Все мы знаем о существовании злых духов, прежде всего из Библии, в ней перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они «приносили жертвы бесам, а не Богу» (Второз. 32:17). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (Тов. 3:8). Злой дух овладевал Саулом (I Царств. 16:14) и так далее по Священному Писанию, а также по современным газетным светским изданиям или видео в интернете. Некоторые священнослужители даже видели, как месячный младенец при погружении в крестильную купель ругался отборным матом. В древности матерщина являлась одним из кратчайших вариантов заклятий и проклятий, и продиктованы были эти словечки, как и всякий колдовской текст, как и «откровения» любой ереси или секты, безусловно, бесами «князя мира сего».
Эпидемия беснования, так же как современная пандемия короновируса и других различных болезней, захлестывает мир сейчас так же, на наш взгляд, примерно как перед явлением Спасителя в мире две тысячи двадцать лет тому назад. Определенные газеты и электронные СМИ указывают на скорое пришествие мошиаха, и по предсказаниям святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, следовательно, на близость Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа! Именно антихристовой гвардией стали легионы бесноватых, большинство из которых даже не подозревают, чем они больны. Спрятавшаяся в людях злая сила уже не может таиться, так из телевизора и радио бесы поучают непристойностям, и мы видим уже, - и лай, и скрежет зубов, и завывания одержимых людей, которые раздаются со всех сторон, - и в мире, и в Православной Церкви, как зеркальном отражении мира. Думается иногда, что близится царство антихриста и Страшный День Суда.
Вычитка - это особый молебен, в который включены особые заклинательные молитвы на злых духов, которые на протяжении веков открывались Богом, и потом их составляли святые отцы и подвижники благочестия Церкви. Такой молебен предназначен для человека, в котором находится и живет злой дух или бес, а необходим он для того, чтобы освободить такого человека от злого насилия, этой бесовской одержимости, связать демоническую волю и власть благодатью Царя Небесного Святого Духа-Бога. Человеку нужна вычитка (или отчитка) лишь тогда, когда человек по той или иной причине страдает душевной болезнью (неизвестных заболеваний, душевных расстройств, видений, кошмаров и тому подобное) и определять, над кем, когда, кем и как должен совершаться такой чин, должен определять только и только опытный духовник или священнослужитель с долголетним опытом и церковным благословением.
Вот некоторые примеры случаев беснования людей, пересказанные священнослужителями:
«…У меня температура тела всегда была где-то 34 градуса. Странные видения преследовали. В глазах все троилось. Ходила по врачам. Но томографы ведь не видят того, что внутри у меня на самом деле. Помогло только здесь. Однажды перед исповедью бес вышел, - сразу почувствовала это облегчение».
«…Я раньше думала, это медицинское заболевание. Только в церкви поставили “диагноз”. Голос начинает кричать во мне, я хочу сдержаться, но не могу. Это чужая, злая сила. Она мешает и в храм ходить, особенно причащаться. Как только начнешь готовиться, обязательно или соседка придет, или телефон зазвонит - и все время уходит на пустые разговоры. Сейчас мне сорок четыре года, а получила я беса двухлетней малышкой... Ничего, мне нужно в вере укрепиться, тогда и исцелюсь».
«...Однажды жарким летним днем ко мне зашел коллега и быстро глотнул из стоящего на столе стакана. Что с ним началось! Еле добежал до раковины, выплюнул и пробормотал: "Ну и гадость! Что это было?" Это была крещенская вода».
Кстати, до революции в психиатрических лечебницах был безошибочный тест. Перед больным ставили десять стаканов воды - девять со святой и один с простой. И если человек раз за разом брал именно простую воду (словно ему подсказывал кто-то), его отправляли не к врачу, а к батюшке на отчитку.
«…Батюшка, вычитайте меня, я по ночам храплю, а то и вовсе заявляют: "Батюшка, я была (был) у цыганки (экстрасенса, целителя, "бабки") и она мне сказала, что мне "поделано", вычитайте меня. Многие из прихожан храма прежде годами безрезультатно лечились в больницах, у экстрасенсов, у "бабок". Бес охотно им внушал веру в медицину, в достижения науки. Сидя в одном из болящих, бес откровенничал: "Мы и "Скорую помощь" изобрели. Прежде перед смертью человека священника вызывали, соборовали, исповедовали, причащали, а теперь зовут врача. А душа нам достается». Так крадутся последние минуты жизни бесами, данные Богом для покаяния, и душа оказывается неподготовленной перед лицом вечности.
«…Во время крещения младенца: перед совершением таинства он вдруг стал вырываться с такой силой, так неистово рвать облачения на священнике, что, иерей, сильный физически человек, едва удерживал его. Как только внес ребенка в алтарь - у-ух - словно что-то вышло из маленького тельца. Младенец сначала обмяк, потом стал ласкаться, целовать наперсный крест. Но - о, ужас! - тут же начало корежить девочку, старшую сестру этого малыша, стоявшую рядом с родителями. Бес перешел в нее... Значит, сказал священник, что-то неладно в вашей семье, какая-то очень серьезная духовная проблема существует... Но в храме их больше никогда не было. Не поверили? Поддались ложному стыду?»
«…А в другом случае и пример поучительный, и исход другой: ...На вычитке священник приближался к симпатичной белокурой девушке. Она улыбалась. Но чем ближе крест, тем быстрее сходила улыбка, лицо наливалось краской, уже и страдание написано на нем. Со стоном осела на пол. (Когда подходит батюшка, кажется, что от него веет невыносимым жаром. Так объясняют свое состояние болящие). Бес зашел в эту девушку "по-родственному". "Родная бабушка-колдунья мне "сделала"", - рассказывает она. Тогда мне было три года. Сначала это вроде никак не проявлялось. Когда же папа начал воцерковляться, впервые по-настоящему покаялся, они и заговорили. Один называет себя бабушкой. Другого "сделала" моя подруга. Он, кажется, уже вышел на отчитке…»
В этой семье поняли, как грехи родителей сказываются на детях. Грех родителей (особенно «смертный») понижает силу жизненной энергии семьи, лишая всех других членов семьи благодатной Божественной защиты от негативного воздействия демонических сил, что в наибольшей степени сказывается на детях, как на слабых членах единого тела домашней церкви семьи. «Я Господь, Бог твой... наказывающий детей за вину отцов, до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня; и Творящий милости до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5).
Когда мы молимся об усопших родственниках, они также молятся там о нас, нашей защите и благополучии и благословляют нас, а если с нашей стороны нет молитв за родных и близких, то и они в свою очередь забывают нас и просят на том свете Господа, чтобы Он посетил забывших и зарвавшихся в собственном эгоизме сродников скорбями и болезнями, говорили мне некоторые старцы на Афоне.
Иногда наши дедушки и бабушки говорят нам, что ранее таких проблем не было, и действительно человек был гораздо чище за счет близости по времени к Благодати Божьей, к Рождеству Христову, был традициональный уклад жизни в Российской Империи, даже в некотором смысле еще в СССР и США. Приходят некоторые на вычитку и искушаются, почему «не помогло», так с первого раза «помочь» способна и бабка, или «целитель» или экстрасенс, тем более что бес им охотно «подыграет», сделает вид, будто убежал. Однако на практике заканчивается это плохо, многие из них или покончили с собой, или попали в сумасшедший дом. И начиналось у православных почти всегда с обычной безпечности и банальности, - пищу, стакан кофе или воды не перекрестили, хотя бы мысленно, вот бес и вошел в организм. Бывает, чаще всего, причиной одержимости смертный грех, и первыми в этом ряду идут неверие, кощунство, убийство (в том числе аборт), нерадение о своем спасении, не хождение православных по Крещению в храм и отсечение себя от Церкви через крайне редкое принятие Святых Христовых Тайн. Лечение такое, что категорически необходимым является полноценная православная церковная жизнь, то есть хождение по воскресным и праздничным дням в Церковь, соблюдение постов, как то среды, пятницы и установленных Церковью многодневных постов, участие в Таинствах, принятие обетов по данному вопросу, чтение или слушание утренних и вечерних молитвословий, молитвенная практика обращения к святым покровителям и Ангелу-Хранителю, потому как без личного обращения к Богу и собственных трудов,духовные, а затем событийные проблемы человека остаются в нашем мире. Сейчас во время карантина, если принять его как благословение, можно сосредоточиться на своих духовных проблемах, а церковный человек всегда может встретиться со своим батюшкой, с которым они уже готовы к карантину. Нам необходимо молиться и ходить в церковь за двоих, если наши родные или близкие не верят, не постятся и страдают неверием.
Сколь часто мы обвиняем или осуждаем ближнего своего человека, только потому, что нам что-то показалось, или что-то приснилось, или кто-то что-либо сказал. Не хотим понять и принять, что все, что с нами происходит, происходит по Промыслу Божиему и за наши грехи или праведность. Ни коронавирус, ни колдун, ни энергетический лекарь виноваты, что не знаешь постов и церковной силы, но в то же время ревностно и регулярно посещаешь супермаркет, ресторан или театр. А из-за своего невежества Божия Благодать оскорбленно покидает тебя, твой дом и твоих детей, а на Ее месте поселяются болезни, неурядицы, проблемы и скорбный плач. Запуганные своими же бесами или знакомыми атеистами, мы уже и на вычитку идти боимся, потому что вдруг бес, выйдя от кого-то, сможет перейти к нам.
Но если во время вычитки будем стоять без молитвы, без молитвы о страждущих, стоящих тут же рядом, или, что еще горше, с осуждением их, тогда такое опасение приобретает свой грозный и явный смысл для нас. Также это опасение реально для людей, не носящих нательного крестика, исповедующихся нерегулярно и пренебрегающих богослужениями или молитвой на Церковных Таинствах.
Только молитвой и постом изгоняются бесы, однако все равно многие по простой причине сразу же бегут в церковь к батюшке на отчитку, вместо того, чтобы со смирением твердо и вовремя, накладывая на себя крестное знамение, молиться. Святой апостол Павел повелевает нам: «Непрестанно молитеся» (1 Фес. 5:17), и тем более мы обязаны совершать это повеление, видя человека страждущего, человека в скорби, с болью и в печали. Тем более, что и многие из нас на себе знают боль и тяжесть различных недугов и немощей, особенно во время карантина.
В древней Церкви вычиткой, отчиткой, или экзорцизмом, как сейчас говорят, занимались святые апостолы, затем определенные священнослужители и святители, такие как святые святитель Василий Великий или священномученик Киприан. Они вели особый, отличительный от других образ жизни, подымали особые подвиги молитвы и поста. Со временем, по историческим причинам, этот подвиг взяли на себя духовно-просветленные люди или старцы, в основном монахи, и в настоящее время вычиткой решаются заниматься отдельные священники, но по особому благословению старца, или своего духовника, или правящего архиерея.
Иногда могут служить вычитки без благословения или приписывают себе благословения, которых на самом деле им никто не давал, выдают за вычитки простые молебны или соборования, однако такие священнослужители могут погибнуть сами и погубить веру и души людей. Бес реальная сила, бес хитрая и темная сила, существующая реально и действующая в рамках попущения Господа Бога, из истории мы знаем, что ранее они говорили из идолов, сейчас соответственно времени принимают научную форму. Безусловно приписывать бесам широкие возможности, какие дают им некоторые не нужно, чуть что, - все от беса, давай сразу на вычитку. Так присходит еще и потому, что это нравится людям, за такой молебен много жертвуют, однако такое отношение недопустимо ни для верующих, ни для священников. Вычитку необходимо делать очень осторожно, строго по молитвам святого Василия Великого и чинопоследованию требника на изгнание нечистой силы и после длительной подготовки и поста.
Наш зарубежный народ в настоящее время отвык иметь духовника, и не всякий священник, если нет опытного духовника, которому верующий человек открывает свою совесть, может помочь тем верующим, которые обращаются к нему. Слава Богу, в России, Белоруссии, Украине, Грузии, Болгарии и на Афоне есть еще священники-старцы, которые обладают практикой и благословением на вычитку, к которым паломник из Америки может обратиться в случае нужды. На наш взгляд, молодому духовенству необходимо научиться у старшего духовенства, потому что оно имеет уже такой опыт, с которыми можно посоветоваться по такому вопросу, который стал проблемой для верующего человека, и особенно такой опыт становится актуален сейчас во время карантина и в ближайшем будущем, так как число подобных проблем, несомненно, увеличится.
Игумен Евтихий (Довгань), РПЦЗ, Институт Восточного Христианства в Нью-Йорке