Как сообщалось, 4 сентября президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр незаконного квазигосударства Косово Авдула Хоти подписали при посредничестве президента США Дональда Трампа в Овальном кабинете Белого дома соглашение о нормализации экономических отношений. Об этом – беседа помощника главного редактора «Русской Народной Линии» Павла Тихомирова с профессором Зораном Чворовичем.
Павел Тихомиров: Господин Чворович, русские православные патриоты, наблюдающие за развитием ситуации на Балканах, отмечали, что в среде сербских конспирологов обострились тревожные настроения, суть которых сводилась к тому, что «Черногорию, дескать, обменяли на признание Косова». Имея в виду такие построения, согласно которым некий условный «Запад» якобы готов списать в утиль Джукановича в обмен на то, что вопрос признания «Республики Косова» будет, наконец, урегулирован.
Зоран Чворович: О Вашингтонском соглашении. Вашингтонское соглашение, когда дело доходит до вопроса статуса Косова и Метохии, должно быть истолковано в контексте других соглашений, которые были заключены или запланированы для заключения между Сербией и ложным государством «Республика Косова» в процессе, проводимом под покровительством ЕС.
Прежде всего, я имею в виду сделку в Брюсселе с 2013 года, а также окончательное всеобъемлющее соглашение о нормализации отношений, заключение которого является условием всех условий в требованиях Вашингтона и Брюсселя к Белграду.
Чтобы понять связь между этими соглашениями, следует понимать, что сецессия, как и связанная с ней проблема появления новых государств, - явления одного политического процесса. Несмотря на то, что они регулируют совершенно разные вопросы и заключаются в различных посреднических отношениях, Брюссельское и Вашингтонское соглашения преследуют одну и ту же цель, которая определяется словом «нормализация».
Брюссельское соглашение «нормализовало» (с точки зрения албанских сецессионистов и их западных кураторов) ситуацию с точки зрения суверенитета т.н. «Республики Косова», так как Сербия уже по факту убрала атрибуты реального суверенитета с севера КиМ и из анклавов (государственные органы и правовой порядок). А «Республика Косова» утвердила на этих территориях полный и неподдельный суверенитет, т.е. наивысшую власть.
П.Т.: Вашингтонское Соглашение «нормализовало» ситуацию не только в политическом, но и в экономическом отношении.
З.Ч.: Вашингтонское Соглашение создаёт экономические и политические условия для выживания ложного государства «Республики Косова».
Экономическая нормализация заключается в том, что Сербия при поддержке США завершает на своей части территории строительство в ключевых автомобильных и железнодорожных путей, которые связывают т.н. «Республику Косова» с Кридором 10. Тем самым, обеспечивают экономическое выживание Приштины и сухопутную связь инфраструктур НАТО на Косове.
С учетом сказанного, Вашингтонское Соглашение создало ключевые предпосылки для включения Сербии в исключительную зону интересов США. А без присмотра США над Сербией в конечном итоге несостоятельна была бы и т.н. «Республика Косово». При всем этом у Вучича не было конституционных полномочий заключить Вашингтонское Соглашение, поскольку в парламентской системе, как и в Сербии, правительство устанавливает и проводит внешнюю политику, в то время как президент государства только церемониально представляет государство за рубежом.
На это указал в своём сообщении юридический совет движения по защите Косова и Метохии. Речь идёт о содружестве, объединяющем десятки самых уважаемых сербских интеллектуалов, ученых и профессоров университета.
П.Т.: …Ну, дело-то сделано. Конечно, «диванным экспертам» многое не ведомо, однако, вызывает недоумение вот что. До того, как Вучич заключил окончательное соглашение по нормализации отношений между Сербией и т.н. «Республикой Косова», можно было, по крайней мере, выторговать Белграду Север Косова. Вначале речь шла о четырёх муниципалитетах. Потом – о трёх муниципалитетах, с предоставлением Косовской Митровице статуса некой зоны, находящейся под международным протекторатом.
Сербские патриоты всё это гневно отвергали, повторяя, что «Косово – это Сербия!», причём всё Косово, а не только какая-то его часть, пусть и промышленно развитая. Теперь же в этих «диванных спорах» поставлена точка. Никакой «компенсации» Сербия не получит. Отношения будут «нормализованы». Это как?
З.Ч.: До заключения окончательного соглашения о «нормализации» можно было ещё ожидать дополнительного соглашения о создании Ассоциации сербских муниципалитетов в рамках независимого Косово. Это, конечно, всё равно являлось бы преступлением против Конституции, нарушением территориальной целостности Сербии.
При этом неясно, как представители России могут, с одной стороны, поддерживать территориальную целостность Сербии, не признавая лжегосударство Косова, а с другой – признавать её, «Республики Косова», организации, как например, ЗСО, воспринимая её в качестве инструмента защиты сербского национального меньшинства в независимом Косово.
Одним словом, Вашингтонское Соглашение является лишь одним из договоров в том процессе, который ведёт ЕС и США, и которые должны до конца легализовать конструкцию, сфабрикованную в результате преступлений агрессии НАТО против Югославии.
П.Т.: Политическими последствиями Вашингтонского Соглашения является то, что Сербия поставлена в полную зависимость от США.
З.Ч.: И это было сразу же подтверждено в символическом смысле отказом от участия в военных учениях в Белоруссии.
Вашингтонское Соглашение также принесло полное поражение России в балканском направлении, поскольку с точки зрения официальной Москвы единственный гарант политики военного нейтралитета и сербско-российских связей Александр Вучич поставил себя под полный контроль США.
Если Россия согласится на соглашение о нормализации отношений между Приштиной и Белградом и не использует право вето при приёме т.н. «Республикой Косова» в ООН, то, боюсь, что в этот момент официальная Россия (речь, подчёркиваю, идёт не о русском народе) потеряет влияние и репутацию в сербском обществе. Которые, как вам хорошо известно, гораздо больше, чем в любом другом государстве мира.
Вхождение албанской сепаратистской республики в ООН будет означать окончательное вытеснение России с Балкан.
П.Т.: Да, с этим никто не спорит. Другое дело, что люди, наблюдавшие за развитием ситуации, давно уже не питали никаких особых иллюзий по поводу будущего Косова и Метохии. В нашей старой кинокомедии мошенники говорят фразу, ставшую за прошедшие полвека народной поговоркой, тем, что сейчас обозначают ублюдочным словцом «мэм»: «Всё уже украдено до нас!» Вопрос Косова и не мог решиться никаким иным способом. Сербов просто варили в тёплой воде. Как лягушек из притчи. Пока «лягушек варили», апатия, ставшая следствием непрерывной деградации общества и экономики, стала настолько всеобъемлющей, что никаких особых потрясений фиксация утраты Косова уже и не вызовет… Прости за цинизм.
С другой стороны, можно предположить, что вскоре условные англо-саксы пересоберут политическую конструкцию Балкан. Причём сербам отдадут довольно престижную роль в некоем неоюгославском интеграционном проекте. Естественно, это произойдёт после того, как РФ будет изгнана и в народе будет проведена русофобская информационная кампания. Причём проводится эта кампания будет со вполне патриотических позиций.
Я в следующей части нашей беседы озвучу своё видение сценария разворачивания проамериканской агитации в Сербии.
Бывали же в новейшей истории Югославии целые эпохи русофобии и британофилии. Это и предвоенные годы, и послевоенные гонения на «сталинистов», и т.д. Так что я не вижу в таком повороте ничего невероятного.
1. 1