Великобритания и Франция при поддержке европейских бюрократов пытаются войти в процесс урегулирования конфликта на Украине, проталкивая предложение ввода контингента натовских миротворцев на линию боевого противостояния. Идея этих миротворцев понятна – заморозить конфликт до лучших времён.
МИД РФ высказал своё негативное мнение к этим натовским новациям. В то же время известно, что подобные конфликты в большинстве случаев заканчиваются либо победой одной из сторон, либо вводом миротворцев, обеспечивающих безопасность в период перехода к новым политическим реалиям.
Для России не приемлемы нынешние миротворческие предложения, так как они не гарантируют достижения целей СВО: нейтралитет, демилитаризация и денацификация Украины.
В то же время, миротворцы, которые способны решать задачи в рамках целеполагания СВО, конечно нам нужны. Ведь нынешние украинские власти и нацистская элита станут саботировать эти процессы, даже если им придётся на них согласиться по итогам мирных переговоров. Поэтому Россия могла бы предложить своё видение участия миротворцев в деле завершения украинского конфликта. Причём это предложение изначально должно быть основано на принципах компромиссного решения, учитывающего интересы четырёх заинтересованных участников конфликта: России, США, Евросоюза и украинского народа.
В качестве такого компромисса предлагается рассмотреть следующий вариант решения. Если переговоры завершатся на условиях, заявленных в целях СВО, тогда необходимо будет договариваться о конкретике ввода миротворческих сил, которые совместно с гражданскими администрациями займутся решением вопросов демилитаризации, денацификации и привлечения к уголовной ответственности военных преступников, а также вопросами изменения законодательной базы и конституции Украины. Такие сложные задачи государственного переустройства страны налагают на миротворческие контингенты особые функции, которые можно сопоставить с ролью военных контингентов союзников в послевоенной Германии.
При непосредственном участии военно-гражданских администраций шло восстановление экономической и политической жизни в послевоенной Германии. В результате на политической карте мира появилось два государства с совершенно разным политическим строем. Исторические параллели подсказывают, что миротворческие контингенты могут стать инструментом для мирного изменения геополитического ландшафта, свежим примером этого служит рукотворный распад федеративной республики Югославии, где миротворческие усилия Запада привели к вхождению почти всех федеративных республик в состав НАТО. Резюме из этого исторического экскурса – от того каков будет состав миротворцев и какой политический заказ они будут исполнять, зависит будущий статус умиротворяемых территорий.
Если придерживаться компромиссного подхода по созданию территориальных зон для миротворцев на украинской территории, то Западная Украина должна войти в зону ответственности миротворцев ЕС. Северные регионы попадут в зону ответственности Белоруссии, как пограничной страны, кровно заинтересованной в нейтральном статусе Украины. А в южные регионы могут быть введены миротворцы от ближайшего союзника США, который будет содействовать реализации экономических интересов американцев, заявленных ими на этапе подготовки к соглашению по урегулированию конфликта. Таким миротворцем мог бы стать Израиль, который наряду с политической поддержкой более полувека получает беспрецедентную финансовую и военную помощь от США. По сути, эту страну можно считать латентным 51 штатом США.
Возможное участие Израиля обусловлено ещё и историческими предпосылками, которые основаны на многовековом опыте совместного проживания русского и еврейского народов на территории Украины, начиная со времён Речи Посполитой. К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира (в 1880 году здесь проживало 67 % всего еврейского народа), а Одесса превратилась в её неофициальную столицу. И сегодня могилы иудейских праведников на Украине являются притягательным местом для религиозного паломничества, а Бабий яр стал символом Холокоста для украинских евреев (примерно каждая четвёртая жертва Холокоста проживала на Украине).
Тот факт, что последние два президента и существенная часть элиты – евреи, говорит о степени влияния этого национального меньшинства в сегодняшней Украине. К тому же, около 1,5 миллионов израильтян говорят на русском языке – это значит, что существует возможность сформировать русскоязычный миротворческий контингент.
Таким образом, все конфликтующие стороны частично удовлетворят свои интересы в результате завершения международного конфликта, что априори предусматривает компромиссный подход к его решению. Под надзором миротворцев должны состояться выборы в региональные органы власти, а также референдумы о будущем политическом устройстве страны и самих регионов. Очевидно, что ЕС воспользуется ситуацией и по результатам референдумов: Западная Украина по частям войдёт в состав Румынии, Венгрии и Польши, осуществив мечту западенцев о скором вхождении в НАТО и ЕС. Центральной Украине, по сути Киевской Руси, придётся пройти непростой путь политических и законодательных реформ, чтобы обрести статус демилитаризованной и нейтральной страны, а отрезание «раковой опухоли» в виде территории Галиции пойдёт только на пользу её будущему развитию.
Израильские миротворцы будут содействовать американскому бизнесу в деле освоения украинских недр, что является главной заявленной целью США. Россия заинтересована в восстановлении украинской экономики и поэтому могла бы предложить свой инвестиционный план, который предусматривает поставку энергоносителей и удобрений по внутрироссийским ценам и создание специального инвестиционного фонда за счёт части замороженных зарубежных активов. Из этого фонда могут финансироваться проекты по восстановлению кооперационных экономических связей и совместных проектов Киева с регионами Новороссии и Крыма.
В настоящее время создалась уникальная геополитическая ситуация, когда США могут стать нашим ситуационным союзником в деле противостояния с глубинным государством. Ведь Трамп публично заявил, что он со своей командой выведет на чистую воду преступников из глубинного государства, которые через подконтрольные глобальные СМИ и финансовые институты манипулируют сознанием населения стран предназначенных служить дойными коровами для транснационального капитала.
Россия также заинтересована в ударе по глобалистам, которые вынашивают планы по расчленению России. Правда Трамп сильно рискует в войне с глобалистами, не обременёнными нормами морали и справедливости, о чём свидетельствует судьба застреленных братьев Кеннеди и порванное пулей правое ухо нынешнего президента США.
Другой аспект нынешней геополитической ситуации, в виде дружбы с Ираном, позволяет нам держать «козырь в рукаве» на тот случай, если переговоры по Украине пойдут не по нашему сценарию. Возможный переход России в отношениях с Ираном к полноценному военному союзу может создать экзистенциальную угрозу для «51» штата, является той самой козырной картой, благодаря которой на ближайшую перспективу нам открываются благоприятные возможности для ситуационного союза с США.
По результатам переговоров делегаций США и Украины в Джидде (11 марта), России предлагают пойти на тридцатидневное перемирие, что, по сути, не отличается от заморозки конфликта на неопределенное время. Однако заморозка конфликта выгодна всем его участникам, кроме России. Поэтому наше встречное мирное предложение могло бы быть таким:
1. участники конфликта признают необходимость украинской демилитаризации, денацификации и нейтралитета;
2. в течение 30 дней перемирия формируются миротворческие контингенты, которые получат от участников конфликта мандат на выполнение П.1;
3. действие мандата прекращается после реализации П.1.
Нынешняя геополитическая обстановка и ситуация на поле боя позволяет завершить украинский конфликт с учётом коренных интересов Российской Федерации, для чего российским переговорщикам можно пожелать твёрдости духа, а также способности к разумным компромиссам.
Сергей Евгеньевич Матвейчук, ведущий аналитик журнала «Недропользование XXI век»