Сегодня в обществе разгорелись споры о том, нужно или нет «оцифровывать» образование. Полный и сокрушительный провал «дистанционки» показал, что подводных камней здесь столько, что этот процесс по сложности и непредсказуемости не уступает сплаву по самой капризной горной реке. Кроме того, есть еще одно огромное «но», которое способно если и не поставить окончательный крест на всем проекте «Цифровая школа», то вполне серьезно его затормозить. Как уже неоднократно оказывалось, главной проблемой авторов внедрения в России масштабных трансгуманистических планов является их отрыв от реалий нашей жизни.
В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано: «…для достижения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, необходимо создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, то есть развитие цифрового образования как основы развития цифровой экономики».
С тех пор прошло два года. Что было сделано за это время, в частности в Новосибирской области? С одной стороны, немало. Теоретическая часть отработана, спору нет. Вышли постановления, распоряжения, методические рекомендации, согласно которым к 2024 году должны быть созданы условия «для внедрения <...> современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» (Из «Паспорта регионального проекта «Цифровая образовательная среда»).
Мало того, не далее как 18 мая этого года на сайте областного минобра появилась информация о том, что с 22 мая начинается поэтапное повышение квалификации директоров образовательных учреждений «по цифровой трансформации школы». Программа была разработана Министерством просвещения РФ, Фондом новых форм развития образования и РАНХиГС.
«Цифровая трансформация школы является необходимым условием развития национального образовательного пространства в условиях перехода к цифровой экономике», – сказано в новостной статье.
А вот самые свежие новости: 11 июня на том же сайте сообщили, что Институт образования НИУ «Высшая школа экономики» начал обучение «региональных команд специалистов, участвующих в проведении мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2020 году».
«Мониторинг будет основываться на результатах проведенной апробации (в соответствии с письмом департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования министерства просвещения РФ от 28.11.2019 №02-1168) и осуществляться с августа по сентябрь 2020 года на территории Новосибирской области».
В самом Новосибирске и некоторых городах области практическая часть проекта также более-менее продвигается – где есть ресурсы и есть возможности реализовать столь грандиозные планы. Но стоит отъехать подальше...
Село Яркуль-Матюшкинское Усть-Таркского района находится от Новосибирска в 560 километрах. По нынешним меркам, село немаленькое – почти 600 жителей. В школе обучается 106 детей. Учителя стараются сделать все возможное для того, чтобы ребятишки не чувствовали себя обделёнными в знаниях по сравнению со сверстниками, живущими ближе к «очагам цивилизации». Но, как показали коронавирусный карантин и резкий переход на дистанционное обучение, их педагогический опыт и личное желание ничего не значат, если они не подкреплены современными технологиями. А вот с этим в школе, прямо скажем, не очень. Возраст компьютеров, имеющихся в наличии, превышает 10 лет, скорость интернета также оставляет желать лучшего. На оснащение же новым оборудованием денег, как водится, нет. Школе, по словам директора, кроме скоростного интернета, необходимы не менее десяти компьютеров или ноутбуков со всей полагающейся программной начинкой, а это сумма немалая. В нынешнем году её уж точно никто не даст – в результате «форс-мажорных» обстоятельств в экономике, то бишь введения поголовной «самоизоляции» предприятий и фирм, бюджеты всех уровней скукожились по максимуму. Рассчитывать на богатых спонсоров тоже не приходится – таковых в районе, где отсутствуют крупные производства, попросту нет. Резюме: юным яркуль-матюшкинцам до вхождения в «современную и безопасную цифровую образовательную среду» ещё очень далеко.
Как и учащимся Журавской средней школы Чистоозерного района Новосибирской области. Те 513 км, что отделяют село от областного центра, не мешают детям получать знания классическим, традиционным методом, но вот неделя дистанционного обучения стала для них, а также их родителей – не говоря уже об учителях, – серьёзным испытанием.
Во-первых, выяснилось, что смартфоны – эти игрушки для хотя бы немного обеспеченных горожан, – имеют далеко не все сельские ребятишки и их родители. А если и имеют, то без подключения к Интернету. Про компьютеры и говорить не приходится – их нет у большинства школьников. То есть видеосвязь учеников с учителем как необходимое условие «дистанционки» не могла быть обеспечена уже хотя бы по этой причине.
Далее, малышня – первоклашки, да и более старшие по возрасту дети, не понимают, как пользоваться этими самыми современными технологиями. Ну маленькие они ещё, понимаете? Не продвинутые, как их городские сверстники. И родители их тоже обычные люди, далёкие от нынешней виртуальной реальности. Проверять выполненные уроки у своих чад в тетрадях после полного трудового дня (коровы ведь на «самоизоляцию» не уходили, и поля не ждали окончания карантина) – это ещё ладно, а вот что-то там куда-то вписывать на экране – уж увольте. Километры потраченных нервов и вёдра пролитых слез за эту неделю приобщения к «чудесам цифровизации образования» никто не считал.
Ну и третье: учебные платформы, без которых пропадает весь смысл дистанционного обучения, и оно превращается просто в игру «домашнее задание дал» – «домашнее задание принял» (и наоборот), «зависли» в первый же день этого эксперимента сразу и надолго. Причину смотри выше: низкая скорость интернета и старое «железо», как говорят программисты. Резюме-2: журавским детям тоже придётся подождать своей очереди для вхождения в «цифровую образовательную среду» еще n-ное количество лет.
Долог путь туда и учащимся Орловской средней школы, что находится в Татарском районе НСО, в 523-х с «хвостиком» км от областного центра. Проблема всё та же: компьютеры, на которых учителя пытаются обучить ребят азам программирования, превышают возраст некоторых обучаемых почти в два раза – пресловутому «железу» насчитывается два десятка лет. Если когда-нибудь в районе создадут музей компьютерной техники, такие раритетные экспонаты займут там одно из почетных мест.
Резюме-3: дети из сельских районов – не только из перечисленных школ – оказались на обочине прогресса. По словам и учителей, и начальников районных управлений образования, среди них немало талантливых ребят, многие являются победителями самых разных конкурсов. То есть говорить о том, что традиционное школьное образование в селе намного уступает городскому, не приходится. Не уступает, а в чем-то, наоборот, даже превосходит его, хотя бы потому, что классы зачастую малокомплектные, стало быть, можно «достучаться» до каждого ученика. Но «компьютеризация» ещё не проникла в сёла настолько, чтобы, по замыслу наших доморощенных трансгуманистов, можно было с легкостью перескочить из одной, «устаревшей», по их мнению, формы обучения в другую, более современную.
Впрочем, все вышеперечисленные примеры – это ещё не предел расстояния до амбициозной цели – «достижения глобальной конкурентоспособности российского образования».
Село Лопатино Татарского района отделяют от Новосибирска 550 км. Численность населения на 1 января 2019 года, по данным сельсовета, составляла 488 человек. В местной школе обучаются около ста детей – из самого Лопатино и из близлежащей деревни Тайлаково. И главной проблемой здесь является даже не низкая скорость интернета, а его полное отсутствие, как, впрочем, и обычной сотовой связи. «Современные технологии» здесь представлены лишь проверенной десятилетиями стационарной телефонной линией и компьютером в его доинтернетном понимании как пишущей и счетной машинки. Чтобы читателям можно было лучше понять, как живется людям XXI-го «цифрового» века в таких дремучих условиях, стоит процитировать одно из обращений главы Лопатинского сельсовета к представителям областной власти:
«По причине отсутствия сотовой связи и мобильного интернета (жители населённых пунктов пользуются стационарными телефонами, которыми тоже обеспечено не всё население по причине малой мощности АТС), подавляющее большинство жителей нашей территории не имеют возможность получать полную информацию через интернет, полноценно общаться, не могут выражать своё мнение на специализированных сайтах. Также в настоящее время все государственные учреждения стараются оформлять свои услуги через портал "Госуслуг". Население проходит регистрацию на портале, находясь в г. Татарске, но, не имея сотовой связи, в дальнейшем пользоваться им не могут.
МБОУ "Лопатинская СОШ" зарегистрирована на цифровой образовательной платформе "Дневник.ру" для более полного информирования родителей об учебном процессе, успеваемости детей, но большинство родителей не могут воспользоваться этой услугой.
В настоящее время испытывают трудности студенты, которые обучаются дистанционно в связи со сложившейся обстановкой (имеется в виду карантин и самоизоляция – Г.П.)...».
А это – цитата из ответа главе Татарского района и.о. министра цифрового развития и связи Новосибирской области (Минцифра НСО) от 25.11.2019 г.:
«В связи с тем, что обозначенные в Вашем письме населённые пункты насчитывают, по данным федеральной службы статистики, менее 250 жителей (...Орловка – 206 чел., <...> Тайлаково – 76 чел.), они не вошли по критерию численности ни в федеральный проект устранения "цифрового неравенства" (обеспечение услугами связи населённых пунктов от 250 до 500 жителей), ни в региональный проект "500+" (обеспечение услугами связи населённых пунктов свыше 500 жителей), реализуемый в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области". По причине малой численности в указанных населенных пунктах операторами сотовой связи не планируется развитие сетей в ближайшем инвестиционном периоде».
Село Лопатино (центр муниципального образования, в которое входит деревня Тайлаково) в ответе не фигурирует, но, судя по тому, что цитировавшееся выше обращение главы сельской администрации датировано 13 мая сего года, перспектива приобщения лопатинцев к благам цивилизации в ближайшее время тоже весьма сомнительная, хотя формально село и подпадает под условия федерального проекта. Просто потому, что даже если произойдёт чудо и Минцифра внезапно передумает и осчастливит сельчан скоростным интернетом вкупе с сотовой связью, срочно приобрести всем семьям с детьми современные компьютеры точно не получится. По весьма прозаической причине: нет денег. Самый обычный компьютер, как говорится, «без наворотов», стоит около 40 тысяч рублей. Причём, его нужно вначале заказать (вместе с нужными программами), привести сюда, потом найти в селе соответствующих специалистов, чтобы подключить к сети, и в дальнейшем организовать обслуживание, то есть ремонт и настройку. Иначе вскоре он, действительно, превратится в простое «железо», экспонат гипотетического музея компьютерной техники. Конечно, смартфон стоит в разы дешевле и проблем с ним намного меньше. Но компьютер он собой не заменит.
Отсюда, резюме-4: прежде чем замахиваться на глобальные проекты «цифровизации образования», нужно вначале спросить обычных людей – тех же родителей из отдалённых сельских районов: а готовы ли они к переходу на современные технологии? Причём, не только морально, но и материально? Могут ли они позволить себе такую покупку? Готовы ли к этому переходу и главы администраций, на плечи которых лягут проблемы с обеспечением всех сельских школ новейшей техникой в достаточном количестве? Имеется ли в районах и, главное, в отдалённых селах необходимое число соответствующих специалистов? И так далее, и так далее...
Без положительного ответа на эти вопросы проект «Цифровая школа» рискует превратиться в чисто городскую забаву. А село так и будет жить своей, земной, реальной жизнью, далёкой от виртуальных трансгуманистических идей. Так и хочется сказать: может, оно и к лучшему. Но как же тогда быть с «глобальной конкурентоспособностью российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»?
Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск
2. Ответ на 1, marsob:
1. «Цифровой школы» в России в ближайшее время не будет