал заботится о Рональде и Хилари после смерти их матери. Наверное, по этой причине сам писатель потом говорил, что, несмотря на трагедии, которые ему пришлось пережить в раннем возрасте, детство его назвать несчастливым нельзя. В нем было место любви, которую он получил не только от родителей, но в том числе и в церкви.
Писатель, умеющий дружить. После поступления в школу короля Эдварда, Толкин вместе со своими друзьями основал дискуссионный клуб «Чайный клуб Бэрровианское общество» (ЧКБО). Суть этого клуба несмотря на громкое название заключалась в том, что однокурсники – Толкин, Кристофер Уайзмен (1893-1987), Роберт Гилсон (1893-1916) и Джеффри Бейчи Смит (1894-1916) – собирались после уроков в школьной библиотеке. Там они пили чай, вели беседы о жизни, своих увлечениях, но, прежде всего, о науке, языке и искусстве. На этих встречах Толкин, у которого была огромная страсть к языкам (особенно к древним), любил читать наизусть шедевры древней литературы, такие как «Беовульф», «Сага о Вёльсунгах» и т.д. Это сообщество во многом и сформировало Толкина как писателя, поскольку он всегда нуждался в сообществе интеллектуалов.
Но клуб ЧКБО просуществовал недолго. В 1914 году началась Первая мировая война, и студенты отправились на фронт. Джефри и Роберт живыми домой не вернулись. Толкин долго не мог пережить смерть своих товарищей. Джефри Бейчи Смит писал стихи, и Толкин в память о друге опубликовал его посмертный сборник стихов «Весенний урожай» («A Spring Harvest») со своим предисловием после своего возвращения с фронта.
По причине необходимости нахождения в среде интеллектуалов, таких, каким Толкин сам был, он во время преподавания в Оксфордском университете вместе со своим другом и соратником, другим христианским писателем Клайвом Стейплезом Льюисом (1898-1963) основал в 30-е г. прошлого века литературный дискуссионный клуб «Инклинги» («The Inklings»), просуществовавший почти двадцать лет. Именно в этом клубе Толкин впервые прочёл свое бессмертное творение «Властелин колец» («The Lord of the Rings»), принесшее ему мировую популярность.
Любому начинающему писателю, который хочет посмотреть на свое творение со стороны, необходимо прочесть его таким же коллегам по перу, как он сам. А желание читателя познакомиться с продолжением дает писателю дополнительный стимул к работе. Толкин и Льюис ради того, чтобы познакомить друг друга со своими произведениями как можно быстрее, встречались даже по ночам. Особенно Толкин спешил познакомить Льюиса с содержанием романа «Властелин колец», поэтому приходил к нему даже за полночь. Толкин неоднократно замечал в своих письмах, что произведение это никогда не было бы закончено, если бы не К.С. Льюис, который с нетерпением ждал продолжения и оберегал своего друга от неконструктивной критики, которой тот неоднократно подвергался со стороны других писателей клуба.
В итоге роман «Властелин колец» имел такой большой успех, что Льюис в 1961 г. предложил выдвинуть Толкина на Нобелевскую премию по литературе. Но премию получил сербский писатель Иво Андрич.
Почему Толкин может быть интересен православным? Произведения Толкина могут интересовать в том числе и для православных христиан по нескольким причинам, на мой взгляд.
Во-первых, личность Толкина существенно выделяется среди других английских писателей ХХ века, прежде всего, его биографией. Его мать, как мы уже сказали, сделала выбор из англиканства в сторону католичества. Такой шаг матери становится нам, православным христианам, весьма понятным, поскольку душа человека, будучи христианкой по своей природе, стремится к поиску Истины. Мы сейчас не будем вдаваться в богословские тонкости, зная об отступлении католической церкви от истины в сравнении с православной церковью. Мы лишь скажем, что на фоне воинствующего протестантизма и англиканства на Западе переход человека в более традиционную конфессию действительно является показательным христианским поступком.
В последствии такой же поступок перехода в более традиционную христианскую конфессию совершила и Эдит Мэри Толкин, жена писателя, что также вызвало бурю негодования у хозяина пансионата, где она проживала.
Толкин также уговаривал и Льюиса вернуться в католичество, однако тот все же остался при своем мнении. Но это не мешало этим двум писателям тесно дружить и общаться в рамках клуба и не только. Об этом свидетельствует их переписка.
Во-вторых, многие произведения Толкина наполнены христианскими сказочными образами. Вот почему эти произведения очень интересно и полезно читать не только взрослым, но и детям. Это в особенности касается эпического фэнтези «Властелин колец», который по своей сущности открывает врата в сказочный мир, где добро в лице хоббитов побеждает зло в лице орков, гоблинов, гномов и т.д., уничтожая кольцо, с помощью которого это зло производится. Миром добра управляет хоббит Фродо, миром зла – повелитель тьмы Саурон. Задача Фродо и его друзей – не дать Саурону завладеть магическим кольцом, символизирующем власть всего мира.
В-третьих, сказочные герои Толкина часто имеют прямую отсылку на реальных христианских персон. Так, например, в произведении «Письма Рождественского деда» («Letters from Father Christmas»), выполненном в форме эпистолярного жанра, письма Санта-Клауса к детям накануне праздника Рождества Христова часто подписаны именем «Николас Рождественский» («Father Nicolas Christmas»). Будучи воспитанным в католической церкви, Толкин действительно верил, что тот, кто приносит подарки детям на Рождество Христово, есть святитель Николай Чудотворец, фигурирующий под именем Санты.
В-четвертых, Толкин – прекрасный образец семьянина-христианина. Если почитать его письма к сыну Кристоферу, который стал впоследствии его популяризатором и биографом, то можно увидеть, насколько явно сильны христианские убеждения писателя и его готовность пойти на многое ради семьи и детей, хотя он называет свой счастливый брак с женой скорее исключением, чем правилом. Это было обусловлено тем, что Толкин, как он сам говорил, «в силу недостатков своего характера и темперамента», «зачастую не дотягивал до идеала», а жена его изначально не была католичкой, как мы уже сказали. Даже несмотря на то, что он не сдал вступительные экзамены с первого раза, силы и вдохновение он черпал в своей влюбленности, потому что его опекун был против того, чтобы он встречался с девушкой, которая была другого вероисповедания. Но в итоге выбор был сделан даже несмотря на то, что началась Первая мировая война, и невеста была уже помолвлена с другим человеком. Толкин высоко ценил свою жену Эдит Мэри, с которой они вместе прожили 55 лет жизни, родив и воспитав четверых детей. Сам же Толкин воплотил свою супругу в образе Лутин Тинувиэль (Luthien Tinuviel) в книге «Сильмариллион» («Silmarillion»).
Но главное не это. Главным у Толкина является его преданная любовь ко Христу и человеку. Рассказывая своему сыну о Боге и важности регулярного участия в богослужении, он говорит следующие слова: «Из мрака моей жизни, пережив столько разочарований, передаю тебе тот единственный, исполненный величия дар, что только и должно любить на земле: Святое причастие. В нем обретешь ты романтику, славу, честь, верность, истинный путь всех своих земных Любовей и более того – Смерть: то, что в силу божественного парадокса обрывает жизнь и отбирает все и, тем не менее, заключает в себе вкус (или предвкушение), в котором, и только в нем, сохраняется все то, что ты ищешь в земных отношениях (любовь, верность, радость), – это сохраняется и обретает всю полноту реальности и нетленной долговечности, – это то, к чему стремятся все сердца...».
Конечно, мы не должны романтизировать христианскую веру, и уж тем более Святое Причастие, потому что это есть главное Таинство, а не просто какое-то магическое действие. Дело состоит в той искренней любви, которую Толкин исповедуют к Богу и человеку как в своих произведениях, так и своей личной жизни. И эта любовь чувствуется в каждой строке.
Почему православным стоит читать зарубежных христианских писателей? Христианские писатели в Европе в настоящее время мало кому интересны, потому что сама Европа уже перестает быть христианской и переживает серьезный ценностно-антропологический кризис. В этой связи такие авторы, как Дж.Р.Р. Толкин и К.С. Льюис могу быть интересными православным. Эти художники слова, невзирая на чудовищную расхристанность европейской культуры после Первой и Второй мировой войны, все-таки пытаются рассуждать о христианских идеалах и ценностях: о святости брака, о самопожертвовании, о вере, о надежде, о любви и о том, что может вообще дать человеку христианская религиозная вера. В этом смысле К.С. Льюис очень хотел услышать от своего друга отзыв о своем знаменитом религиозном трактате «Христианское поведение», включенного в книгу «Просто христианство». Прочитав его, Толкин написал своему другу в черновике, что он не согласен с его предложением ввести два типа христианского брака – светского и церковного, ибо они противоречат друг другу: «…теперь парочка может благополучно развестись, поразвлечься с новыми партнерами, а затем «пожениться повторно». В нынешней ситуации, – она искусственно создается и уже создана, – обыкновенных, чуждых философии и религии людей закон не только не удерживает от непостоянства; напротив, к непостоянству они поощряемы и законом, и общественной традицией…».
Учитывая тот факт, что в настоящее время в европейской цивилизации благодаря стремительному навязыванию различных образов трансчеловека в форме ЛГБТ-сообщества и других губительных и разрушительных технологий, можно сказать, что институт христианского брака вообще исчезает с лица земли. Отсюда следует, что подобные рассуждения могут интересны в первую очередь тем молодым людям, которые собираются создать семью, в основе которой положены христианские ценности. Тогда они смогут понять, перед какими вызовами, ставящими институт брака на грань своего существования, они могут оказаться, когда эту семью создадут.
В-общем, читайте Толкина! Не пожалеете!
Александр Вадимович Бабук, кандидат филологических наук, Минск
122. Согласно А. Карпову - у Толкиена:Что зло можно победить. Вот она — победа, а дальше — спокойная жизнь. Тогда как в реальности битва со злом идёт до смертного часа.
Вы, государи мои, знаете о Кольце достаточно, чтобы понять то, что я говорю. От него зависит и наша судьба, и судьба Саурона. Если он им вновь завладеет, то тщетна ваша доблесть: победа его будет молниеносной и сокрушительной, такой сокрушительной, что он безраздельно воцарится в этом мире — Должно быть, до конца времен. Если же Кольцо будет уничтожено, то Саурон сгинет — и сгинет столь бесследно, что до конца времен, должно быть, не восстанет. Ибо он утратит всю силу, которой владел изначально, и разрушится все, что было создано его властью, а он пребудет во тьме кромешной безобразным исчадием мрака, будет грызть самого себя от бессилия воплотиться. И великое зло исчезнет из мира.
Неминуемо явится в мир иное зло, может статься, еще большее: ведь Саурон всего лишь прислужник, предуготовитель. Но это уж не наша забота: мы не призваны улучшать мир и в ответе лишь за то время, в которое нам довелось жить, нам должно выпалывать зловредные сорняки и оставить потомкам чистые пахотные поля. Оставить им в наследство хорошую погоду мы не можем.
"Возвращенье государя". с.171
121.
120. Имеющий уши да слышит.
https://www.youtube.com/watch?v=WhAASYyG554
119. Ответ на 114, Русский Иван:
"A moi, ma chère amie!" ( Борис Березовский)
118. Валерию
С наступающим Рождеством Христовым!
117.
https://www.youtube.com/watch?v=uz3UoieH-BU
116. Бракоделы...
115.
114. Сергей Швецов
113. Ответ на 112, р.Б.Алексий:
Не читали, а зряЕсли бы Виктор чаще использовал капслок, м.б. мой взгляд и зацепился бы не только за терновник)) Когда юноша научится тратить на изучение матчасти хотя бы четверть той доблести, с которой он отстаивает свое право на невежество и вменяет это в обязанность окружающим, я, возможно, что-нибудь и почитаю. А пока... тесты на знание матчасти и логику он провалил, а как только это понял, примитивно перешел на личности.
Вы демонстрирует не христианское отношение к людям.В этом мире, р.Б. Алексий, есть очень ограниченный круг лиц, имеющих право меня воспитывать. Вы точно не из их числа.