В прошлом году на русском языке вышла любопытная книга Яша Тандона «Торговля – это война. Война Запада против всего мира», в которой раскрываются технические механизмы встраивания формально независимого государства в колониальную систему Запада.
Сама книга была написана ещё в 2015 г. Автор Яш Тандон – угандиец индийского происхождения, много лет представлявший страны Африки на переговорах с международными организациями, как, например, ВТО, которая, по мнению автора, «была создана для того, чтобы принести пользу США, ЕС и Японии за счёт остального мира» (с. 31).
Описывая современный неоколониализм, Тандон приводит определение, которое дал первый президент Ганы Кваме Нкрума:
Суть неоколониализма заключается в том, что государство, которое ощущает на себе его воздействие, теоретически является независимым и имеет все внешние атрибуты международного суверенитета. В действительности же его экономическая система и, следовательно, политический курс диктуются извне (с. 152).
Инструменты, которые использует Запад для колонизации, – это помощь, торговля, инвестиции и технологии. Тандош подробно – буквально на примерах технических поправок в разные документы – рассматривает, как Запад выстраивает стратегию давления, используя эти инструменты. Сначала подсаживает на «помощь», уничтожающую, например, самостоятельное хозяйство, а потом шантажирующий прекращением «помощи» в случае непринятия «системы преференций», которая на поверхности выглядит как льготный режим торговли неоколонии с нео-метрополией, а на самом деле является инструментом выкачивания ресурсов.
На примере Кении он приводит конкретные цифры: помощь стране на условные 97 млн долларов в год оборачивается убытками на 742 миллионов в год. А для четырёх стран Восточной Африки цифра потерь достигает уже астрономических 1,8 млрд долларов. В ГОД (с. 96).
И это только подсчитанные потери без учёта, по сути, полного уничтожения национальной промышленности, которая в условиях «открытого рынка» лишается возможности конкурировать с более дешёвыми и качественными западными товарами.
Парадокс, но, несмотря на предупреждения Тандоша и его экспертов, африканские правительства подписали эти соглашения. На вопрос «зачем» Тандош аккуратно отвечает: «чтобы ответить на этот вопрос, придётся дождаться, пока станет известно обо всём, что происходило за кулисами на протяжении нескольких месяцев, предшествовавших подписанию, – это задача историков» (с. 97).
Но в целом причины на поверхности: ультиматум ЕС о возможном применении санкций, внутреннее лобби экономических групп, могущих потерять свой бизнес в случае неподписания документов, а также любопытный западный инструмент – финнансирование переговорщиков от Африки самим ЕС...
В этой связи уместно упомянуть цитируемую Тандошом книгу Франца Фанона «Чёрная кожа, белые маски» (1952 г.), в которой Фанон пытается объяснить «зависимость» и «неадекватность» чёрных через психоаналитическую теорию: «Даже после обретения независимости чёрным “подданным” трудно избавиться от комплекса неполноценности, который является неизбежным следствием процесса колонизации».
По словам Фанона, это особенно характерно для образованных чернокожих, которые хотят быть принятыми своими белыми наставниками. «Негр, порабощённый своей неполноценностью, и белый человек, порабощённый собственным превосходством, ведут себя в соответствии с невротической ориентацией» (с. 21).
Интересны и рассуждения Тандоша о возможных путях выхода из колониальной зависимости.
Во-первых, необычный, «африканский» взгляд на «нацию». По его мнению, это «теоретическая абстракция, которую наполняет жизненной энергией “национализм” или “национальное освобождение”, где ключевым является “освобождение”. Люди ищут освобождения – освобождения от угнетения и эксплуатации. Люди стремятся к “самоопределению”, где “я” определяется и переосмысливается в ходе борьбы за освобождение. Освобождение – это лейтмотив, меняется только самоидентификация» (с. 160).
Как ни парадоксально, но африканский взгляд в этом вопросе очень похож на ситуацию в России. Также искусственно определённые границы, разрезавшие по-живому русский народ. Также не до конца понятные критерии определения русскости (язык, культура, религия, территория – всё и уже, и шире одновременно). И чётко осознаваемое ощущение угнетения, преодоление которого действительно лучше сформулировать через «национальное освобождение», а не через «национализм», имеющий к тому же определённые негативные коннотации.
Решение проблемы неоколониализма Тандош видит в «отстранении» – тысячи лодок больших и малых народов постепенно отплывают от корабля капитализма, ссылаясь на книгу Самира Амина «Разрыв связей ради полицентричного мира», написанную ещё аж в 1990 г., когда глобализация ещё, казалось, не началась (год до распада СССР).
В рамках концепции «отстранения» действует и «регионализм», как процесс, противоречащий интеграции в глобализацию.
И, наконец, Тандош отдельное место уделяет санкциям, которыми, по сути, империя сама отстраняет «трудные страны» от глобализации. Санкции, наложенные на Россию после Крыма, упомянуты в том же ключе.
Таким образом, можно сделать вывод, что процессы, запущенные Крымом и СВО, являются не столько вызовом для России, сколько шансом уцелеть, отплывая от тонущего «Титаника» западного капитализма.
Характерно, что столь резкий разворот российской политики произошёл не по воле самой России, а через череду обстоятельств, в которых мы выступили, по сути, пассивной стороной (западный переворот в Киеве, подготовка Западом операции на Донбассе, эскалация Западом обстановки в ходе начавшейся СВО).
Таким образом, несмотря на нежелание и сопротивление российских элит (едва ли описание психологии негров не идеально подходит для нашей элиты), Россия мучительно отплывает от края бездны, одновременно преодолевая колониальное порабощение (как мы могли это не видеть раньше! за одно это прозрение нужно благодарить СВО) и центростремительные силы истории.
Олег Николаевич Хлестов, правовед, публицист, Москва
Впервые опубликовано в телеграмм-канале «Генерал Селивачёв»