Конструктивное мышление или реконструкция несбыточного?

Отклик на статью Владиславы Романовой «Социализм и новый мировой порядок»

Бывший СССР  Православный социализм 
0
708
Время на чтение 5 минут

Полемика о православном социализме на РНЛ длится давно, но итоги её никак не просматриваются. Потому как сама тема содержит в себе противоречия, которые неустранимы, о чем статья Владиславы Романовой нам напомнила.

Если зреть в корень, то это противоречия между общественным, коллективистским, и личным, индивидуальным, всегда присутствующие в обществе.

При этом нельзя упускать из виду, что благодаря противоречиям общество развивается и живёт.

Только личность несёт в себе новизну, которую воспринимает общество, коллектив, обновляемые вслед за личностью. И только общие интересы, подчинённость порядку, установленному в этих общих интересах, поддерживают среду, в которой личность может гармонично развиться.

Чувство меры самое поврежденное из всех человеческих чувств.

То личность занесёт в противостоянии с обществом, чем-то не устраивающим индивидуальность. То общество, раздражённое или напуганное непонятой активностью личности, начинает её чрезмерно ограничивать.

А чувство меры вытекает из веры. Нет веры – нет и меры. Повреждена вера – неправильна и мера. С несовершенной мерой мы пытаемся как-то устроить мир.

Пробуем привести к согласию тех, кто с небрежностью неофитов пугает своё окружение, не приемлет ограничений, и не может разговаривать с теми, кого лидерское положение со временем ослабляет, вынуждая отсев потенциальных конкурентов.

Если личность способна что-то поменять в обществе, претендуя на роль лидера, то она трезво осознаёт, что любое лидерство предполагает и преимущество в уровне потребления. Лидер, не принимающий потребления как мерило своей эффективности – лидер ненадолго.

Пока идёт борьба за смену парадигмы общественной жизни, действующих правителей и элиты обоснованно обвиняют в несправедливом и завышенном потреблении в ущерб потреблению населения.

В эту пору равенство потребления является признаком новой культуры и воспринимается образом нового устройства жизни. Но эта культура существует лишь пока равенство привлекательно на фоне вопиющего неравенства.

После смены элит новые лидеры, подтверждая свой статус, должны выделяться потреблением, которое не может быть ординарным. В России так повелось, что смена лидеров предполагает и передел собственности.

Слой людей богатых, которые уровнем потребления могли бы равняться лидеру, у нас долго не живёт. Потому для нас характерно пренебрежение к собственности, как основе потребления. Но не от того, что мы народ безсеребренников. А от того, что собственность у нас не вечна и даже не длительна. И формируется чаще методом передела, чем упорным вековым накоплением.

В русском архетипе всегда был человек нестяжатель, сторонник умеренного потребления, нормального для выживания и продолжения рода. Этот тип сформировали условия жизни и отсутствие возможности накопления в результате сурового климата и низкой производительности сельскохозяйственного труда, который долгие века был основой национальной экономики.

Но с научно-технической революцией и возможностью быстрого накопления капиталов наш традиционный тип умеренного потребителя естественно и быстро меняется.

Пока мы жили в условиях глубоко идеологизированного государственного капитализма, разрешавшего накопления только государству, ограниченный в потреблении советский человек воспроизводил вековой национальный архетип жителя полосы рискованного земледелия. В ментальном смысле социалистический период нашей истории глубоко соответствует докапиталистическому периоду.

Но личности людей активных, наблюдавших более высокий уровень потребления забугорья, не могли смириться с лишением их пятисот сортов колбасы против наших трех-четырех, да и тех в дефиците.

Когда говорят о борьбе всякого рода диссидентов за права и свободы против тирании партии, жесткой идеологии, обслуживавшей экономику госкапитализма, я не верю этим «светлым» порывам. Диссидентствующие страстно хотели не политических прав, в которых мы до сих пор не особенно чего понимаем, а комфорта и потребления уровня западных кинофильмов. С автомашинами, барами, пляжами, модами, бытовым комфортом.

Всё это вместо занятости с восьми утра у заводского станка с последующим возвращением в убогую коммуналку, в которой, как свидетельствует поэт, «на тридцать девять комнаток всего одна уборная».

Конечно, были 140 000 000 миллионов бесплатно полученных у государства квартир, были бесплатные санатории и музыкальные школы, но уровень бытового потребления, безнадёжно отстававший от западного, повседневно искажал представления населения.

Вступив на путь «непрерывного роста благосостояния советского народа», СССР, как носитель госкапитализма, запустил демонтаж идеологии социалистического потребления, ограниченного на уровне гарантированного выживания. Сломал механизм сосредоточения капиталов только в государстве, допустив накопление капиталов частника. Сначала номенклатурного, а затем любого, кто может, кто более предприимчив.

Православный социализм, против которого В.Романова обоснованно возражает в части культуры и религии, в сфере экономики предполагает возврат к государственному капитализму.

На практике это означает национализацию крупных, а возможно, и средних, правдами и неправдами накопленных частных имуществ, а также возврат к основному признаку православного социализма – ограничению потребления до уровня гарантированного выживания.

А вот это уже вопрос политической борьбы!

Потому как добровольно никто не согласится отказаться от потребления на уровне мировых стандартов. Такие стандарты могут быть либо по каким-то причинам снижены, либо они могут стать в политическом плане преступны. Второй вариант уже проходили и к нему нельзя вернуться.

Первый исключает независимую политику одного государства. Он предполагает всемирную, общую практику по снижению стандартов потребления.

Это в России Н.Сомин может писать свои любопытные сочинения. В мире его просто не поймут.

Мотивы снижения стандартов потребления могут быть только всемирными и только рациональными, без всяких идеологических изысков и ретроспективной тоски. Вот такие проекты реалистичны и насущно нужны. Но в системе одного государства ничего нельзя создать, потому что нет замкнутых систем и быть не может.

Павел Иванович Дмитриев, правовед, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 1, Брат:

За счет спекуляций на православии хотят поднять и обелить социализм. Кто-то сознательно, большинство - несознательно, дискредитируют святые понятия.

Да ведь всё ровно наоборот. За счёт спекуляций на православии хотят поднять и обелить капитализм. Какую статью псевдоправых ни взять, каждая таким "обелением" переполнена (даже и в прямом смысле слова - обязательно присутствует и прямая или скрытая апологетика белых). Святые для русского человека понятия дискредитируются с очевидностью протестантским понятием "священной частной собственности". А некоторые "критики" вообще договариваются до того, что капитализм "спасителен", так как только в нём человек "лично" проявляет своё следование христианским заповедям. При социализме же человек спастись не может - за него всё делает государство. У таких "критиков" (Андрей Карпов, да и Вы тоже) получается, что раз при социализме нет нищих, некому подать милостыню, то и спастись невозможно (это моя явная формулировка одного замаскированного утверждения уважаемого Андрея Карпова). У Вас и у Ваших единомышленников капиталист заведомо праведнее, чем любой человек, живущий при социализме, потому что капиталист так или иначе занимается "благотворительностью", а человек социализма "отстранён" от личного спасения государством. Но такое "богословие" не христианское, а оккультное, лишающее человека дарованной ему Господом свободы воли. Не говоря уже о логических натяжках, не замечаемых ради "уничтожения" социализма. Православный социализм - вполне христианское понятие.

3. «Один из них был правым уклонистом - другой, как оказалось, ни при чем»?

Павел Иванович Дмитриев, правовед, православный публицист: «Мотивы снижения стандартов потребления могут быть только всемирными и только рациональными, без всяких идеологических изысков и ретроспективной тоски... …Но в системе одного государства ничего нельзя создать…»///////////////////////////////////////////////////////// А в Православии разве не «заложена» мотивация к разумному потреблению как на уровне человека так и «в рамках» соответствующей среды жизни отдельного государства? К чему, в таком случае, ожидание-«ставка» на мотивы всемирные?

2. Ответ на 2, Александр Волков:

«Неотроцкизм» да и только?

Александр, троцкизмом в данном опусе даже не пахнет. Троцкизм - это всё же левый уклон. Который Дмитриеву абсолютно чужд. Юрист-публицист не преминул пнуть Н.В.Сомина зачем-то. Других опасностей он не видит, понятно.
Полтораки / 20.05.2020, 10:40

1. «…никак не ожидал он - такого вот конца»? (из детской песенки)

Павел Иванович Дмитриев, правовед, православный публицист: «Мотивы снижения стандартов потребления могут быть только всемирными и только рациональными, без всяких идеологических изысков и ретроспективной тоски... …Но в системе одного государства ничего нельзя создать…»///////////////////////////////////////////////////////// «Неотроцкизм» да и только?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Иванович Дмитриев
Проблема момента или вечности?
Победа России невозможна без внутренней трансформации
02.09.2025
История России 20-го века требует осмысления, а не морально-политической оценки
Мавзолей – это сфинкс, напоминающий об опасностях, которых страна избежала
11.08.2025
Нельзя изменить жизнь, не меняясь самим
Почему в отношении денег для многодетных ничего не решёно?
11.07.2025
Демография как общественная шизофрения
Как сохраниться обществу, закосневшему в ценностях малодетности и бездетности?
04.07.2025
История как путь в утерянный Рай
Утратившее ориентиры человечество ищет путь к бессмертию
28.06.2025
Все статьи Павел Иванович Дмитриев
Бывший СССР
Не позволим разъедать нацию изнутри
Время давно диктует нам быть русскими – иного не дано
17.09.2025
Бешенство шакалов не лечится
Никаких перемирий: киевский режим должен быть уничтожен
15.09.2025
«Петля Анаконды» и «Посейдон» – детант или конец?
О противостоянии России-Катехона и США-Левиафана
15.09.2025
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Теракты в Нью-Йорке и «общак» «глубинного государства»
Вместе с «башнями-близнецами» оказались погребены тайны золотого картеля
12.09.2025
Все статьи темы
Православный социализм
Общинное владение землей
Судьбы русской деревни. Статья первая
16.07.2025
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Об одной распространённой путанице
14.07.2025
Будущее, в котором хотелось бы жить народу
Нам нужны справедливость, духовность и нравственность с опорой на прочный и честный материальный достаток, высокий уровень образования, культуры и науки
10.05.2025
Есть ли в России социальная справедливость?
Об одном примечательном опросе ВЦИОМ
08.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2025 23:00
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2025 22:40
Россия на распутье
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:32
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:20
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:12
«Я первый генерал, перед которым Бонапарте так бежит»
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:40
Почему суд над Юшковым, а не над «судьями»?
Новый комментарий от Человек
17.09.2025 18:33