В 2024 году в финансово экономической сфере нашего Отечества состоялись две юбилейные даты, о которых мало кто вспоминал – это 60 лет со времени введения коллективной валюты стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и 75 лет со дня основания СЭВ. В то же время, использовать успешный опыт внешнеэкономической деятельности СССР было бы весьма кстати в настоящее время, когда перед странами БРИКС стоят вопросы создания общей валюты и экономической интеграции. В данной статье приводится возможный вариант решения этих вопросов с учётом анализа отечественного опыта в деле реализации проекта финансово-экономической кооперации стран СЭВ.
СПРАВКА: Шестьдесят лет назад СССР ввёл в обращение «перево́дный рубль» – коллективную валюту, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчётов стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи. Страны СЭВ использовали переводной рубль (ПР) как международную денежную единицу с 1964 года. ПР не имел конкретно-предметной формы, например, банкнот или казначейских билетов, использовался только для безналичных расчётов между странами-участницами; существовал только в виде записей на специальных счетах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС), Международного инвестиционного банка (МИБ), или в банках стран-участниц. Имел официальное золотое содержание в 0,987412 грамма чистого золота, но в национальные валюты капиталистических стран не конвертировался и на золото не обменивался. Мог обмениваться только на национальные валюты стран-участниц Совета. Высокий уровень экономической интеграции, который достигли страны СЭВ к 1964 г. создал условия для введения коллективной валюты.
Перспективы для введения твёрдой национальной валюты. Есть ли предпосылки для использования этого успешного исторического опыта в современных условиях развития интеграционных связей на площадках ЕАЭС и БРИКС? Если страны ЕАЭС уже значительно продвинулись по пути созидания общего экономического пространства, то страны БРИКС только формируют структуры по развитию интеграции. Таким образом, на сегодняшний момент эти международные объединения ещё не создали достаточных условий для введения коллективной валюты. Однако есть все предпосылки и условия для введения такой валюты в сегменте рынка энергетических товаров и благородных металлов. Ведь практически все страны БРИКС являются либо крупными экспортёрами этих товаров, либо импортёрами. В совокупности именно эти страны задают ценовые тренды на мировом энергетическом рынке. В то же время для РФ, в отличие от других стран БРИКС, существует насущная потребность в обретении твердой, свободно конвертируемой валюты, так как слабый и неустойчивый рубль затрудняет организацию масштабной высокотехнологичной индустриализации, без чего мы рискуем поменять зависимость от Запада на зависимость от Востока. Похоже, только Россия в нынешних геополитических условиях может позволить себе работать над выпуском альтернативной доллару валюты, так как наши партнёры побаиваются рестрикций со стороны Запада. Поэтому рассмотрим вариант внедрения альтернативной валюты на российском рынке с перспективой валютной интеграции других заинтересованных стран по мере их готовности.
Очевидно, что для полномасштабного введения твердой валюты у нас недостаточно обеспечительных ресурсов и здесь мы можем обратиться к историческому опыту, когда для поддержки старта НЭПа была выпущена параллельная твёрдая валюта – золотой червонец, который постепенно вытеснил из оборота совзнаки (первые советские деньги 1919 – 1924 гг.). Золотом червонец был обеспечен на 25%, а остальное составляли товарные запасы. Именно червонец позволил России вернуться на зарубежные товарные и валютные рынки, а внутри страны поддержал инвестиционный бум.
На сегодняшний день роль мировых денег продолжает исполнять доллар США, обеспечением которого является мировой спрос на товары и услуги высокотехнологичной американской экономики, а его устойчивость обеспечивается наднациональными институтами регулирования мировой финансово-экономической системы: МВФ, ВБ, ФРС, биржи и т. д. Рычаги управления этой системой контролируются США, поэтому инфляция доллара с 1971 года (отказ от золотого стандарта) умело перераспределяется на другие страны мира, которые используют доллар в качестве резервной валюты. В результате американское население и компании практически не ощущают последствий инфляции, так как рост уровня доходов всегда её опережают. Например, средняя зарплата в США за последние полвека выросла примерно в 9 раз, а доллар обесценился в 7,5 раза.
Очевидно, что в рамках существующей в мире системы финансово-экономических отношений мы всегда будем находиться под санкциями и ограничениями, которые с точки зрения геополитики Запада призваны побудить РФ отказаться от политики суверенного развития, довольствуясь ролью сырьевого донора. В то же время, Россия, как никакая другая страна не Западного мира, имеет все условия для обретения финансово-экономического суверенитета. Ведь наша страна является одним из ведущих экспортёров высоколиквидных товаров: углеводородов (нефть, газ, уголь, моторное топливо); металлов (в том числе благородных), продовольствия и удобрений. Причём эти товары имеют надёжную ресурсную базу для их воспроизводства. Таким образом, Россия может эмитировать твёрдую национальную валюту, обеспеченную высоколиквидными ценностями. Эта валюта будет иметь не только функцию расчётов за поставки товаров и услуг, но и функцию средства для долгосрочных накоплений, которую доллар и привязанные к нему валюты давно утратили.
На перепутье. В настоящее время Россия столкнулась с беспрецедентными вызовами в финансово-экономической сфере со стороны Западного альянса. Чтобы достойно ответить на эти вызовы введения твёрдой альтернативной валюты, даже обеспеченной золотом, будет совершенно недостаточно. Наш ответ очевиден – необходимо добиться экономической самодостаточности страны, что, по сути, означает необходимость проведения повторной индустриализации (реиндустриализации), сродни советской индустриализации 20-30-х годов прошлого века. Реализуемые в настоящее время индустриальные проекты по импортозамещению, наверное, уже можно признать первым этапом такой реиндустриализации. Однако успешно реализовать столь масштабный план проблематично в условиях волатильности национальной валюты и ограничений в доступе к международным рынкам инвестиций. В своё время, организаторы советской индустриализации умело воспользовались Великой депрессией в странах Запада, привлекая для возведения промышленных объектов зарубежную технику, технологии, высококвалифицированные кадры. В настоящее время нет мировой депрессии, зато есть проблемы с гегемонией доллара, который стал использоваться как оружие против неугодных стран, чем мы могли бы воспользоваться в деле привлечения инвестиций на реиндустриализацию. Нынешние попытки выстроить альтернативную доллару систему взаиморасчетов в национальных валютах не дают должного эффекта, так как валюты дружественных стран привязаны к доллару и, значит, подвержены рискам рестрикций со стороны Запада. Таким образом, отвязаться от доллара не получится без создания альтернативной финансовой системы и выпуска новой резервной валюты, что займёт достаточно длительное время. Так, создание общеевропейской валютной системы заняло 20 лет. Поэтому в нынешней ситуации российской власти необходимо найти самостоятельное решение валютного вопроса.
Мобилизация ресурсов. С учётом вышеназванных факторов, придётся формировать национальную финансово-экономическую модель, основанную на привлечении инвестиций за счёт мобилизации внутренних ресурсов, а также ресурсов наших Восточных партнёров, заинтересованных в реализации совместных индустриальных проектов. Добровольно-принудительные меры мобилизации ресурсов времён советской индустриализации повторить невозможно ввиду отсутствия организатора в лице компартии и идеологически вооруженных карательных органов. Поэтому необходимо создать систему, основанную на принципах взаимной заинтересованности государства, бизнеса и населения в реализации прорывных индустриальных проектов. Действующими субъектами этой системы станут госструктуры (административный ресурс), корпоративный бизнес (компетенции) и частные инвесторы (деньги), а в качестве системообразующей структуры может выступить специальный Фонд модернизации и развития (ФМР), организованный на принципах частно-государственного партнерства. Учредителями ФМР могут стать ведущие компании российской экономики (в основном это компании минерально-сырьевого сектора). Этим компаниям отводится роль «локомотивов» масштабной реиндустриализации, они совместно с госструктурами возьмут на себя бремя модернизации либо создания с нуля промышленных предприятий, технологических цепочек, научно-технологических центров. Других драйверов развития, обладающих высококвалифицированным кадровым ресурсом и способных привлекать необходимых специалистов и технологии из-за рубежа, в стране просто нет. Помогать «локомотивам» тянуть воз реиндустриализации будет государство административно-правовыми мерами и ФМР путём мобилизации инвестиционных ресурсов. В результате деятельности Фонда в стране может образоваться 15-20 промышленных комплексов, которые станут столпами экономического суверенитета России. Похожий сценарий в своё время был реализован в Южной Корее, где экономика держится на высокотехнологичных промышленных конгломератах – чеболи.
Какие ресурсы у нас есть? Известно, что основной ресурсный капитал российской экономики находится в топливно-энергетическом и горно-металлургическом секторах промышленности, которые формируют большую часть доходов бюджета страны. На мировом рынке углеводородов, цветных и благородных металлов российские производители, как правило, находятся в тройке стран-лидеров. Геологические извлекаемые запасы сырья только по углеводородам и золоту по состоянию на 2022 г. (Государственный доклад О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2022 году) составляют по нефти – 31,4 млрд т. природному газу – 68,2 трлн куб. м; по золоту балансовые запасы составляют 16 417,4 т, что по консервативным оценкам экспертов составляет в сумме более 10 трлн. $. Эти запасы, по большей части, находятся в оперативном управлении сырьевых компаний, которые обладают инвестиционным и кадровым ресурсом, позволяющим им в настоящее время сохранять конкурентоспособность на мировом рынке. При этом, их зарубежные оппоненты из развитых стран интенсивно вкладывают финансовые и интеллектуальные ресурсы в диверсификацию бизнеса и технологическое перевооружение производства, используя доступность инвестиционного финансирования и государственный протекционизм. Если игнорировать этот тренд развития, то в недалёком будущем российские компании рискуют утратить свои позиции на мировых рынках энергетического и минерального сырья, а государство лишится «дойной коровы» национального бюджета. Ответом на эти экономические вызовы может стать деятельность ФМР.
Как это реализовать? Учредителями и членами ФМР станут как государственные, так и негосударственные организации (компании), а голоса в управляющем совете распределятся в соответствии с размером взносов. Чтобы конвертировать ресурсный потенциал ФМР в инвестиционный капитал, необходимо будет наделить Фонд полномочиями эмитета специальной инвестиционной валюты, обеспеченной высоколиквидными активами. Наша страна стабильно поставляет на мировой рынок высоколиквидные товары топливной и металлургической промышленности на сумму от 300 до 350 млрд. $ в год согласно усреднённым показателям за период с 2009 по 2019 гг. Причём стабильность экспортных поставок гарантирована наличием доказанных запасов полезных ископаемых на десятилетия вперёд. Из этого следует, что товарное обеспечение эмиссии твёрдой валюты может потенциально составить не менее 300 млрд. $. Такого объёма эмиссии не хватит для полномасштабной денежной реформы, однако выпуск специального инвестиционного рубля на сумму эквивалентную около 27 триллионов рублей (по курсу 1 $ = 90 руб.) позволит запустить программу реиндустриализации. Полезно напомнить, что выпуск параллельной твёрдой валюты неоднократно осуществлялся в истории нашей страны для решения государственных финансово-экономических проблем. Остаётся разработать архитектуру и механизм функционирования параллельной кредитно-денежной системы, где расчётной единицей будет национальная твёрдая валюта.
Механизм конвертации сырьевого потенциала в инвестиционный капитал. Учредители ФМР принимают решение о формировании первоначальных резервов за счёт членских взносов в виде товарных и денежных активов, которые размещаются по трём «корзинам»: 1 – благородные металлы; 2 – углеводороды и моторное топливо; 3 – валютные резервы. Первая и вторая корзины послужат обеспечением эмиссии золотого рубля (ЗР), призванного заменить доллар в качестве расчётной единицы в первую очередь на рынке энергоносителей. Номинал ЗР приравнивается к 1 г золота. Резервы ФМР формируются как в товарном (согласно установленным для членов Фонда квотам), так и в денежном виде. Квотируемые объёмы товаров реализует ФМР или сами производители по ценовым котировкам в ЗР, которые Фонд обновляет ежедневно.
Концептуально ФМР представляет собой условный гибрид МВФ, ФРС и ВБ, поэтому разработка его структуры, а также регламентирующих и регулирующих документов не потребует много времени для компетентных исполнителей. ФМР учреждается компаниями-производителями энергоносителей и благородных металлов, а также Росрезервом и Гохраном, которые должны быть наделены функциями стабилизаторов цен в ЗР на товары из обеспечительных корзин путём регулирования объёмов своих товарных резервов. ФМР будет наделён правом выпуска ЗР под реальные объёмы золота и энергоносителей, предназначенных к реализации по фиксингу цен ФМР, так как именно регулирование цен на товары из обеспечительных «корзин» гарантирует стабильность новой валюты. При этом, ценовой потолок на основные инвестиционные товары (энергоносители, металлы) должен быть задан на ближайшие 10-15 лет, что позволит инвесторам исключать ценовые риски и рассчитывать сроки окупаемости проектов. Другим источником роста капитала ФМР станут привлеченные долгосрочные ценные бумаги, выпускаемые под обязательство их погашения в ЗР. Привлечённые пассивы от физических и юридических лиц, будут использоваться для закупки благородных металлов в обеспечительную «корзину», а также на формирование валютных резервов. Для запуска рынка товарных расчётов в ЗР понадобятся государственные преференции, которые могут заключаться в следующих мерах. Первое. Государство поэтапно в течение 10 лет снижает уровень налогообложения энергетических товаров (моторное топливо, нефть, газ, электроэнергия) в зоне расчётов ЗР, что позволит устанавливать привлекательные цены на эти товары и стимулировать интерес к новой валюте, при этом налоговые сборы могут уплачиваться в ЗР. Государство сможет компенсировать недобор налогов за счёт займов в ФМР и роста налогооблагаемой базы от реализации инвестиционных проектов. Второе. Фонд получает первоочередное право на покупку всего производимого в стране золота. Либерализация законодательства в области добычи и обращения драгметаллов и низкие цены на энергоносители в зоне расчетов ЗР позволят довести годовое производство золота по экспертным оценкам с 350 до 500 тонн. Третье. Доходы от прямых иностранных инвестиционных вложений в проекты ФМР разрешается конвертировать в ЗР.
Такие меры позволят за 10 лет сформировать золотой запас ФМР в размере, как минимум 5 тысяч тонн (500 т х 10 лет), что соответствует 250-400 млрд $ (при средней цене за последние 5 лет 50-80 $ за грамм), а после обретения доверия инвесторов к новой валюте ФМР сможет проводить кредитную эмиссию ЗР под обеспечение геологическими ресурсами золота, которые на сегодня составляют 16,4 тыс. т и оцениваются в сумму 800-900 млрд $. Обеспечительная товарная «корзина» может также пополняться и за счёт других высоколиквидных экспортных товаров: электроэнергии, цветных металлов, удобрений и т.п., если производители этих товаров будут согласны с политикой ценообразования регулятора в зоне расчётов ЗР и станут членами ФМР. Кроме того, на начальном этапе своего развития ФМР вводит фиксированный обменный курс ЗР, который обновляется синхронно с фиксингом цен на товары из обеспечительных «корзин». Это позволит избежать нездоровых манипуляций в зоне расчётов ЗР. Позиционирование новой валюты может начаться с внутренней эмиссии ЗР для членов ФМР под поставки товаров между собой по регулируемым ценам. Кроме того, целевую эмиссию ЗР, в том числе в виде монет из благородных металлов можно использовать на скупку этих металлов у населения. Ведь по оценкам экспертов накопления золота только у населения в виде ювелирных изделий, монет и слитков составляют от 3 до 4 тыс. тонн. Если при этом взимать комиссию в виде металла, то это станет дополнительным источником пополнения золотого запаса ФМР. Мотивацией населения к конвертации металла в ЗР будет преимущество монетарного золота в ликвидности и низкие товарные цены в зоне обращения ЗР. Начальным капиталом для операций ФМР с монетарным золотом может стать заём металла в слитках у ЦБ или Гохрана, что не потребует бюджетных затрат и позволит ввести в оборот обеспеченных золотом рублей на десятки миллиардов долларов, стимулируя рост доверия к новой валюте. Для репатриации выведенного за рубеж капитала ФМР эмитирует инвестиционные ценные бумаги, номинированные в ЗР со сроком погашения на первом этапе в 5-10 лет, а катализатором спроса могло бы стать приобретение ценных бумаг ФНБ и ЦБ РФ.
Три пятилетки реиндустриализации. Для обеспечения эффективности своей деятельности ФМР необходимо будет разработать совместно с профильными госструктурами перспективный план по реализации целей и задач реиндустриализации. Эффективность планирования и продвижения реализации проектов могла бы специальная структура при ФМР – проектный офис, куда войдут представители членов Фонда и заинтересованных госструктур. По аналогии с эпохой индустриализации, программа реиндустриализации может быть разбита на этапные пятилетки, в плановых заданиях которых обозначены сроки достижения конкретных результатов. Ниже приведём обобщающие намётки таких пятилетних планов.
1-я пятилетка. Параллельно с формированием ФМР, государство формирует программу реализации приоритетных индустриальных проектов. Целеполаганием этой программы станет достижение самодостаточности национальной экономики. В рамках программы, членам Фонда будут предлагаться к реализации конкретные проекты на основе принципа проектного финансирования. Эти компании, по сути, станут генподрядчиками госзаказа, ведь им придётся привлекать к проекту субподрядчиков и компаньонов. Корзина валютных резервов станет на данном этапе основным источником финансирования инвестиционных проектов. В то же время члены ФМР могут получать кредиты на реализацию собственных проектов. Банки получат разрешение на ведение валютно обменных операций с ЗР. ФМР, используя монопольное право на скупку производимого в стране золота, приступит к формированию обеспечительной корзины ЗР на средства от выпуска 5-10-летних ценных бумаг с правом конверсии в ЗР при погашении. Эмиссия наличных ЗР для покупки у населения благородных металлов, позволит использовать их в качестве убежища от инфляции, как это было при параллельном хождении доллара в 90-е годы. Физические и юридические лица (в том числе не резиденты) могут приобретать ЗР у ФМР путём продажи фонду благородных металлов. Такая практика позволит предпринимателям использовать ЗР для наличных расчётов по всему миру, ведь в одном кейсе можно уместить эквивалент 50 млн $. 2-я пятилетка. Страны и компании ЕАЭС получат возможность вступать в ФМР и получать кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Курс рубля привязывается к ЗР, что позволит устранить порочную практику решения бюджетных проблем за счёт девальвации из-за чего с 1995 по 2024гг. курс рубля к доллару снизился примерно в 20 раз. К концу 2-й пятилетки объём накопленных инвестиций в ЗР составит как минимум 250-400 млрд $ (5000 т Au). Практика показывает, что на 1$ гарантированных государством инвестиций можно привлечь ещё 3-4$ от сторонних инвесторов. Таким образом, общий объём инвестиций в реиндустриализацию за 2 пятилетки составит, более 1 трлн. $. Поэтапно вводится в платежный оборот ЗР, что в конечном итоге приведёт его к статусу единственного платежного средства в стране, что стимулирует импорт высококвалифицированного человеческого капитала в Россию. 3-я пятилетка. Организации из союзных стран дальнего зарубежья получат возможность вступить в ФМР. Фонд приступит к выпуску долгосрочных (15-20 лет) заёмных бумаг, номинированных в ЗР обеспеченных прогнозными геологическими ресурсами золота, которые в сегодняшних ценах оценивается в 800-900 млрд $. Таким образом, за три пятилетки только обеспеченные золотом прямые инвестиции ФМР составят более 1 трлн. $, а вместе с привлечёнными ресурсами 3,5-4 трлн.$.
Фонд для мегапроектов. Для стимулирования масштабов реиндустриализации, государству необходимо инициировать соответствующие инфраструктурные проекты. Очевидно, что у России есть все предпосылки для того чтобы стать первой страной, перешедшей на газовую доминанту в энергообеспечении экономики. С этой целью ФМР предложит к реализации мегапроект по созданию в стране полномасштабной газозаправочной инфраструктуры для автомобильного, ж/д, авиационного и судового транспорта. Такой проект задаст стимул для инновационных разработок газомоторных двигателей и газомоторного топлива. Газовая доминанта в энергобалансе страны, позволит приватизировать государственную долю в нефтяных компаниях. Средства от приватизации можно будет направить на реализацию инфраструктурных мегапроектов: аэропортовую сеть для малой авиации; высокоскоростную ж/д от Балтики до Тихого океана. Первый проект стимулирует авиастроение, второй в разы повысит мобильность населения, а также разгрузит Транссиб для увеличения объемов и скорости грузоперевозок по Евро – Азиатскому ж/д коридору. По сути, новый трансконтинентальный ж/д путепровод образует зону притяжения для инвестиций в строительство новых промышленных и научно-технологических центров, а также логистических хабов. Подобного рода мегапроекты создадут инфраструктурный базис для реиндустриализации, что в конечном итоге позволит реализовать цель построения самодостаточной конкурентоспособной экономики России.
Что мы получим? Первое. С созданием ФМР экономика получит частно-государственный механизм для реализации мегапроектов, которые неподъёмны сегодня ни для государства, ни для бизнеса. Выпуск специальной инвестиционной валюты, обеспеченной высоколиквидными активами станет фактором стабильности для кредитно-денежной системы страны. Инвестиционные ценные бумаги ФМР, номинированные в ЗР, позволят привлечь в экономику накопления, сконцентрированные «под матрасом», в офшорах, а также от зарубежных инвесторов. Второе. Государство получит новые возможности для проведения независимой финансово-экономической политики, позволяющей, в кооперации с заинтересованными странами-производителями и потребителями углеводородов (Иран, Индия, Китай …) выстроить общий энергорынок с расчётами в ЗР, с перспективой создания альтернативной мировой денежной системы. Для власти ЗР станет весомым аргументом во внешней политике, который позволит перейти от реагирования на внешние вызовы к продуцированию собственных вызовов в отношении глобальных конкурентов, сопоставимых по значимости с гиперзвуковым оружием. Третье. Формирование резервов в твёрдой национальной валюте позволит в перспективе отказаться от практики ЦБ по резервированию иностранной валюты, а накопленные валютные резервы направить на финансирование институтов развития. Четвёртое. Сырьевые компании, участвуя в проектах реиндустриализации, преобразуются в промышленные корпорации, у которых сырьевые доходы будут играть второстепенную роль. Это и станет реальным избавлением страны от «нефтяной иглы».
Кто это «потянет»? Скептики могут сказать, что предлагаемый институт развития слишком сложен, однако институциональное обеспечение Западной финансово-экономической модели (МВФ, ФРС, ВБ …) на порядок сложнее ФМР. Возможность продуктивного партнёрства бизнеса и власти также может восприниматься скептически. Ведь призывы власти к репатриации капиталов и инвестированию в отечественные проекты пока не находят должного отклика. При этом бюрократия относится к бизнесу преимущественно, как к дойной корове, а бизнес продолжает прятать активы за бугром. Гарантировать равноправное партнёрство между государством и бизнесом в рамках ФМР можно только в виде специального закона о ФМР, где будут прописаны права и обязанности сторон, примерно так, как регулируются отношения с ЦБ РФ. В качестве зарубежного примера институционального частно-государственного партнёрства можно привести ФРС, эта организация с помощью финансовых инструментов вот уже десятки лет успешно регулирует уровень занятости и инфляции в США.
Отечественный исторический опыт показывает, что экономический рывок в стране организуют специально созданные структуры, а не бюрократическая машина. К примеру, финансово-экономические реформы на рубеже 19-20 вв. состоялись благодаря полученному от Государя карт-бланшу графу Витте, из-за чего его Министерство финансов называли государством в государстве. Советская индустриализация состоялась благодаря организующей роли Компартии, которая взяла на себя, по сути, функции хозяйствующего субъекта.
Логика исторического развития подсказывает, что в сегодняшних условиях, когда Правительство несёт бремя решения задач по реагированию на внешние вызовы и обеспечению социально-экономической стабильности, осуществить реиндустриализацию возможно лишь на условиях партнёрства ведущих промышленных компаний и государственных структур. Фонд, созданный на базе такого партнёрства, будет способен решать архисложные задачи по мобилизации ресурсов на дело реиндустриализации.
Сергей Евгеньевич Матвейчук, ведущий аналитик журнала «Недропользование XXI век»