Все грехи находятся в постоянной вражде друг с другом, также как и служащие им бесы. Эти бесы бывают согласны и соучаствуют друг другу только в одном, - в погублении человека грехом. В то же время, если человек произвольно обращается к служению какому-нибудь одному греху, то остальные бесы перестают ему докучать с тем, чтобы не отвлечь от этого служения (вредной привычки) и не помешать душевному погублению человека. При этом, чем сильнее бес, (или страсть), чем ближе она к гордости, тем меньшее количество других грехов может осмелиться оспаривать у страсти (беса) свою власть над человеком. Вообще всякая власть греха возникает только в случае выполнения человеком поведения, внушенного грехом и его требований. Сохраняется эта власть только в том случае, если человек своими делами или словами подтверждает своё согласие с грехом и подчиняется ему.
Подтверждаться это может безобидными словами: «Да, я жадный, трусливый и т.д.». При этом человек даже не замечает, что в этих словах заключается признание порабощенности его грехом и единение с ним, а словами: «Есть я и есть нападающий на меня грех», человек отделяет от себя грех, и противостоит ему, и конечно так и разумеется, выражает свое отношение к нему. Именно отношением к греху и к собственной греховности формируется личность человека, его поведение, его принципиальная жизненная позиция, его Православие. Если человек намерен признать свою греховность и противостоять греху, то он будет стараться узнать о грехах как можно больше, точно также, как всякий солдат старается больше узнать о своем противнике с тем, чтобы распознать, что из себя представляет противник и когда можно ожидать его нападения, и чем он располагает, и как лучше ему противостоять. Так человек, желающий сохранить свою греховность и стремление к материальному и плотскому, будет отрицать и Бога, и духовный мир. Если же он и признает духовный мир, то будет отрицать свою поврежденность грехом, поврежденность своих желаний, мыслей и будет утверждать, что он желает добра. Когда же он признает свою греховность, то он станет стремиться к праведности, к праведным поступкам и делам.
Но дела и поступки совершаются во внешнем материальном мире, таким образом, человек достаточно надежно обосновывает и узаконивает свою греховность, своё стремление к внешнему миру под тем или иным предлогом. Кроме того, необходимо иметь в виду, что когда целью человека является «праведность», он всё своё внимание направит именно на её поиски. При этом, он сам в общении с подобострастными людьми оценивает своё поведение, не замечая при этом, что грешит «самоправедностью». Раньше таких людей называли «самосвятами», однако мы видим, что такая страсть реализуется на практике и в современной церковной жизни. Многие люди, к сожалению, не желают разбираться в том, что из себя представляет каждый отдельный грех и как он проявляется, считая достаточным свое «духовное чутье», ощущение, забывая при этом о повреждении грехом человека в целом и как им часто кажется, «духовного чутья» в частности. Но тем самым они лишают себя возможности распознать грех в себе, в окружающих, и со святоотеческой оценкой правильно к нему отнестись. Так, например, мало кто увидит плохого в своём желании всех сделать счастливыми. Люди не заметят, что неудовлетворенность этого желания тягостна, и не вспомнят, что тяготит человека, - неудовлетворенный грех. Но разве во власти человека всех сделать счастливыми и разве человек является источником блага, хорош ли гуманизм? Конечно, нет, так гордость заставляет человека считать себя источником всякого блага. Неспособность видеть собственный грех лишает возможности устранить причиняемый им вред. Это опасно для всякого человека, но наиболее бедственно для священников. Примерно так же мы можем отнестись к любой болезни или эпидемии, как к явлению.
К священнослужителям чаще всего обращаются люди, намеревающиеся противостоять греху, но не располагающие необходимыми для этого знанием и опытом. Отношение к видению человеком грехов очень хорошо иллюстрируется словами известного старца Церкви, обращенными к молодому монаху, который сообщил, что видит ангелов: «Видеть ангелов дело обычное, а вот видеть собственные грехи - это достойно удивления».
По своей природе бесы отрицают добро и не дают ему части в себе, могут, однако, маскировать зло под добро. Так бесы отрицают добро в людях и всячески усиливаются склонить их к такому же отрицанию добра. Подобным же образом ведёт себя грех в порабощённых им людях: пьяница навязывает окружающим пьянство, сребролюбец склоняет к поискам прибыли, гордец заявляет, что «человек, - это звучит гордо». Тех же, кто таким соблазнам противостоит, грешник отвергает и даже невольно и несознательно, не принимая своим произволением то доброе, от чего соблазняемый не согласен отказаться. Но как бесы, так и их служители, помимо склонения ко греху, имеют еще одну возможность обречь человеческую душу на вечную погибель. В этом случае они не будут призывать к грехам, не будут причинять всевозможные неприятности. Напротив, они будут всячески содействовать человеку, преследуя одну цель: чтобы человек поверил им и не отделялся от них. Они прекрасно помнят то, о чем сейчас забыли люди: вера определяет, надежда устремляет к тому, во что веришь, а любовь соединяет с тем, на что надеешься. Поэтому и бесы, и грешные люди ими подчиненные, могут говорить правду, чтобы им поверили, при этом ни разу не солгав, и всю жизнь материально «благодетельствовать», чтобы их любили. В этом случае, душа человека, соединившись с падшими ангелами сначала верой, потом любовью, разделит их загробную участь, чем и будет погублена.
Так, мы думаем, что распознать собственный грех, человек может по дискомфортному душевному состоянию, которое, несомненно, свидетельствует о наличии греха, даже если человек его не видит; если указание на грех окружающими, вызывает эмоциональный протест с попыткой оправдать или объяснить своё поведение. Если согрешение других людей, вызывает раздражение и склонность к осуждению. Каждый человек может проверить наличие в себе той или иной добродетели, и её отсутствие расценить как свидетельство наличия противоположного ей греха, однако это не единственный метод.
Прямым указанием на конкретные грехи и на общую греховность может служить расхождение между поступками человека и их побудительными причинами с одной стороны, и Евангельскими заповедями с другой стороны.
Возникшее видение греха отвращает и пугает человека, чему всячески способствуют бесы или служащие им грешники в надежде на то, что человек, убоявшись, перестанет обнаруживать и исповедовать свои грехи в Церкви. В утешение таким людям можно сказать, что, по мнению святых отцов, видение собственного греха свидетельствует о приближении человека к Богу, и делается возможным благодаря этому приближению.
Знание грехов и греховности необходимо для обращения к добродетелям жизни, к животворным Евангельским заповедям, к Богу, к всеобщему церковному Богообщению. Обращаясь к ним желательной и мысленной силой души, человек и осуществляет практически противостояние греху и обретает Православие, то есть истинное здоровье или силы для перенесения жизненных ситуаций или недугов. Люди могут соучаствовать в совершении любого греха, но это их объединение носит временный характер и такое соучастие не исключает вражды и конкуренции между участниками, а напротив, предрасполагает к ним. Грех заставляет грешника оценивать поведение других людей с его собственных греховных позиций и изыскивать даже несуществующий грех, потому что безгрешное поведение делается для него непонятным. Поскольку каждый человек в той или иной мере осознает худость греха, то он пытается его скрыть и, следовательно, то, что человек пытается скрыть, чаще всего оказывается основанным на том или ином грехе.
Грех можно обнаружить по результатам деятельности, которые оказываются огорчительными или вредоносными. Так современная эпидемия является коллективным результатом деятельности человека. Поскольку качества деятельности необходимо воплощаются в результатах деятельности, по этим результатам человек может судить о незамечаемых, или скрываемых, или замаскированных в себе грехах. Как говорят святые отцы, человек наказуется тем, чем согрешает. Поскольку последующего греха не бывает без предшествующего, постольку человек, заметивший какой-то грех, может без сомнений узнать какие еще не замечаемые им грехи есть в его характере, так в этом отношении была показательна молитва в Конгрессе американского политика Рэнди Вебера.
Игумен Евтихий (Довгань), доктор богословия Института Восточного Христианства в Нью-Йорке