«Цифровой школы» в России в ближайшее время не будет

Как в сибирской глубинке переходят на современные технологии

Цифровая экономика  Электронный концлагерь 
0
1202
Время на чтение 9 минут

Сегодня в обществе разгорелись споры о том, нужно или нет «оцифровывать» образование. Полный и сокрушительный провал «дистанционки» показал, что подводных камней здесь столько, что этот процесс по сложности и непредсказуемости не уступает сплаву по самой капризной горной реке. Кроме того, есть еще одно огромное «но», которое способно если и не поставить окончательный крест на всем проекте «Цифровая школа», то вполне серьезно его затормозить. Как уже неоднократно оказывалось, главной проблемой авторов внедрения в России масштабных трансгуманистических планов является их отрыв от реалий нашей жизни.

В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано: «…для достижения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, необходимо создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, то есть развитие цифрового образования как основы развития цифровой экономики».

С тех пор прошло два года. Что было сделано за это время, в частности в Новосибирской области? С одной стороны, немало. Теоретическая часть отработана, спору нет. Вышли постановления, распоряжения, методические рекомендации, согласно которым к 2024 году должны быть созданы условия «для внедрения <...> современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» (Из «Паспорта регионального проекта «Цифровая образовательная среда»).

Мало того, не далее как 18 мая этого года на сайте областного минобра появилась информация о том, что с 22 мая начинается поэтапное повышение квалификации директоров образовательных учреждений «по цифровой трансформации школы». Программа была разработана Министерством просвещения РФ, Фондом новых форм развития образования и РАНХиГС.

«Цифровая трансформация школы является необходимым условием развития национального образовательного пространства в условиях перехода к цифровой экономике», – сказано в новостной статье.

А вот самые свежие новости: 11 июня на том же сайте сообщили, что Институт образования НИУ «Высшая школа экономики» начал обучение «региональных команд специалистов, участвующих в проведении мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2020 году».

«Мониторинг будет основываться на результатах проведенной апробации (в соответствии с письмом департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования министерства просвещения РФ от 28.11.2019 №02-1168) и осуществляться с августа по сентябрь 2020 года на территории Новосибирской области».

В самом Новосибирске и некоторых городах области практическая часть проекта также более-менее продвигается – где есть ресурсы и есть возможности реализовать столь грандиозные планы. Но стоит отъехать подальше...

Село Яркуль-Матюшкинское Усть-Таркского района находится от Новосибирска в 560 километрах. По нынешним меркам, село немаленькое – почти 600 жителей. В школе обучается 106 детей. Учителя стараются сделать все возможное для того, чтобы ребятишки не чувствовали себя обделёнными в знаниях по сравнению со сверстниками, живущими ближе к «очагам цивилизации». Но, как показали коронавирусный карантин и резкий переход на дистанционное обучение, их педагогический опыт и личное желание ничего не значат, если они не подкреплены современными технологиями. А вот с этим в школе, прямо скажем, не очень. Возраст компьютеров, имеющихся в наличии, превышает 10 лет, скорость интернета также оставляет желать лучшего. На оснащение же новым оборудованием денег, как водится, нет. Школе, по словам директора, кроме скоростного интернета, необходимы не менее десяти компьютеров или ноутбуков со всей полагающейся программной начинкой, а это сумма немалая. В нынешнем году её уж точно никто не даст – в результате «форс-мажорных» обстоятельств в экономике, то бишь введения поголовной «самоизоляции» предприятий и фирм, бюджеты всех уровней скукожились по максимуму. Рассчитывать на богатых спонсоров тоже не приходится – таковых в районе, где отсутствуют крупные производства, попросту нет. Резюме: юным яркуль-матюшкинцам до вхождения в «современную и безопасную цифровую образовательную среду» ещё очень далеко.

Как и учащимся Журавской средней школы Чистоозерного района Новосибирской области. Те 513 км, что отделяют село от областного центра, не мешают детям получать знания классическим, традиционным методом, но вот неделя дистанционного обучения стала для них, а также их родителей – не говоря уже об учителях, – серьёзным испытанием.

Во-первых, выяснилось, что смартфоны – эти игрушки для хотя бы немного обеспеченных горожан, – имеют далеко не все сельские ребятишки и их родители. А если и имеют, то без подключения к Интернету. Про компьютеры и говорить не приходится – их нет у большинства школьников. То есть видеосвязь учеников с учителем как необходимое условие «дистанционки» не могла быть обеспечена уже хотя бы по этой причине.

Далее, малышня – первоклашки, да и более старшие по возрасту дети, не понимают, как пользоваться этими самыми современными технологиями. Ну маленькие они ещё, понимаете? Не продвинутые, как их городские сверстники. И родители их тоже обычные люди, далёкие от нынешней виртуальной реальности. Проверять выполненные уроки у своих чад в тетрадях после полного трудового дня (коровы ведь на «самоизоляцию» не уходили, и поля не ждали окончания карантина) – это ещё ладно, а вот что-то там куда-то вписывать на экране – уж увольте. Километры потраченных нервов и вёдра пролитых слез за эту неделю приобщения к «чудесам цифровизации образования» никто не считал.

Ну и третье: учебные платформы, без которых пропадает весь смысл дистанционного обучения, и оно превращается просто в игру «домашнее задание дал» – «домашнее задание принял» (и наоборот), «зависли» в первый же день этого эксперимента сразу и надолго. Причину смотри выше: низкая скорость интернета и старое «железо», как говорят программисты. Резюме-2: журавским детям тоже придётся подождать своей очереди для вхождения в «цифровую образовательную среду» еще n-ное количество лет.

Долог путь туда и учащимся Орловской средней школы, что находится в Татарском районе НСО, в 523-х с «хвостиком» км от областного центра. Проблема всё та же: компьютеры, на которых учителя пытаются обучить ребят азам программирования, превышают возраст некоторых обучаемых почти в два раза – пресловутому «железу» насчитывается два десятка лет. Если когда-нибудь в районе создадут музей компьютерной техники, такие раритетные экспонаты займут там одно из почетных мест.

Резюме-3: дети из сельских районов – не только из перечисленных школ – оказались на обочине прогресса. По словам и учителей, и начальников районных управлений образования, среди них немало талантливых ребят, многие являются победителями самых разных конкурсов. То есть говорить о том, что традиционное школьное образование в селе намного уступает городскому, не приходится. Не уступает, а в чем-то, наоборот, даже превосходит его, хотя бы потому, что классы зачастую малокомплектные, стало быть, можно «достучаться» до каждого ученика. Но «компьютеризация» ещё не проникла в сёла настолько, чтобы, по замыслу наших доморощенных трансгуманистов, можно было с легкостью перескочить из одной, «устаревшей», по их мнению, формы обучения в другую, более современную.

Впрочем, все вышеперечисленные примеры – это ещё не предел расстояния до амбициозной цели – «достижения глобальной конкурентоспособности российского образования».

Село Лопатино Татарского района отделяют от Новосибирска 550 км. Численность населения на 1 января 2019 года, по данным сельсовета, составляла 488 человек. В местной школе обучаются около ста детей – из самого Лопатино и из близлежащей деревни Тайлаково. И главной проблемой здесь является даже не низкая скорость интернета, а его полное отсутствие, как, впрочем, и обычной сотовой связи. «Современные технологии» здесь представлены лишь проверенной десятилетиями стационарной телефонной линией и компьютером в его доинтернетном понимании как пишущей и счетной машинки. Чтобы читателям можно было лучше понять, как живется людям XXI-го «цифрового» века в таких дремучих условиях, стоит процитировать одно из обращений главы Лопатинского сельсовета к представителям областной власти:

«По причине отсутствия сотовой связи и мобильного интернета (жители населённых пунктов пользуются стационарными телефонами, которыми тоже обеспечено не всё население по причине малой мощности АТС), подавляющее большинство жителей нашей территории не имеют возможность получать полную информацию через интернет, полноценно общаться, не могут выражать своё мнение на специализированных сайтах. Также в настоящее время все государственные учреждения стараются оформлять свои услуги через портал "Госуслуг". Население проходит регистрацию на портале, находясь в г. Татарске, но, не имея сотовой связи, в дальнейшем пользоваться им не могут.

МБОУ "Лопатинская СОШ" зарегистрирована на цифровой образовательной платформе "Дневник.ру" для более полного информирования родителей об учебном процессе, успеваемости детей, но большинство родителей не могут воспользоваться этой услугой.

В настоящее время испытывают трудности студенты, которые обучаются дистанционно в связи со сложившейся обстановкой (имеется в виду карантин и самоизоляция – Г.П.)...».

А это – цитата из ответа главе Татарского района и.о. министра цифрового развития и связи Новосибирской области (Минцифра НСО) от 25.11.2019 г.:

«В связи с тем, что обозначенные в Вашем письме населённые пункты насчитывают, по данным федеральной службы статистики, менее 250 жителей (...Орловка – 206 чел., <...> Тайлаково – 76 чел.), они не вошли по критерию численности ни в федеральный проект устранения "цифрового неравенства" (обеспечение услугами связи населённых пунктов от 250 до 500 жителей), ни в региональный проект "500+" (обеспечение услугами связи населённых пунктов свыше 500 жителей), реализуемый в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области". По причине малой численности в указанных населенных пунктах операторами сотовой связи не планируется развитие сетей в ближайшем инвестиционном периоде».

Село Лопатино (центр муниципального образования, в которое входит деревня Тайлаково) в ответе не фигурирует, но, судя по тому, что цитировавшееся выше обращение главы сельской администрации датировано 13 мая сего года, перспектива приобщения лопатинцев к благам цивилизации в ближайшее время тоже весьма сомнительная, хотя формально село и подпадает под условия федерального проекта. Просто потому, что даже если произойдёт чудо и Минцифра внезапно передумает и осчастливит сельчан скоростным интернетом вкупе с сотовой связью, срочно приобрести всем семьям с детьми современные компьютеры точно не получится. По весьма прозаической причине: нет денег. Самый обычный компьютер, как говорится, «без наворотов», стоит около 40 тысяч рублей. Причём, его нужно вначале заказать (вместе с нужными программами), привести сюда, потом найти в селе соответствующих специалистов, чтобы подключить к сети, и в дальнейшем организовать обслуживание, то есть ремонт и настройку. Иначе вскоре он, действительно, превратится в простое «железо», экспонат гипотетического музея компьютерной техники. Конечно, смартфон стоит в разы дешевле и проблем с ним намного меньше. Но компьютер он собой не заменит.

Отсюда, резюме-4: прежде чем замахиваться на глобальные проекты «цифровизации образования», нужно вначале спросить обычных людей – тех же родителей из отдалённых сельских районов: а готовы ли они к переходу на современные технологии? Причём, не только морально, но и материально? Могут ли они позволить себе такую покупку? Готовы ли к этому переходу и главы администраций, на плечи которых лягут проблемы с обеспечением всех сельских школ новейшей техникой в достаточном количестве? Имеется ли в районах и, главное, в отдалённых селах необходимое число соответствующих специалистов? И так далее, и так далее...

Без положительного ответа на эти вопросы проект «Цифровая школа» рискует превратиться в чисто городскую забаву. А село так и будет жить своей, земной, реальной жизнью, далёкой от виртуальных трансгуманистических идей. Так и хочется сказать: может, оно и к лучшему. Но как же тогда быть с «глобальной конкурентоспособностью российского образования, вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»?

Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1, marsob:

Да, действительно, разрыв между декларациями чиновников от образования и реальностью колоссальный. И, главное, у детей осмысленное выражение лица. В районных центрах собираются организовывать т.н."Точки роста", как попытку приобщения сельских детей к цивилизации. Будут квадрокоптеры строить. Это называется"без портков, но в шляпе".
Алина / 16.06.2020, 13:38

1. «Цифровой школы» в России в ближайшее время не будет

Никогда не думала, что такое сообщение доставит радость! Так и хочется сказать: какое счастье! Действительно, никогда не знаешь где хорошо, а где плохо на самом деле... А детишкам от всего сердца желаю вырасти сильными, выбрать дело по душе и стать замечательными специалистами в своей области на благо России!
marsob / 16.06.2020, 09:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Анатольевна Пырх
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Кто стоит за беспределом?
История мытарств многодетной матери вышла на новый виток
09.08.2023
Все статьи Галина Анатольевна Пырх
Цифровая экономика
Лекция в Троицкой православной гимназии о
цифровой гигиене, применение которой созрело ещё вчера...
23.11.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
О рисках внедрения искусственного интеллекта в здравоохранении
19.11.2024
Будет ли атомная война?
Какое будущее готовит нам мировое теневое правительство
06.11.2024
Все статьи темы
Электронный концлагерь
«Люди видят опасность и пытаются спасать своих детей»
На Западе еще остались люди со здравым смыслом, в том числе в отношении того, что называется ценностями, требующие ограничить малолетних от деструктивного контента в интернете
29.10.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34