Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие во Всероссийском открытом уроке «Помнить – значит знать».
В своём выступлении Глава государства заверил, что Россия не собирается полностью переходить на дистанционное образование. «Дистанционный способ получения образования не может заменить реальный, традиционный, он может только дополнять традиционный способ получения знаний. Поэтому никто у нас в стране не планирует переходить полностью к дистанционному обучению. Нецелесообразно, и ни к чему, повторю. Планов таких нет просто», - заявил Владимир Путин.
Заявление Президента России прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
Отрадно слышать здравую позицию Главы государства. Однако, как не раз отмечал сам Владимир Владимирович Путин, ныне мы живём в информационном обществе. И владельцы транснациональных корпораций (Гугл и прочие), распространяющие IT-технологии и насаждающие цифровые идеологии, явно не согласны с Владимиром Путиным. Мне даже неприятно выговаривать слова «цифровизация» и «информатизация».
Работая в образовании, я постоянно подвергаюсь атакам сетей с предложением дистанционного образования. И, конечно, весьма многим предпринимателям, рассматривающим образовательную деятельность как способ зарабатывания денег, выгодно работать дистанционно – открывать свои дистанционные школы, университеты, коих теперь наплодилось на просторах мирового Интернета, как поганок после дождя. Руководители таковых дистанционных учебных заведений делают заманчивое предложение, учитывая слабости своих жертв – «учеников», которые подпав под влияние «цифровизаторов», заплатят большие деньги и получат свои корочки, что в информационном обществе они являются в высшей степени образованными пользователями.
Я окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета, прежде чем заниматься научной работой и покорять другие сферы. А теперь вдруг я нахожу в Интернете очень заманчивое предложение стать филологом, пройдя дистанционный экспресс-курс. И в мои студенческие годы и ныне конкурсы на филологический факультет приличных университетов, включая СПбГУ, очень высоки. А тут не нужно совершать особых усилий – просто заплати и станешь филологом!
Президент высказывает определенную позицию, которую мы все поддерживаем. Но не стоит смотреть на всё через «розовые очки» и думать, что цифровой мир так легко поддастся слову нашего Президента. Власть денег в рыночном обществе никто не отменял, в том числе Президент. А капитализм диктует свои законы и устанавливает свои правила: что будет выгодно – обязательно узаконят.
Дистанционное образование для тех, кто рассматривает образование как способ получения денег, очень выгодно. Затраты ресурсов – минимальные. Не нужно открывать школы, замерять социальную дистанцию, а просто надо заставить людей поверить, что единственный способ получения качественного образования – это дистанционка.
Что делает власть? Король может приказать то, что хотят исполнять его подданные. И если люди захотят учиться дистанционно, если им так будет выгоднее и проще, то они его получат. И власти ничего не смогут сделать. Поэтому для сохранения традиции необходимо повышать статус учителя в классе, как личности, как человека, как источника культуры, образованности в высшем смысле слова. В нашем обществе учитель традиционно почитался. Но теперь этого нет. Сейчас учитель – даже не госслужащий. Куда там, в сто раз меньше зарплата, чем у госслужащего. Но хотя бы был уважаемым специалистом в системе образования. Однако теперь учитель – неудачник, которого всерьёз не рассматривают как конкурента дистанционной системы образования, где занимаются не обучением, а перепрограммированием людей.
Необходимо на государственном уровне решать проблемы очного образования в традиционном духе. Напомню, что раньше учителей часто награждали государственными орденами и давали чиновничьи высокие степени. Например, папа Ленина имел очень солидный статус, хотя был лишь учителем, и только потом стал инспектором школ. И тем не менее, будучи простым учителем, он мог содержать семью и дать детям высшее образование. Был уважаемым человеком в обществе. Что вытворили его дети – уже другой вопрос. В России статус учителя был гораздо выше его нынешнего положения.
1 сентября, в День знаний, учителей одаривают цветами, говорят им добрые слова, но 2 сентября они вновь становятся «мальчиками для битья», самыми виноватыми в обществе. Над учителем повесили Дамоклов меч: будешь плохо себя вести — переведём образование на дистанционные рельсы, а тебя сократим. В условиях постоянной переаттестации и компьютерных пыток я сомневаюсь в компетентности современного учителя в качестве источника культуры и образованности. Вряд ли мы получим достойного конкурента дистанционной системе, где учителем может стать каждый, кому не лень: надо лишь уметь делать рекламу и «разводить» своих жертв.