Но сила Божия и в немощах наших может проявиться! И недостатки народа, и даже грубые пороки его могут пойти ему же косвенно впрок, служа к его исправлению, если только Господь от него не отступится скоро. Константин Леонтьев
В следующем году Россия будет вспоминать 300-летие важнейшего события российской истории – преобразование России в империю. Тогда, 22 октября по ст.ст. Пётр I по прошению сенаторов принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского. Россия стала империей, т.е. государством, от мнения которого зависели судьбы мира. На протяжении последующих веков влияние России неуклонно росло, а в отдельные периоды – после побед в европейских и мировых войнах – Россия приобретала ключевую роль в международных делах.
В ХХ в. русский народ дважды делал попытку сбросить с себя «бремя белого человека», отвечающего за судьбы мира, обеспечивающего необходимый баланс сил, не позволяющего злу довлеть и брать верх. И оба раза это обернулось катастрофой как для самой России, так и для всего человечества. Последствия 1917 г. в виде бесчисленных больших и малых войн, апофеозом которых стала Вторая мировая и нацизм, мы уже изучаем по учебникам истории. 1991-й год ещё не закончен – мы по-прежнему внутри цунами, порождённого обрушением СССР, но уже очевидны страшные потери, которые понёс мир. Символы этой трагедии – Ирак, Югославия, Ливия.
В основе и 1917-го, и 1991-го лежит один и тот же феномен: отбрасывая идеализм как основу жизни государства, общества и человека (в виде Православия при царе или в виде коммунизма в Союзе), русский народ бросался в пучину безжалостного и беспощадного материализма («землю крестьянам», «экспроприируй у экспроприаторов» в начале ХХ в. и «бери от жизни всё» в конце его).
Русская революция – это жажда земных благ, сопровождаемая особо циничным, даже садистским издевательством над своими вчерашними святынями. Так уничтожалось Православие при большевиках, и также глумились над ценностями советского общества либералы.
В основе такой острой реакции лежит врождённое стремление к идеальному и чуткое чувство справедливости русского народа, который, видя критическое расхождение между декларируемыми идеалами и действительностью, не в состоянии примириться с ложью и даёт такую страшную «аллергическую» реакцию.
Но каждая революция включает в себя две стадии – саму революцию и реакцию на неё, т.е. её торможение (см. исследования Питирима Сорокина).
Как более подробно рассматривалось в нашей статье «Три шага русской революции», символом реакции на революцию большевиков в 1917 г. стал похоронивший её Сталин, сам – плоть от плоти дитя революции.
Сегодня много говорят о Сталине, и оценки расходятся диаметрально. Проблема здесь не только в его двойственной фигуре революционного реакционера, пришедшего к власти как революционер-победитель и убившего революцию, как покушающуюся на существование самой России. В этом контексте он навсегда останется фигурой противоречивой и достойной памятника только великого скульптора.
Но оценку Сталина в сегодняшней России дополнительно осложняет ещё один фактор: сегодня Россия в своём общественном развитии повторяет путь СССР в период правления Сталина.
Россия в 2020 г. – это страна, которая после революционного разгрома 90-х гг. была заново отстроена на новом идеологическом фундаменте победившего либерализма. При этом революционный актив, крушивший Союз, был выдавлен из власти, а наиболее агрессивные из революционеров были либо посажены, либо изгнаны из страны. И всё это было осуществлено ближайшим сподвижником вождя либерального движения. Если это не «ремейк» истории России 20-30-х годов вплоть до нюансов политических биографий, то что?
Таким образом, отношение к Сталину в сегодняшней России – это не выбор коммунистической идеологии, не признание преимуществ советского строя. Это острый политический манифест, суть которого можно свести к следующему: поддержка Сталина – это запрос на торможение революции, на реакцию.
Но если не разобраться с фигурой Сталина, не понять, в чём его заслуга перед Россией (а она – именно в том, что он задушил революцию), невозможно не сбиться и в оценке В.В. Путина.
Ответ на знаменитый вопрос – ху из мистер Путин – прост: он революционный реакционер XXI в., человек либеральных взглядов, ходом исторического процесса приведённый к необходимости торможения революции и задавивший её.
Рассматривая поправки в Конституцию с такой точки зрения, т.е. с высоты хода исторического развития страны, становится понятно, что на самом деле они направлены не в будущее и уж тем более не касаются сугубо технических вопросов сохранения власти.
Поправки в Конституцию – это закрепление того, что сделано за 20 лет борьбы с революцией. Путин – не Пётр Великий, который не только поднял Россию на дыбы, но каким-то магическим способом так и оставил стоять, возвышаясь над всеми народами, но и норовя ежесекундно сорваться в пропасть. Путин – стратег позиционной войны, стремящийся очередной законодательной траншеей затвердить за страной, за народом рубеж, отвоёванный нечеловеческим напряжением нервов и умов, а порой и кровью.
Попытка либералов принизить значение происходящего, подменить его смыслы рассказами про «обнуление» – это понятное желание не признавать поражения революции, не участвовать в подписании акта о своей капитуляции.
С другой стороны, в народе накопилось колоссальное напряжение от экономических трудностей, от некомпетентности и безответственности элиты, которая является по своему составу едва ли не худшей за всю историю страны (отсюда и такие удручающе малые достижения за последние двадцать лет), от некстати обрушившейся на страну эпидемии. И в отсутствие иных возможностей высказаться неприятие поправок выглядит формой протеста против всего этого, протеста против бессмысленно потерянной жизни целого поколения.
Люди хотят осмысленности в своём существовании. Люди стремятся вырваться из парадигмы современной экономической модели, в которой платят только за воровство и его прикрытие, но не за труд. Людям (пусть даже они и не понимают этого, находясь в насквозь прокажённом воздухе современной культуры) как никогда сегодня нужны идеалы, мировоззрение, вдохновляющее их на работу, на служение, на тяготы повседневной жизни.
И именно сейчас тьму нашего современного бытия вдруг осветил первый робкий луч восходящего солнца: в ст. 671 Конституции появляются удивительные слова, которых в государственных документах русский народ не читал ни разу за прошедшие сто лет – «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». Причём «Бог» написан с большой буквы.
За эти слова, возможно, единственные в Конституции – можно умирать. А значит России возвращается смысл жить, потому что нельзя жить, не имея за что умирать. Во всяком случае русскому народу.
Итак, нам снова даётся шанс на возрождение. Да, впереди тяжёлые невзгоды. Потому что мир катится в какую-то апокалиптическую пропасть (хотя есть подозрение, что Россия в ней уже побывала в 90-х). Потому что народ тяжело болен физически и нравственно. Потому что почти потеряно выросшее в чаду либерализма целое поколение, рождённое на переломе двух столетий. «К счастью», оно крайне малочисленно, и есть надежда, что его влияние будет ничтожно.
Но нет преград, который бы не смог преодолеть народ, у которого на знамени начертаны «Бог», «вера» и «предки».
С Богом на знамени мы снова можем мечтать: не о процентной ставке или курсе валют, но о Евангелии как основе закона в государстве и нравственности в обществе, о семье, которую объединяет не общая ипотека, а любовь и многочадие, о труде, который служит на пользу народа и обеспечивает достойную жизнь…
Мечты – столько их накопилось у русских мальчиков, что хватит на весь мир. Вселенная, встречай возрождённую Россию, – она возвращается!
Олег Николаевич Хлестов, правовед, публицист, Москва
1. Статья на 5 -