Христос Воскресе! Дорогие братья и сестры, необходимо помнить, что Божий Закон и высшая цель человека в целом всегда совпадали, так как закон состоит в том, чтобы любить Бога и людей, причем Бога - «всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим», а людей - «как самого себя» (Мф. 22:37-40) и также истинно, как Бог любит людей, вспомним, например: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15:12).
Заповедь любви между собой и к Богу, - есть откровение человеку о Законе его жизни на Земле, то есть об обязательном порядке человеческого развития и развития собственно бытия. Такие знания о законах бытия нам дают такие дисциплины как богословие, история и юриспруденция, а в связи с достижениями в информатике и другие науки, можно сказать, весь научный корпус. Любовь как христианская добродетель (в Новом Завете греческое слово «агапэ», греч. αγάπη, лат. Caritas), есть любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления.
Одна из трёх главных добродетелей христианства; вера, надежда, любовь, но любовь из них большая, вот то, что у нас должно быть, и должно быть уже сейчас. Кстати сказать, - истощение любви между людьми и к Богу, и приведёт к мировой катастрофе, более серьезной, чем та пандемия страха смерти из-за коронавируса, которую мы наблюдаем сегодня. Массмедиа показывает нам цепь событий, землетруса, цунами и ураганов, насилие и смерть не сходит с экранов Ютуба и Телевидения, человек в информационном облаке сопереживает настоящему мировому бытию.
Трагедия человека состоит в том, что он отделен грехом, в котором рожден, от Закона жизни, в том смысле, что грех и есть это отделение, и тем самым человек отделен от той области бытия, где только и возможна его истинная жизнь. Так Закон жизни человека неизбежно становится для него целью, тем, что должно быть достигнуто, но еще не достигнуто или не вполне достигнуто. Вместе с тем, цель жизни с Богом является и высшей целью, так как при её достижении человек обретает область своего истинного бытия, истинной Жизни, не даром богатые и сильные мира сего всегда хотели познать бытийные законы и управлять ими, а может быть уже управляют ими или некоторыми из них, такой как, например, страх смерти.
Сегодняшнее состояние человека характеризуется хотя бы и ветхозаветным состоянием «познания добра и зла», однако после карантина состояние человека становится однозначно новозаветным, духовным в смысле нематериальности, примером может быть цифровое облако новой информационной технологии, с которым мы будем жить и считаться после карантина. Человек, благодаря Библии, знает Закон своей жизни и пытается следовать ему, а с другой стороны забывает о нём и удаляется от него, то есть идёт по закону смерти. Эта внутренняя раздвоенность человека создаёт проблему выбора пути. Или познание зла прекращается, и человек обретает, временно утерянное, Новозаветное Царство, то есть полноценная жизнь, практикуя Таинства Церкви, или познание добра прекращается, и тогда человек окончательно подпадает под ветхозаветный закон смерти «суеты сует» в цифре.
Согласно Священному Писанию, «Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:23-24). «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть» (Прем. 1:12-14). «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12).
В Православной Церкви выбор вечной жизни, вечного спасения совершается человеком сознательно, при ясном понимании как условий самого выбора (покаяние, православная (истинная) вера в Спасителя Господа Иисуса Христа и Воскресение мертвых и Жизни будущего века, соединение с Богом-Словом посредством Причастия и восполнение жизненных сил с помощью Таинств Церкви), так и его последствий (земной путь церковного нравственного совершенствования и богоугодных дел, посмертный суд и ожидание Воскресения).
В силу Богооткровенного характера христианства православный человек знает, в чём смысл его земной жизни и что надлежит делать для того, чтобы спастись, имея ввиду предписания из Откровений святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Православный человек имеет также многовековой духовный опыт и таинственную практику христиан, которые подтвердили истинность учения Бога-Слова. Вера в Господа Иисуса Христа есть, прежде всего, следование Закону Божественной Любви, раскрытому во всей его силе земной жизнью самого Бога-Слова и последующей мировой историей. И в этом Законе есть само спасение людей, так как Бог-Слово есть любовь, и Закон любви есть поэтому закон Бога, как непреложное выражение его Воли и Силы, описанное и литургически практикуемое в Евангелии или Священном Писании Нового Завета.
Евангельский рассказ о вопросах законника к Учителю-Христу дает нам такой урок: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк.10:25-28).
Выполнение ветхозаветных десяти заповедей (Исх. 20:3-17) являлось до недавнего времени для человека праведностью, и в праведности заключалась основа любви к Богу-Слову. Праведность выражала единство двух общих заповедей Любви, подчеркивала невозможность выполнения первой, наибольшей заповеди без выполнения второй, подобной ей. Тем самым в праведности проявлялся единый, всеобщий Закон Любви. Бог любит людей, и через ответную любовь к Богу человек возводится силой Божией любви в пространство своего истинного бытия, - Жизнь вечную. Любовь это то, чем Бог-Слово влечёт нас к Нему, и то, что в нашем сердце влечёт нас к Богу-Слову. Закон любви освящает такой порядок жизни человека во вселенной как всеобщий, обязательный на всех стадиях развития и существования человека в земном мире. Отказ или неспособность выполнять этот Закон ведёт к самоизоляции от бытийного пространства или вечной Жизни (Царство Небесное), к смерти и тлению или забвению от Бога, то есть к аду, а затем к геенне огненной или как сейчас говорят к черной дыре (вечные муки).
Ветхозаветный законник хорошо знал из Священного Писания, какое тяжёлое наказание получает человек, когда отступает от заповедей Божиих и покидает пространство бытия. Но он знал также, что выполнить заповеди полностью и на протяжении всей жизни не согрешить, не удавалось даже пророкам. В отношении же большинства людей положение как тогда, так и сейчас было просто катастрофическим. Бог еще до прихода евреев в землю обетованную открыл святому пророку Моисею, что «станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним» (Втор. 31:16.).
Тайна раскрывалась в словах Бога-Слова Господа Иисуса Христа о исполнении Закона Божиего, «не нарушить Я пришел, но исполнить» (Мф. 5:17). Из этих слов следовало, что Тот, кто пришел исполнить то, что не под силу было исполнить людям, должен был иметь власть и силу превосходящие человеческие и не просто превосходящие, но имеющие Божественную Власть и Силу. Так нам теперь понятно, что недостаток любви человека к Богу был восполнен лишь только избытком любви Божией к человеку, созданному по образу и подобию. В Ветхом Завете человеку был дан Закон любви, конкретизированный в десяти заповедях, и духовный путь спасения через праведность, то есть верность заповедям, их безусловное исполнение. В Новом Завете требование праведности, верности Богу-Слову и Его заповедям как основы любви к Нему не устраняется, но вместе с тем даётся возможность нахождения в пространстве бытия вопреки греху, вкусить Царство Божие уже здесь на земле, что и проповедует и дает нам таинственную духовную силу Православная Церковь.
Путь спасения или путь перехода в область истинного бытия, или Жизнь вечную, данную Богом-Словом Господом Иисусом Христом людям, действителен даже при наличии у человека тяжких грехов. Спасение Христово от греха человека совершается даже тогда, когда человек продемонстрировал, казалось бы, полную неспособность достичь пространства бытия, имеющего в качестве измерений, - заповеди Божии. Человек своей жизнью, а сейчас это повсеместно, не верит Богу, иногда по вине самих людей служащих в Церкви, человек показал неспособность любить Бога, неспособность ответной любви к Богу, которая является условием истинного бытия, - Жизни вечной. Так сегодняшнее состояние человека в мире это доказывает и встаёт вопрос, как спастись человеку от греха? Такой вопрос себе задаёт каждый христианин и Господь Иисус Христос, Бог-Слово ради этого и пришел на землю и ответил людям 2020 лет назад, что приблизилось Царство Небесное.
Приблизилось расстояние, на которое грех (мысль и действие) удалил людей от пространства бытия, это расстояние преодолено движением самого Царства Небесного к земле, то есть созданием Церкви Христовой с Её Таинствами.
Грех есть расстояние, отделяющее человека от пространства бытия, и если это расстояние есть грех, то исчезновение расстояния есть исчезновение греха и если это временное расстояние было Словом, то сейчас временное расстояние стараются заменить цифрой. Прощаются тебе твои грехи, - говорил Господь Иисус Христос многим пришедшим к Нему за помощью, то же самое делает Церковь в таинстве Исповеди. Исчезновение греха заключается в его прощении и прощает грехи человеку Тот, пред кем они совершены - Бог. Новозаветное откровение Бога-Слова, как и ветхозаветное откровение Бога-Творца, начинается с открытия людям имени Бога, которое и определяет в основном отношение людей к Богу. В имени Пресвятой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа - раскрыто единое, одновременно троичное отношение Бога к человекам, которое в христианстве становится образующим для мышления и поступков.
Бог есть Отец людей, и Его праведность и святость нерушимо должны были бы совершиться в детях Его.
Бог есть Сын, в котором истина богосыновства стала нерушимой от начала, и Который имеет власть от Отца прощать грехи людей и преображать верующих в Него к Жизни вечной в богосыновстве, в Себе Самом.
Бог есть Дух Святой, Царь сего века и Дух Истины, свидетельствующий об Отце и Сыне и о Себе. Так сегодня после карантина, который подтвердил вселенское действие Закона Божиего, нам необходимо непрестанно творить молитву Царю Небесному нового мира, который нам был открыт сегодня.
Так, спасение христиан, вероятнее всего, мистически происходит, что Святой Дух свидетельствует в сердце человека, что учение Христа-Спаса, слово Его, истинно. Принявший свидетельство Святого Духа, и самого Бога-Святого Духа принимает, и Бога-Сына, верует в Него, полностью доверяется Ему. Принявший Бога-Сына через Таинство Причастия Тела и Крови Христа, через Преображение в богосыновстве (обожение человеческого естества, то есть своего тела) властью Главы Церкви Бога-Слова отвечает Закону Божиему, - принимает Бога-Отца. Все три действия в человеке есть действие Единого Бога, совершение правды и святости Бога в человеке, который и создан по Его образу и подобию. Полнота спасения осуществляется в воцарении Бога-Пресвятой Троицы в сердце человека и соединение своего тела с Богом. Пространство истинного бытия познаётся таким образом как троичное, в котором Православные Таинства, Вера и Жизнь является обязательным условием, благодаря которому, Сила Божия соблюдает человека ко спасению от смерти и вечного забвения, и помогает сердцем распознавать происходящее вокруг него сегодня.
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Воистину Воскресе!
Игуменъ Еvтvхiй (Довгань), РПЦЗ, Институт Восточного Христианства в Нью-Йорк. Пасха Христова 2020
Источники:
Библия. М. 1989
Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Джорданвиль. 1999
Г.В.Фридрих Гегель. Эстетика. М. 1969