Экономисту от монаха

На 70-летие русского экономиста Валентина Катасонова

«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126: 1).

В начале апреля был 70-летний юбилей русского экономиста, который уже сделал огромный вклад в современную политическую экономию как науку и, особенно, в раскрытие духовных основ хозяйствования в мире. Так эта статья посвящена хозяйственному видению человека и хотелось бы, чтобы в такой уникальной стране в мире, как Россия, управленцы прислушались к таким специалистам в экономике, как Валентин Катасонов. Мы надеемся на дальнейшие публикации в области сакрального в экономике и духовного или библейского хозяйственного видения человека.

Святой преподобный отец Макарий Оптинский говорит нам в своих трудах: «Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное - к чему клонится.  Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, - и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия - по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали».

Так, по святоотеческому учению Церкви, есть два пути в хозяйственной жизни человека. Первый путь заключается в том, что люди самостоятельно избирают область своей деятельности и средства её осуществления, к которым человек и предназначен изначально. Бог благоволит человеку, оказывая необходимую поддержку. Эта поддержка приводит к тому, что человек преодолевает трудности, учится исправлять ошибки, правильно видеть место своей деятельности в жизни людей и т.д. В конечном счёте, деятельность человека оказывается успешной. Помощь Бога не вспомогательна, а необходима для успеха. Поэтому через Своё благоволение, Бог не только помогает людям, но и по сути управляет экономикой общества. Особенность этого управления заключается в том, что оно не препятствует свободе воли человека, но наоборот, поддерживает выбор человека и помогает ему осуществиться.

Возможен второй путь, когда человек принимает решения, которым Бог не благоволит. Так из этого не следует абсолютная неосуществимость тех экономических дел, которым Бог не благоволит. В этом случае человеческие дела осуществляются по попущению Бога. Господь дает возможность человеку реализовать то или иное дело и убедиться в его неполезности для самого человека, история экономики стран тому иллюстрация.

Третий путь, в котором Бог не даёт реализоваться решениям человека, т.е. прямо препятствует человеческой воле, также существует, однако для нас в данной статье, интереса не представляет. Вероятно, это происходит в тех случаях, когда человеческая воля ведет к необратимым негативным последствиям, например, гибели человечества. Сейчас, в связи с карантином, в СМИ много говорится о мировом экономическом кризисе, на улице безработица и инфляция, дорожает товар, люди начинают меньше покупать продукты.

Экономика прежде всего часть цивилизационной культуры того или иного народа, и мира в целом. Соответственно, в разных народах и их культурах экономические механизмы или системы хозяйствования разные. В цивилизациях, которые знают, что существует Бог и что есть определенный временной Промысл Божий о человеке, экономика рассматривается как система такой хозяйственной деятельности, которая, обезпечивает людям должную жизнь на земле с тем, чтобы они в дальнейшем могли войти в знаемое такими людьми Божие Царствие Небесное, которое находится в другом мире. Это классический римский, а затем российский имперский, православный или восточный тип экономики.

Противоположный тип экономики западный, когда основные ценности видят не на Небе, а на земле, когда вся экономика построена не на спасении человека для жизни вечной, а на стяжании земных богатств, удобств и благ. Эти два типа экономики в чистом виде почти не существуют, но западная экономика встала на второй путь уже со времен Реформации, хотя до неё вся Европа развивалась на тех же принципах, что и Православная Россия, интересны сейчас также история развития экономики Китая и Индии. Так, например, ещё со времени Вселенских Соборов в Римской империи запрещалось ростовщичество, а Католическая Церковь в Средневековье налагала целый ряд запретов на безнравственные занятия. Реформация изменила эту ситуацию, и изменение это произошло под влиянием той религии, того народа, который изначально не принял Господа Иисуса Христа, не поверил в существование Царствия Небесного.

Наверное, тот народ, который, ещё до пришествия Спасителя и особенно после, сконцентрировал все средства на овладение земными ценностями, также представляет интерес.

Господь Бог-Слово Иисус Христос является источником разрешения указанных противоречий между Божественным Промыслом и человеческим трудом.

Если человек грешит в экономике (ворует, мошенничает и т.д.), грех отделяет его от Бога, и потому человеку непременно нужно покаяние и прощение, так что духовная составляющая экономики представляет собой важную часть хозяйствования. Если природа человека повреждена грехом, тогда труд человека также поврежден грехом.

С другой стороны, обычные ошибки в хозяйственной деятельности (неудачные инвестиции, устаревшие технологии и т.д.) нельзя прямо отнести к греху. Ведь инвестор теряет свои средства и на своих ошибках учится, возможно, не нанося прямого ущерба никому. Скорее, ошибки, - являются следствием грехов (поспешности в решениях, неудачный маркетинг и т.д.). Но и это тоже надо учитывать, мера нашего понимания мира и экономики все же ограниченна, а потому ошибки неизбежны и для тех, кто не грешит. Библейский уклад общества с помощью закона, благословления и помощи Божией, вразумления и сдерживания зла, как раз и выглядит, как реализация Божественного Промысла в экономической жизни. Такая сторона экономики как раз и раскрывается в работах и публикациях Русского экономического общества и экономиста В.Катасонова.

Поэтому феодализм и капитализм, в их разных фазах, выглядят как предусмотренные замыслом Бога, - стадии цивилизационного развития человеческого общества. Значит, подлинная проблема человека заключается лишь в чистоте его сознания, способности ясно воспринимать волю Божию. Если такая способность есть и становится массовой или народной, или общемировой, то в любое время возможен более совершенный порядок жизни, чем тот, который мы сейчас имеем. Следовательно, социально-экономические формы в истории жизни человека отражают лишь степень способности человека к разумной организации в области экономики, в тот или иной период времени.

Человек самоопределяется к тем или иным формам экономической жизни и получает поддержку от Бога по Его благоволению. Эта поддержка критически важна для функционирования экономики, и потому через такую поддержку Бог управляет экономикой, однако эта поддержка «не связывает нашего самовластия». Таким образом, экономика есть область сотворчества Бога и человека, в которой результаты не определяются волей только одной стороны, а выступают сложным продуктом взаимодействия двух воль, Божественной и человеческой.

Однако учение человека и его экономическая система, к сожалению, уклоняется от служения Божьему Промыслу, вольно и невольно, встаёт на путь служения противнику Бога, а на этом пути созидание невозможно или находится под большим вопросом.

Духовно-нравственные модели экономики, такие как, например, православное самодержавие, вероятно, смогли бы сыграть заметную мировоззренческую роль или могли бы рассматриваться в качестве общих ориентиров экономической жизни верующих людей во всем мире или хотя бы в России. Предсказания святых отцов Православной Церкви, в которых говорится, что перед концом времен, Россия возродится в своей православной государственности, чтобы дать возможность всем народам понять происходящее и сделать последний выбор перед царством антихриста. Может быть, это было бы логическим завершением развития российской экономики в мире. Хотелось бы пожелать нашему брату во Христе, Валентину, в будущем раскрыть возможные теоретические механизмы и принципы создания и развития современной духовной библейской модели экономики в мире и в России. Просим юбиляра раскрыть модель детально и развернуто, чтобы она выражала взгляд Православной Церкви на сущность экономического развития человечества, так как от этого карантина, да и без него, мало что понятно нашим управленцам.

Человек изначально наделен Богом свободой волей, и эту свободу он реализует в хозяйственной жизни. Но при этом человек не самодостаточен, - он нуждается в помощи Бога, Который исправляет ошибки человека и даёт возможность успешной хозяйственной деятельности. Это сочетание свободы человека и его несовершенства приводит к двум вариантам взаимодействия воли Бога с человеческой волей. Первый - по благоволению, второй - по попущению.

Экономика (как и вся жизнь человека) развивается одновременно под воздействием Божьего Промысла и собственно человеческой воли. Причем человеку предоставлена значительная свобода в отношении того, чем конкретно и как заниматься в хозяйственной деятельности. Хозяйственные успехи людей появляются тогда, когда они принимают решения, совпадающие с волей Бога, и потому получают поддержку от него. Но так происходит не всегда, и потому совпадение воли людей и воли Бога неполное, откуда появляются трудности, Бог управляет экономикой через Своё благоволение людям, так как инициатива в том, что делать в экономике, может в существенной степени исходить от самих людей, осуществляющих свой выбор. Но быть или не быть этому выбору реализованным, - определяет Бог, предоставляя поддержку или отказывая в ней человеку, если он того желает, так что действие личности и боговдохновенной личности человека было в истории народов довольно определяющим.

Развитие экономики не в том, что Бог не действует в экономике, Он действует, но при этом действует и воля человеческая. Эта последняя проявляется в такой степени, что будет правильно сказать, что экономическое развитие в мире осуществляется посредством двух воль: Божественной и человеческой.

Понять соотношение этих двух воль и означает в общем смысле духовное понимание экономического развития в мире. Так пожелаем экономисту Валентину Катасонову в его юбилейный год творческих успехов, и порадовать нас своими просветительскими трудами в области экономики и хозяйствования. Многая Лета!!! Христос Воскресе!

Игуменъ Еvтvхiй, недостойный соработник академика Катасонова на ниве Христовой

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евтихий (Довгань):
Экономисту от монаха
На 70-летие русского экономиста Валентина Катасонова
24.04.2020
О Законе Божием на карантине
Истощение любви к Богу и ближнему приведёт к мировой катастрофе, более серьезной, чем нынешняя пандемия страха смерти из-за коронавируса
22.04.2020
Что есть карантин?..
Эпитимия православному народу от Бога
05.04.2020
«Психические болезни формируются при удовлетворении грехов»
Размышления на дому о греховности человека
03.04.2020
«Только молитвой и постом изгоняются бесы»
Слово на карантине об избавлении от эпидемии и изгнании бесов
02.04.2020
Все статьи автора
"Мировой экономический кризис"
«Стратегическое управление носит имитационный характер»
Как разорвать порочный круг самоуничтожения российской экономики
24.06.2020
«Ситуация "заточена" на уничтожение любого бизнеса»
Эффективность снижения ключевой ставки ЦБ РФ сильно преувеличена
24.06.2020
Набиуллина указала депутатам на их место
Выступление председателя Центробанка в Госдуме было поддержано народными избранниками
24.06.2020
Настоящее обнуление впереди.
Чем станет РФ в ближайшие годы
23.06.2020
Смерть мозга «цивилизованного Запада»
Заявления президента Макрона тому только в подтверждение
23.06.2020
Все статьи темы
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Кировский тупик
Митрополита Вятского Марка вынуждают запретить Великорецкий крестный ход
29.05.2020
«Человек духовный не может жить без храма Божия»
По словам митрополита Варсонофия, после пандемии не нужно бояться снова возвращаться в наши намоленные храмы, чтобы здесь ощущать связь с Отцом нашим Небесным в таинствах Исповеди и Причастия
30.06.2020
Патогенные вирусы - оружие террористов
«Воины джихада» и американские биолаборатории несут реальную угрозу человечеству
30.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от учитель
2020-06-30 09:13
Сталин: Вы историю изучали? Эйзенштейн: Более или менее...
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-30 07:08
Почему нельзя строить культуру на рыночных отношениях?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-06-30 06:21