Грядущий мировой экономический кризис-2020, спровоцированный пандемией, некоторые эксперты сравнивают с Великой депрессией 1929-1933 гг. История показывает, что из таких кризисов страны выходят по-разному: кто-то делает рывок вверх, кто-то вниз, кто-то застревает в болоте стагнации. Те кризисные времена Страна Советов использовала для индустриального прорыва, когда из депрессивных стран развитого капитализма импортировала заводы, машины, высококвалифицированные кадры. Правда, для оплаты импорта пришлось проводить жесткую мобилизацию ресурсов путём коллективизации и организации трудовых лагерей (ГУЛаг), что позволило поставлять в закрома Родины экспортную продукцию: зерно, золото, древесину. Мобилизация внутренних финансовых ресурсов осуществлялась за счёт добровольно-принудительного распространения государственных заёмных облигаций. Организующей силой мобилизации стали компартия и силовые структуры, где вооружённые идеологией пассионарии, во имя достижения целей революции, были беспощадны и к врагам и к отступникам в своих рядах. В нынешнее время, при отсутствии государственной идеологии и дефиците пассионариев, есть возможность организовать прорыв в развитии страны иными методами.
Ресурсы для прорыва. Прорыв в экономике может обеспечить только реиндустриализация (повторная индустриализация), которая обеспечит восстановление промышленного потенциала на новой технологической основе и устранит угрозу индустриально-технологической зависимости от стран-конкурентов. Сырьевые и энергетические ресурсы страны для её реализации можно считать отмобилизованными, так как они, по большей части, сконцентрированы в двух десятках крупных компаний, большинство которых контролируется государством. Денежные резервы государства вряд ли будут доступны, так как пойдут на спасение депрессивной экономики и исполнение социальных обязательств. Финансовых ресурсов отечественного крупного бизнеса недостаточно даже для старта масштабной реиндустриализации. При нынешних ограничениях к внешним рынкам капитала, главным инвестиционным ресурсом страны остаются внутренние накопления, которые по экспертным оценкам составляют около триллиона долларов в оффшорах и примерно 500 млрд $ на депозитах и под матрасом. Остаётся придумать мотивацию, которая будет стимулировать владельцев этих капиталов к инвестициям в индустриальные проекты.
Какие ресурсы у нас в дефиците? Во-первых, это высокотехнологичные средства производства, освоить их выпуск необходимо в первую очередь в рамках проектов реиндустриализации и зачастую в обход санкциям. Во-вторых, это дефицит высококвалифицированных кадров, устранить который в среднесрочной перспективе можно будет только за счёт импорта, учитывая, что происходящие преобразования в сфере науки, образования и подготовки профессиональных кадров принесут свои плоды не ранее 30-х годов в силу инерционности этого процесса.
Как организовать реиндустриализацию. Сложившаяся экономическая ситуация в стране должна подтолкнуть власть к такому нестандартному решению, сродни тому, что ей удалось реализовать в военной сфере. И одним из немногих оптимальных вариантов такого решения может стать создание совместно с компаниями топливно-энергетического и горно-металлургического сектора промышленности, которые формируют большую часть доходов бюджета страны Фонда реиндустриализации (ФР). Эти компании сохраняют конкурентоспособность на мировом рынке, однако и они испытывают дефицит инвестиций в области технической и технологической модернизации из-за внешних ограничений доступа к рынкам капитала и передовых технологий. К тому же нефтяные компании нуждаются в диверсификации производства, так как закат доминирования нефти на рынке моторного топлива не за горами.
Такого рода ограничения являются для государства и бизнеса одним из основных мотивирующих факторов для поиска совместного решения проблем модернизации и развития на основе частно-государственного партнёрства. Учредителями и членами ФР станут как государственные, так и негосударственные организации (компании), а голоса в управляющем совете распределятся в соответствии с квотой, которая зависит от экономических показателей организации. Чтобы конвертировать ресурсный потенциал ФР в инвестиционный капитал, необходимо наделить его полномочиями по эмиссии специальной инвестиционной валюты, обеспеченной высоколиквидными резервами в виде благородных металлов и углеводородов, сформированные за счёт взносов членов фонда. Такая валюта станет реальной альтернативой доллару, который является главной резервной валютой лишь потому, что его эмиссия и системное регулирование мировых товарно-денежных расчётов находится в одних руках (у дядюшки Сэма).
Как это сделать? Россия стабильно поставляет на мировой рынок высоколиквидные товары топливной и металлургической промышленности на сумму 300–350 млрд. $ в год (в среднем с 2009 по 2019гг.). Причём стабильность экспортных поставок гарантирована наличием доказанных запасов полезных ископаемых на десятилетия вперёд, только по углеводородам и золоту их стоимость составляет около 10 трл.$. Из этого следует, что потенциал товарного обеспечения эмиссии твёрдой валюты составляет не менее 300 млрд. $.
Такого объёма эмиссии не хватит для полномасштабной денежной реформы, однако выпуск специального инвестиционного рубля (ИР) позволит запустить инвестиционную программу сопоставимую с программой перевооружения вооружённых сил. Полезно напомнить, что выпуск параллельной твёрдой валюты неоднократно осуществлялся в истории нашей страны для решения государственных финансово-экономических проблем. Остаётся разработать архитектуру и механизм функционирования параллельной кредитно-денежной системы, где расчётной единицей будет национальная твёрдая валюта. Реализовать план по выпуску инвестиционной валюты можно по следующей концептуальной методике.
Методический подход для валютной эмиссии. Учредители ФР принимают решение о формировании валютных резервов, а также резервов высоколиквидных экспортных товаров, сформированные в две корзины: 1 - благородные металлы; 2 - углеводороды. Товарные корзины пополняются за счёт части ежегодных взносов горных и нефтяных компаний – участников фонда. Первая корзина послужит обеспечением эмиссии золотого рубля (ЗР), призванного заменить доллар в качестве расчётной единицы, а вторая – эмиссии инвестиционного рубля (ИР). Номинал ЗР приравнивается к индексу стоимости входящих в первую корзину металлов (золото; палладий; платина; серебро). Единица ИР приравнивается к 1 ЗР и выпускается только в безналичной форме. ФР выделяет каждой организации-участнику определённый объём ИР пропорционально квоте в фонде. Размер квоты утверждается ежегодно и напрямую зависит от обязательств организаций-участниц по объёму товарных поставок номинированных в ЗР. При этом члены фонда обязуются принимать ИР в обмен на золото, ЗР и другие свободно конвертируемые валюты (входящих в номенклатуру резервов). Наличие таких резервов обеспечит доверие к ЗР, как средству накопления и сбережения капитала. Квотируемые объёмы товаров реализует ФР или сами производители по котировкам на сырьевые цены в ЗР, которые фонд обновляет ежедневно. За последние 30 лет среднемировая цена золота выросла с 10 до 40 $/г. По сути, доллар утрачивает функцию средства накопления, что стимулирует многие центробанки к переформатированию резервов в пользу золота. Этот фактор создаёт благоприятные условия для признания ЗР резервной валютой и решить такую задачу можно поэтапно путём внедрения товарных расчётов в ЗР вначале на внутреннем рынке, затем на рынках ЕврАзЭс и БРИКС, и в конечном итоге в глобальном масштабе. ЗР может выпускаться, как в безналичном, так и в наличном виде, а также в варианте криптовалюты.
Как ни странно, ныне сложившаяся геополитическая и финансово-экономическая нестабильность в глобальном мире более благоприятна для проведения российской модернизации, чем во времена стабильного развития западной политэкономической системы. В России построена устойчивая политическая система государственной власти и если будет создана стабильная и независимая от зарубежных регуляторов денежно-кредитная система, то такой базис развития станет центром притяжения для глобальных инвестиционных и человеческих ресурсов.
Механизм конвертации сырьевого потенциала в инвестиционный капитал. ФР учреждается компаниями-производителями энергоносителей и благородных металлов, а также Росрезервом и Гохраном. Росрезерв и Гохран должны быть наделены функциями стабилизаторов цен на рынках углеводородов (нефть, газ, моторное топливо) и благородных металлов путём регулирования объёмов своих резервов по данным товарам. ФР будет наделён правом эмитировать ЗР и ИР под реальные объёмы своих товарных резервов, предназначенных к реализации по установленным ФР ценам, так как именно регулирование цен на товары из обеспечительных «корзин» гарантирует стабильность ЗР в качестве резервной валюты. Другим источником инвестиционного капитала ФР станут привлеченные долгосрочные беспроцентные и безотзывные депозиты (на 5 и более лет) и ценные бумаги, выпускаемые под обязательство их погашения в ЗР (Рис.1). Эти депозиты и ценные бумаги для инвесторов будут практически единственным способом конвертации своих денежных активов в ЗР. Привлечённые пассивы от физических и юридических лиц, а также кредитная эмиссия ЗР составят финансовую базу модернизации с потенциалом более триллиона долларов, причём, это будут длинные деньги с прогнозируемой курсовой устойчивостью. Возможные временные потери доходов бюджета и производителей топливных ресурсов из-за дисконта регулируемых цен на энергоносители в ЗР могут покрываться заимствованиями в ФР. Эти долги будут гаситься за счёт будущей прибыли от инвестиционных вложений.
Концепция создания ФР может быть реализована согласием государства и ведущих российских производителей энергоносителей и благородных металлов, либо путём введения государственной монополии на экспорт этих товаров. Обеспечительные резервы новой валюты может также пополняться и за счёт других высоколиквидных экспортных товаров: электроэнергии, цветных металлов, зерна и т.п., если производители этих товаров будут согласны с политикой ценообразования регулятора в зоне расчётов ЗР и станут членами ФР. Кроме того, на начальном этапе своего развития ФР вводит фиксированный обменный курс ЗР, который обновляется синхронно с фиксингом цен на товары «корзин». Это позволит избежать нездоровых манипуляций в зоне расчётов ЗР.
Как это запустить. Концептуально ФР представляет собой условный гибрид МВФ, ФРС и ВБ, поэтому разработка его структуры, а также регламентирующих и регулирующих документов не потребует много времени для компетентных исполнителей. Позиционирование ФР может начаться с внутренней эмиссии ЗР для учредителей под поставки товаров по регулируемым ценам между собой, а Росрезерв и Гохран организуют госзакупки у производителей энергетических товаров и благородных металлов с расчётами в ЗР. Кроме того, целевую эмиссию ЗР в виде монет из благородных металлов можно использовать на скупку этих металлов у населения. Ведь по оценкам экспертов накопления у физических лиц только в виде золотых изделий составляют от 3 до 4 тыс. тонн. Если при этом взимать комиссию в виде металла, то ФР может сформировать солидный золотой запас. Мотивацией населения к конвертации металла в ЗР является преимущество монетарного золота в ликвидности. Начальным капиталом для операций ФР с монетарным золотом может стать заём металла в слитках у ЦБ или Гохрана. Таким образом, раскрутка скупки золота не потребует бюджетных затрат и позволит ввести в оборот обеспеченных золотом рублей на десятки миллиардов долларов. Специально для репатриации выведенного за рубеж капитала ФР может эмитировать инвестиционные ценные бумаги, номинированные в ЗР со сроком погашения в 5-10 лет. Катализатором этого проекта могло бы стать приобретение данных ценных бумаг ФНБ и ЦБ РФ. В течение 5 летФР может сформировать резервы золота в количестве до 3-х тысяч тонн если получит монополию на скупку металла у производителей и населения, а также будут разблокированы законопроекты: о признании отходами техногенных месторождений золота и о индивидуальной золотодобыче.
Фонд для мегапроектов в новой парадигме развития. Без технологического прорыва хотя бы в одной области машиностроения, мы останемся со статусом экономики регионального значения. Очевидно, что у России есть все предпосылки для того чтобы стать первой страной, перешедшей на газовую доминанту в энергообеспечении экономики. В машиностроении ключевым критерием конкурентоспособности является способность производить экономически эффективную силовую установку (двигатель). Поэтому на этом направлении ФР инициирует программу финансирования инновационных (венчурных) проектов по созданию газовых (газово-электрических) силовых установок для всех видов машиностроения, разработку инновационных видов газомоторного топлива, а также создание соответствующей инфраструктуры. Разработки по двигателям на газовом топливе ведутся ещё с советских времён в РЖД, Газпроме и других компаниях, но они нацелены на решение узких отраслевых задач, которые не предусматривают переход к масштабному газовому двигателестроению в других отраслях промышленности. Масштабный переход на газовое моторное топливо позволит государству продать свою долю в нефтяном бизнесе, обозначив обязательным условием оплату в ЗР, что стимулирует спрос на новую валюту.
Реализация такого рода мегапроектов задаст вектор на смену парадигмы развития: от экономики роста потребления, к экономике роста качества товаров и услуг, где критерием качества является состояние экологии человека и окружающей среды и на этом направлении у России есть все возможности стать мировым лидером. Учредителям ФР необходимо создать Центр анализа и планирования для формирования целевых индустриальных направлений в новой парадигме развития. Центр будет формировать техзадания на отраслевые промышленные и инфраструктурные мегапроекты (типа вышеприведённого), которые станут локомотивами отраслевых реиндустриализаций. Совет ФР будет согласовывать головную компанию по реализации каждого проекта, обеспечивая его финансирование. В результате, сырьевые компании станут многопрофильными индустриальными конгломератами, по сути, повторяя функции отраслевых министерств, сформировавших индустрию развитого СССР.При этомс нефтяной иглы слезет не только государство, но и нынешние сырьевые компании, в бизнесе которых добычной дивизион станет сырьевым придатком основного производственного комплекса.
Кто это «потянет»? Кредитно-денежную реформу на рубеже 19-20 вв. (золотой рубль) «вытянул» инженер-путеец С.Ю.Витте, которого царь назначил министром финансов. Из-за особого покровительства Николая II, Минфин Витте называли государством в государстве.
Денежную реформу в начале НЭПа возглавлял профессиональный революционер Сокольников, который собрал команду компетентных специалистов, а у дверей Минфина вывесил лозунг: «Эмиссия - опиум для народа». Символом той реформы стал золотой червонец, ограниченные выпуски которого до сего времени осуществляет ЦБ РФ.
Параллельные деньги развитого СССР (переводной рубль, клиринговый рубль, чеки, боны) обслуживали внешнеэкономическую деятельность не только Союза, но и торговый оборот со странами социалистической ориентации. Инвалютные рубли были стимулом в руках государства для набора специалистов на ответственные объекты и «горячие точки» по всему миру. Сейчас у нас обратная задача – создать валютный стимул для привлечения зарубежных высококвалифицированных специалистов на реализацию российских проектов.
Очевидно также, что Фонд реиндустриализации может успешно состояться, если его глава будет наделён полномочиями не ниже, чем руководитель ЦБ РФ.
Сергей Евгеньевич Матвейчук, аналитик Национальной ассоциации по экспертизе недр (АООН НАЭН), эксперт секции экономики Общества экспертов России по недропользованию (ОЭРН)