Либеральные журналисты интересуются церковной жизнью только тогда, когда предоставляется возможность уязвить Русскую Православную Церковь. В связи с беспорядками в Белоруссии их взгляд вновь оказался прикован к Церкви, точнее, к участию её клириков в акциях протеста в республике.
Одно из ведущих либеральных изданий в России журнал «Сноб» опубликовал пространное интервью с настоятелем витебского костёла Святого Антония Падуанского Вячеславом Бароком.
По его мнению, «католики сейчас ничем не отличаются от представителей других церквей и, скажем, православные и протестанты смотрят на происходящее (протесты в Белоруссии. – РНЛ) теми же глазами. Слава Господу, в этом противостоянии добра и зла мы едины. И давайте обратим внимание, что не католический митрополит Тадеуш Кондрусевич был первым, кто не смог продолжить исполнять свои обязанности в стране после начала противостояния. Еще раньше был снят со своей кафедры православный митрополит Павел. И гражданское общество сейчас убеждено, что сняли его за продемонстрированную им позицию, в частности, за посещение в больнице пострадавших от столкновения с силовиками».
Любопытная интерпретация ксёндзом решения Священного Синода, да ещё с отсылкой к убеждённости гражданского общества. Хотя посещение теперь уже бывшим Патриаршим экзархом митрополитом Павлом (Пономарёвым) пострадавших участников беспорядков в больнице скорой медицинской помощи города Минска вызвало недоумение у православной общественности. Напомним, что, проявив милосердие, владыка зачем-то пустился в опасные рассуждения, что он надеется на справедливое расследование преступлений, совершённых в ходе недавних протестных акций. И даже сказал: «Держитесь, поправляйтесь и не падайте духом!», что было воспринято как поддержка протестующих. При этом пострадавших во время беспорядков милиционеров и омоновцев митрополит Павел не посетил, и такая избирательность не осталась незамеченной и государственной властью республики, и сторонниками Лукашенко.
Еще один православный архиерей закономерно нравится католическому ксёндзу из Витебска. Он с удовлетворением отмечает, что в Белоруссии «есть и другие православные иерархи, например епископ Артемий из Гродно, который открыто говорит о том, что в стране попрана правда и что все, кто участвовал в искажении правды во время выборов, должны принести покаяние. Об этом же говорят и католики, и протестанты. Мы здесь едины».
Ксёндз засвидетельствовал, что среди православных в республике нашлись люди, выразившие сочувствие белорусским католикам в связи с отказом во въезде в Белоруссию их главарю Тадеушу Кондрусевичу, митрополиту Минско-Могилёвскому, председателю Конференции католических епископов в Беларуси. Отвечая на вопрос корреспондента, «БПЦ, насколько я знаю, не стала делать официальных заявлений по поводу запрета Кондрусевичу на въезд в страну», Вячеслав Барок сказал следующее: «Да, действительно, не стала. Более того, пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин специально сообщил, что таких заявлений от имени церкви не последует. Однако лично от себя выразил сочувствие и попросил отнестись к этому решению с пониманием. Однако в поддержку католиков в этой ситуации высказалось много православных мирян, были и слова поддержки от отдельных священников. Так что и здесь видно, что никто не хочет пользоваться решением властей для каких-то собственных интриг. Если такие расчеты и были, то они не оправдались».
Как утверждает ксёндз, «в Беларуси выросло новое поколение. Они не хотят приспосабливаться ко лжи. Это касается и молодых священников разных конфессий. На проповедях они говорят не так, как это было принято 30 лет назад. Они стремятся открыто защитить человеческое достоинство. И католическая церковь не может это не поддерживать».
Любопытно, что президент Белоруссии Александр Лукашенко во вчерашнем интервью представителям ведущих российских СМИ также заговорил о новом поколении. По мнению белорусского лидера, беспорядки в Белоруссии имеют не только внешние причины, но и внутренние.
«Мы спросили, кто в этом заинтересован, с чьей стороны, собственно говоря, он (А. Лукашенко. – РНЛ) ждал и ждет подвоха. С одной стороны, конечно, по его словам, это причины внешние. За всем, как он считает, стоят, прежде всего, американцы, а действуют они через центры в Польше и в Чехии. Но есть причины и внутренние. <...> В Белоруссии выросло два новых поколения и сформировался небольшой класс "буржуйчиков", как он сказал, и это действительно привело к недовольству, они хотят власти», — процитировал Лукашенко ведущий программы «Вести» на телеканале «Россия 1» Евгений Рожков.
Хороший термин — «буржуйчики» — придумал президент Белоруссии. Если трактовать его не только применительно к богатству, но и в смысле ориентации на определённые ценности, можно заметить, что и среди клириков Белорусского экзархата Русской Православной Церкви есть эти самые «буржуйчики». Причём, некоторые из них занимают важные церковные посты. Наиболее известные — председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин (45 лет) и заместитель председателя Миссионерского отдела Белорусского экзархата Московского Патриархата священник Александр Кухта (27 лет).
Светские и церковные белорусские «буржуйчики», как правило, ратуют за т.н. «белорусскую автокефалию», большую «независимость» Белоруссии от России, перевод богослужения на белорусскую мову, и выступают против всего русского, в том числе против Русского мира.
«Буржуйчики» появились и существуют в определённой благоприятной среде, которую создала отчасти белорусская власть при, как минимум, молчаливом одобрении иерархии. Разговоры о вреде т.н. «политического православия», что в переводе на русский означает отказ от союза Белоруссии и России, о том, что идеологии не место в Церкви, что на самом деле означает ориентацию на Запад и на либеральные ценности. Вот и появились в Белорусском экзархате «буржуйчики».
«Буржуйчики», как верно заметил Александр Григорьевич, «хотят власти». Это верно и применительно к Церкви. Советское поколение иерархов и священников, привыкшее с уважением относиться к государственности, уходит, им на смену идут люди, ориентированные на ценности западного буржуазного мира. «Буржуйчики», по слову Лукашенко. Но эти ребята могут развалить не только Русский мир, но и Церковь…
Пока не поздно, надо бы поставить «буржуйчиков» на место.
В этой связи определённые надежды на очищение Церкви вселяет избрание владыки Вениамина (Тупеко) митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим экзархом всея Беларуси. Архипастырь известен как молитвенник, консерватор, сторонник единства Русской Православной Церкви.
Редакция Русской народной линии
10. Ответ на 7, Порфирий: одно другому не мешает, но очень даже помогает
9. К вопросу о "Сказке о Мальчише-Кибальчише..."
8. Ответ на 1, Лукич:
7. Ответ на 3, Наблюдатель:
6. Ответ на 1, Лукич:
5. Ответ на 3, Наблюдатель: Буржуйчики и панночки
4. Ответ на 1, Лукич:
3. Ответ на 1, Лукич: что за кич?
2. Ответ на 1, Лукич:
1. Долго сдерживался, но вот опять...