Народ Божий опечален сильно от закрытия церквей, богослужений онлайн, нововведений, празднования Пасхи Христовой во время карантина и других неприятностей и нервотрепки. Тяжело переносят карантин не только «воцерковленные», а и православные по Крещению люди, христиане по культуре и традициям, однако малознакомые с действиями Таинств Церкви. Поучительны для послушания и мировоззрения обращения Святейшего Патриарха Московского и всей Руси господина господинов Кирилла и Высокопреосвященнейшего Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского господина Илариона, Председателя Синода РПЦЗ. Для православных людей, мы также пытаемся давать некоторые рекомендации, чтобы применить их на практике во время карантина, который вероятно будет, если Бог даст, затянут.
Так для окружающих чья-либо гордость может быть лестной из-за приобщения к великости какого-либо действия или события, или раздражающей, если ущемляются своекорыстные интересы. Самостоятельной причиной какой-либо телесной болезни гордость не является, но ее порождения (грехи), являются причиной как всех мыслимых душевных и телесных болезней, так и душевной и телесной смерти, что нам показала эта эпидемия. Приходится в жизни часто сталкиваться с заявлениями о том, что плоха гордыня, а гордость - это хорошо. Такое утверждение объяснимо либо желанием сохранить за собой право быть гордым, либо недостаточным знанием русского языка, или вообще филологии в целом, как наименовании смыслов в результате отказа от русского (можно читать традиционно православного) отношения к жизни (смотри первую книгу Библии). Если следовать такой логике, то из двух слов - святость и святыня, - одно должно обладать положительным, а другое отрицательным значением. На самом же деле одним словом обозначается качество или свойство, а другим его исчерпывающее воплощение или олицетворение (например, твердость - твердыня, пустота - пустыня, доброта - Добрыня).
Противостоять гордости, на наш взгляд, зная что она из себя представляет, правильнее всего признавая себя причиной и источником всего плохого, что есть она как в тебе, так и в природе, так и вообще в жизни общества. Оборотной стороной гордости можно считать отчаяние, которое отличается от безнадежности (в большинстве случаев порождаемого самонадеянностью), тем, что самонадеянный человек ищет способы разрешения своих проблем, пусть сам, но во внешнем мире. А гордый, - только в себе и все, происходящее извне (не от него) гордым отвергается. Он отвергает чаяние, отходит от чаяния, и предается отчаянию.
Грех есть мысли или действия, непосредственно доставляющие человеку ложные приятность, удовольствие и тем привлекающие его извне, обращающие его внимание к внешнему. Грех, как говорят подвижники благочестия Церкви, льстит душе и ласкает тело. Так бесы есть падшие ангелы, последовавшие за сатаной при его падении и, в силу своей духовной тварности, мгновенно и окончательно обратившиеся ко злу, отвратившись от всякого добра. По своей зложелательности они стремятся погубить человеческую душу, всевая в нее греховные мысли и желания, содействуя в любой форме греховным поступкам и создавая для них условия. Могут действовать как сами, так и через отрекшихся от Бога и поработившихся злу людей, что по сути своей одно и то же.
А страсть есть сильное и постоянное желание совершать какой-либо грех, как пользующееся любой возможностью для своего воплощения, так и создающее такую возможность. Страсти толкают человека ко греху изнутри, и в этом случае человек губит сам себя, используя для этого силы собственной души. Само их наименование говорит о том, что они страшны для человека, что их нужно страшиться, что они вызывают чувство страха и, следовательно, вредоносны для человека. Возникающее в душе ощущение страха часто именно наличием страсти и вызывается, но человек, не знакомый с воздействием страстей, ищет причины страха не в своей душе, а в окружающем мире. Поэтому, не будучи в состоянии отыскать причины страха, такой современный человек вынужден считать его беспричинным, немотивированным.
В душу человека страсти проникают разными путями. Так они могут быть как унаследованы ребенком от родителей, также могут и возрастать и формироваться в душе постепенно, путем воспитания (непосредственного влияния на душу ребенка страстей окружающих его людей), научения или напечатления образа воплощения страсти, напечатление действий и слов страстных людей (смотрите статьи о печати антихриста). Последнее довольно опасно, потому что душе свойственно искать во внешнем мире напечатленного внутри нее. Кроме того, поступки и поведение человека определяются тем, чем наполняется его душа, его сердце.
Постепенное перерастание отрицательных качеств характера человека в страсть может происходить только при наличии его согласия с теми или иными конкретными проявлениями страсти. Святые отцы Православной Церкви различают следующие ступени и признаки их роста: прилог, сосложение, согласие, обдумывание, совершение, повторение (пристрастие), порабощенность (собственно страсть).
Очень условно, для нас можно принять трехступенчатую схему роста страсти. Для первой ступени, характерно соответствие между внешним раздражителем, предлогом и выраженностью обнаружения страсти. Например, человек на незначительную и на сильную обиду, соответственно, ответит или легким недовольством или обидится сильно. Вероятно в любом случае, удовлетворенное качество возрастает и приводит человека к следующей ступени, находясь на которой человек одинаково сильно обижается на любые значимые или ничтожные, но обидные для него поступки других людей. И, наконец, раньше или позже, страсти приводят человека к третьей ступени, на которой его состояние определяется порабощенностью страсти, одержимостью ею или беснованием.
Страсть в этом случае принуждает человека к активным поискам поводов для своего удовлетворения, и тогда без всяких внешних причин человек начинает искать, на что обидеться, на чем «сорвать злость», чего пожелать, чем похвастаться. Возросшая и укоренившаяся в душе человека страсть действует по отношению к нему принудительно, но это обнаруживается только при попытках противостоять ей. В общих чертах, самым ярким и прекрасно всем известным примером того, как страсть растет и воздействует на человека, является обыкновенный алкоголизм. Поэтому человек, зная об алкоголизме из литературы или из жизненного опыта, может легко и практически без ошибок применить свои знания к трусости, жадности, чревоугодию, вирусобесию и тому подобному.
Обычно страсти привлекают человека, на его взгляд возможностью увеличить количество приятных душевных и телесных ощущений или, что то же самое, уменьшить количество неприятных: все они либо льстят душе, либо ласкают тело, но непременно лгут, так как имеют конечной целью не радование (веселие), а погубление (беснование) человека, от чего старательно и успешно отвлекают его внимание. И слова о том, что ублажающие нас лгут нам, справедливы не только к окружающим людям, но и к демонам, то есть к появляющимся в нашем сознании мыслям. Всякая страсть первоначально возбуждается бесами, которые враждуют не только с Богом, человеком и ангелами, но и между собой. Поэтому различные страсти плохо уживаются друг с другом, и не могут в одно и то же время совместиться в человеке расточительность и скупость, трусость и смелость, льстивость и злобность и так далее, далее. Правда, будучи согласны только в одном, - в стремлении по своей зависти погубить человека, демоны могут очень быстро передавать человека один другому, но перестают ему докучать, чтобы не мешать его погублению, только в том случае, если человек целеустремленно предается какой-либо одной страсти. Особое место в ряду страстей занимает мечтательность: пожалуй, это единственная страсть, которая сожительствует с другими страстями и грехами, оказывая им всяческое содействие. И если мечтатель, - государственный деятель, то это обстоятельство приводит, в конце концов, к пагубным последствиям для целой страны.
Возможно отступление демонов объяснить еще и тем, что погубление человека они, как правило, осуществляют его же собственными силами, а у предавшегося какой-либо страсти все силы уже заняты именно ею и для других просто не остается ни времени, ни физических сил. Поведение человека при этом может сделаться внешне упорядоченным, он может выглядеть вполне благополучным, и не всем видна наполняющая его бесовщина, но находится такой человек в более опасном положении, чем согрешающий грехом явным, вредоносность которого очевидна и несомненна.
Одной из самых важных побед демонов над человеком можно считать распространение мнения о том, что страстное состояние естественно человеку, что без страстей жизнь скучна, неинтересна; жить просто невозможно. Если такого мнения придерживается человек, сведения у которого о душевной и духовной жизни весьма скудны, то это объясняется уровнем его развития; а человек, знакомый с животворным и, как говорят святые отцы Церкви, радостетворным действием добродетелей, может придерживаться такого мнения только по своему злонравию. Однако всякий человек может легко убедится в том, что страсти противоестественны, обратив внимание на пагубность для человека как самих страстей, так и их последствий. Но то, что естественно, не может вредить, как не вредит верблюду жара, моржам холод, а рыбам постоянное нахождение в воде, а церковному человеку нахождение в храме. Кроме этого, постоянная тягостность, испытываемая человеком при попытке отказаться от какого-либо пристрастия, очевидно противодействует воле человека, и, следовательно, является результатом давления извне. Прекращается такое давление сразу же, как только человек прекращает противостояние страсти, и удовлетворяет ей. Значит, целью этого давления является одно: преодолеть противостояние человека страстям, возобновить и закрепить его порабощенность страстям и грехам. Но удовлетворение страсти не дает возможности избавиться от нее, ведь всякое качество, будучи удовлетворяемо, возрастает, и человек в этом случае сам увеличивает силу своих врагов и их власть над собой своими же собственными поступками.
Таким образом, если страсти наличествуют в человеке по согласию с ними души, то и противостояние им начинается с труда не телесного, а душевного. Трудно признавать свою собственную худость, труднее постоянно помнить о ней, а еще труднее отделить страсти от самого себя и раскаяться в сочувствии и содействии им. Мы задаем себе вопрос, как человеку бороться с самим собой? Святой святитель Игнатий Кавказский говорит, что одна из самых важных побед демонов это распространение мнения о том, будто их (демонов) вовсе нет в природе. И действительно, это мнение лишает человека возможности распознать бесовские уловки и вынуждает все плохое в себе считать собственным порождением, а одна только эта мысль уже укрепляет греховность ее признанием и принятием ее. Но одно только признание худости страстей, наличия их в себе и отделение от себя, ослабляет страсти, и их власть над человеком, так как будучи сами ложью и порождением лжи, страсти не терпят правды. Именно это и заставляет страстного человека признавать за собой любой грех, кроме того, который является следствием и причиной поработившей его страсти, так как стяжатель признает за собой трусость, жестокость - но не жадность, пьяница - жадность, блудливость, но не пьянство, блудливый - пьянство, упрямство, но не блуд и т.д…
По этой же причине, страстям (грехам) свойственно пытаться объяснить греховные поступки внешними обстоятельствами и поведением других людей. Главное же помнить, что обстоятельства равно представляют нам возможность как согрешить, так и послужить добродетели: в опасной ситуации человек может обнаружить храбрость или трусость, за праздничным столом умеренность или чревоугодие. Человек всегда волен взять на себя какие-либо обязательства - правдивость, обязательность, верность или же вероломство, лживость, безответственность. Когда же человек противостанет страстям, тогда он может убедиться в собственной немощи и в необходимости получения помощи от Того, Кто может и защитить, и очистить. Это невидимая война, духовная брань и, как всякая война, приносит с собой не только, и не обязательно победу, но и лишения, и страдания, и самое главное - труд. Никогда не восстанет, даже против своих же врагов, тот человек, кто согласен и желает мириться со всякой мерзостью, лишь бы жить сытно и безтрудно.
Человеку, сознающему свою собственную уязвимость, а не превосходство, не умеющему воздерживаться, лучше удаляться от общения с такими людьми, так как душа по своему свойству не только ощущать, но и воспринимать окружающее, непосредственно усваивает настроения и желания людей, для этого и существуют монастыри в Церкви. И чаще всего эти настроения и желания оцениваются душой как собственные. По-видимому, этот смысл, утраченный, к сожалению, в переводе на славянский с древнегреческого, и имеется в виду, в притче о сеятеле: «... и печали века сего, и лесть богатства, и от прочих похоти входящия…» (Мк. 4. 19). То же самое применимо не только к личности, а и к обществу или государству, то же самое применимо и к современной пандемии вирусобесия, то есть современная ситуация в мире есть последствие заполнения жизненного пространства грехом человека.
Всякий грех является отрицательным качеством и называется так именно потому, что отрицает какую-либо добродетель. Но отрицание душой добра в любом его проявлении влечет за собой зло, которое по природе своей вредоносно, и привносимый злом вред, в первую очередь, ощущается душой. При наличии в душе греха, человек ощущает так называемые «отрицательные эмоции», которые не являются качествами, зависящими от произволения человека: напряженность, зависимость, сомнения, смущение, стыд, страх, взбудораженность и тому подобное. В разных соотношениях, все эти эмоции сопутствуют любому греху и вызывают ощущение неудобства и дискомфорта. Но выраженный дискомфорт является болью, а длительная боль это болезнь; а завершением болезни может быть либо смерть, либо выздоровление в тех случаях, когда причина болезни устраняется. Следовательно, избавление от болезни доставляется деятельным раскаянием и обращением к добродетели, устраняющей приведший к болезни грех.
А всякая добродетель вызывает в душе ощущение спокойствия, собранности, радости, справедливости, свободы, ясности, уверенности и отводит человека от боли, болезни, смерти. Но отвести от смерти можно только к жизни, и, следовательно, всякая добродетель, - животворна. Это равно относится ко всем добродетелям: верности, трудолюбию, скромности, храбрости и т.д.. Но, как уже говорилось, ни одна добродетель невозможна без любви и поэтому именно любовь является источником жизни: Бог, Который животворит всю Вселенную, и есть Любовь.
Так делается доступным пониманию, почему обращение к Богу Пресвятой Троице в лице Его Церкви на Земле, это обращение к Источнику жизни, Который всегда готов принять приходящего. Таким образом мы понимаем, что то что происходит не только в России, но и во всем мире, является своего рода эпитимией для нас, своего рода домашним сорокоустом. Затем для православного народа необходимо раскаяние и исповедание веры, а затем Пасха Христова, то есть Причастие Христовых Таин. Обращение к Богу требует отвращения от грехов, очищения от них покаянием в таинстве исповеди и либо избавляет от последствий греха, либо дает силы на перенесение этих последствий. Поскольку состояние тела зависит от состояния господствующей над ним души (и духа), то грех приводит не только к душевным, но и к телесным болезням и смерти, так как нам это показывают по телевизору, у кого он есть. Поэтому вопросы нравственности человека неотделимы от вопросов жизни и смерти: нравственность берет свое начало в понятии о бессмертной личности, а структура личности, собственно личность, в свою очередь, формируется нравственностью и ею же личность приводится к вечной жизни: нравственность и бессмертие невозможны друг без друга.
Дай Бог всем Здоровья и всех Благ! Спаси Боже! Над всеми людьми Бог наш!
Игуменъ Еvтvхiй (Довгань), РПЦЗ, Институт Восточного Христианства в Нью-Йорке. 2020
9. Рептилоиды
8. Ответ на 6, диакон:
7. Ответ на 5, Пётр:
6. карантин - не тюрьма, ответ Петру
5. "Карантин"
4. Ответ на 2, диакон:
3. Что есть карантин?..
2. Востань, душе моя...
1. Дух Божий дышит, гле хочет.