«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126: 1).
В начале апреля был 70-летний юбилей русского экономиста, который уже сделал огромный вклад в современную политическую экономию как науку и, особенно, в раскрытие духовных основ хозяйствования в мире. Так эта статья посвящена хозяйственному видению человека и хотелось бы, чтобы в такой уникальной стране в мире, как Россия, управленцы прислушались к таким специалистам в экономике, как Валентин Катасонов. Мы надеемся на дальнейшие публикации в области сакрального в экономике и духовного или библейского хозяйственного видения человека.
Святой преподобный отец Макарий Оптинский говорит нам в своих трудах: «Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное - к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, - и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия - по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали».
Так, по святоотеческому учению Церкви, есть два пути в хозяйственной жизни человека. Первый путь заключается в том, что люди самостоятельно избирают область своей деятельности и средства её осуществления, к которым человек и предназначен изначально. Бог благоволит человеку, оказывая необходимую поддержку. Эта поддержка приводит к тому, что человек преодолевает трудности, учится исправлять ошибки, правильно видеть место своей деятельности в жизни людей и т.д. В конечном счёте, деятельность человека оказывается успешной. Помощь Бога не вспомогательна, а необходима для успеха. Поэтому через Своё благоволение, Бог не только помогает людям, но и по сути управляет экономикой общества. Особенность этого управления заключается в том, что оно не препятствует свободе воли человека, но наоборот, поддерживает выбор человека и помогает ему осуществиться.
Возможен второй путь, когда человек принимает решения, которым Бог не благоволит. Так из этого не следует абсолютная неосуществимость тех экономических дел, которым Бог не благоволит. В этом случае человеческие дела осуществляются по попущению Бога. Господь дает возможность человеку реализовать то или иное дело и убедиться в его неполезности для самого человека, история экономики стран тому иллюстрация.
Третий путь, в котором Бог не даёт реализоваться решениям человека, т.е. прямо препятствует человеческой воле, также существует, однако для нас в данной статье, интереса не представляет. Вероятно, это происходит в тех случаях, когда человеческая воля ведет к необратимым негативным последствиям, например, гибели человечества. Сейчас, в связи с карантином, в СМИ много говорится о мировом экономическом кризисе, на улице безработица и инфляция, дорожает товар, люди начинают меньше покупать продукты.
Экономика прежде всего часть цивилизационной культуры того или иного народа, и мира в целом. Соответственно, в разных народах и их культурах экономические механизмы или системы хозяйствования разные. В цивилизациях, которые знают, что существует Бог и что есть определенный временной Промысл Божий о человеке, экономика рассматривается как система такой хозяйственной деятельности, которая, обезпечивает людям должную жизнь на земле с тем, чтобы они в дальнейшем могли войти в знаемое такими людьми Божие Царствие Небесное, которое находится в другом мире. Это классический римский, а затем российский имперский, православный или восточный тип экономики.
Противоположный тип экономики западный, когда основные ценности видят не на Небе, а на земле, когда вся экономика построена не на спасении человека для жизни вечной, а на стяжании земных богатств, удобств и благ. Эти два типа экономики в чистом виде почти не существуют, но западная экономика встала на второй путь уже со времен Реформации, хотя до неё вся Европа развивалась на тех же принципах, что и Православная Россия, интересны сейчас также история развития экономики Китая и Индии. Так, например, ещё со времени Вселенских Соборов в Римской империи запрещалось ростовщичество, а Католическая Церковь в Средневековье налагала целый ряд запретов на безнравственные занятия. Реформация изменила эту ситуацию, и изменение это произошло под влиянием той религии, того народа, который изначально не принял Господа Иисуса Христа, не поверил в существование Царствия Небесного.
Наверное, тот народ, который, ещё до пришествия Спасителя и особенно после, сконцентрировал все средства на овладение земными ценностями, также представляет интерес.
Господь Бог-Слово Иисус Христос является источником разрешения указанных противоречий между Божественным Промыслом и человеческим трудом.
Если человек грешит в экономике (ворует, мошенничает и т.д.), грех отделяет его от Бога, и потому человеку непременно нужно покаяние и прощение, так что духовная составляющая экономики представляет собой важную часть хозяйствования. Если природа человека повреждена грехом, тогда труд человека также поврежден грехом.
С другой стороны, обычные ошибки в хозяйственной деятельности (неудачные инвестиции, устаревшие технологии и т.д.) нельзя прямо отнести к греху. Ведь инвестор теряет свои средства и на своих ошибках учится, возможно, не нанося прямого ущерба никому. Скорее, ошибки, - являются следствием грехов (поспешности в решениях, неудачный маркетинг и т.д.). Но и это тоже надо учитывать, мера нашего понимания мира и экономики все же ограниченна, а потому ошибки неизбежны и для тех, кто не грешит. Библейский уклад общества с помощью закона, благословления и помощи Божией, вразумления и сдерживания зла, как раз и выглядит, как реализация Божественного Промысла в экономической жизни. Такая сторона экономики как раз и раскрывается в работах и публикациях Русского экономического общества и экономиста В.Катасонова.
Поэтому феодализм и капитализм, в их разных фазах, выглядят как предусмотренные замыслом Бога, - стадии цивилизационного развития человеческого общества. Значит, подлинная проблема человека заключается лишь в чистоте его сознания, способности ясно воспринимать волю Божию. Если такая способность есть и становится массовой или народной, или общемировой, то в любое время возможен более совершенный порядок жизни, чем тот, который мы сейчас имеем. Следовательно, социально-экономические формы в истории жизни человека отражают лишь степень способности человека к разумной организации в области экономики, в тот или иной период времени.
Человек самоопределяется к тем или иным формам экономической жизни и получает поддержку от Бога по Его благоволению. Эта поддержка критически важна для функционирования экономики, и потому через такую поддержку Бог управляет экономикой, однако эта поддержка «не связывает нашего самовластия». Таким образом, экономика есть область сотворчества Бога и человека, в которой результаты не определяются волей только одной стороны, а выступают сложным продуктом взаимодействия двух воль, Божественной и человеческой.
Однако учение человека и его экономическая система, к сожалению, уклоняется от служения Божьему Промыслу, вольно и невольно, встаёт на путь служения противнику Бога, а на этом пути созидание невозможно или находится под большим вопросом.
Духовно-нравственные модели экономики, такие как, например, православное самодержавие, вероятно, смогли бы сыграть заметную мировоззренческую роль или могли бы рассматриваться в качестве общих ориентиров экономической жизни верующих людей во всем мире или хотя бы в России. Предсказания святых отцов Православной Церкви, в которых говорится, что перед концом времен, Россия возродится в своей православной государственности, чтобы дать возможность всем народам понять происходящее и сделать последний выбор перед царством антихриста. Может быть, это было бы логическим завершением развития российской экономики в мире. Хотелось бы пожелать нашему брату во Христе, Валентину, в будущем раскрыть возможные теоретические механизмы и принципы создания и развития современной духовной библейской модели экономики в мире и в России. Просим юбиляра раскрыть модель детально и развернуто, чтобы она выражала взгляд Православной Церкви на сущность экономического развития человечества, так как от этого карантина, да и без него, мало что понятно нашим управленцам.
Человек изначально наделен Богом свободой волей, и эту свободу он реализует в хозяйственной жизни. Но при этом человек не самодостаточен, - он нуждается в помощи Бога, Который исправляет ошибки человека и даёт возможность успешной хозяйственной деятельности. Это сочетание свободы человека и его несовершенства приводит к двум вариантам взаимодействия воли Бога с человеческой волей. Первый - по благоволению, второй - по попущению.
Экономика (как и вся жизнь человека) развивается одновременно под воздействием Божьего Промысла и собственно человеческой воли. Причем человеку предоставлена значительная свобода в отношении того, чем конкретно и как заниматься в хозяйственной деятельности. Хозяйственные успехи людей появляются тогда, когда они принимают решения, совпадающие с волей Бога, и потому получают поддержку от него. Но так происходит не всегда, и потому совпадение воли людей и воли Бога неполное, откуда появляются трудности, Бог управляет экономикой через Своё благоволение людям, так как инициатива в том, что делать в экономике, может в существенной степени исходить от самих людей, осуществляющих свой выбор. Но быть или не быть этому выбору реализованным, - определяет Бог, предоставляя поддержку или отказывая в ней человеку, если он того желает, так что действие личности и боговдохновенной личности человека было в истории народов довольно определяющим.
Развитие экономики не в том, что Бог не действует в экономике, Он действует, но при этом действует и воля человеческая. Эта последняя проявляется в такой степени, что будет правильно сказать, что экономическое развитие в мире осуществляется посредством двух воль: Божественной и человеческой.
Понять соотношение этих двух воль и означает в общем смысле духовное понимание экономического развития в мире. Так пожелаем экономисту Валентину Катасонову в его юбилейный год творческих успехов, и порадовать нас своими просветительскими трудами в области экономики и хозяйствования. Многая Лета!!! Христос Воскресе!
Игуменъ Еvтvхiй, недостойный соработник академика Катасонова на ниве Христовой