Продление ограничительных мер в связи с распространением эпидемии коронавируса до 30 апреля, о чём во вчерашнем обращения к нации сообщил Глава государства Владимир Путин, со всей остротой поставило в центр внимания православных граждан России вопрос о богослужениях на Страстную седмицу и праздновании Светлого Христова Воскресения. Пошли разговоры о том, что придётся праздновать главный христианский праздник виртуально, наедине с телевизором, «в режиме он-лайн».
Масло в огонь подлило вчерашнее интервью председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), в котором он заявил, что, по его мнению, все православные должны быть готовы к тому, что придётся ограничиться трансляцией Патриаршего богослужения на центральных телеканалах, а в храм пойти не получится. При этом глава ОВЦС нагнал ещё больше паники, зачем-то заявив, что в связи с угрозой коронавируса в ближайшее время в храмах не будет совершаться Таинство Причастия.
Понятно, митрополит Иларион — человек, находящийся на официальной должности, являющийся одним из официальных спикеров Русской Православной Церкви и это, видимо, налагает на него определенные обязательства. В самом деле, не может официальный представитель Русской Православной Церкви публично заявить, что Церковь не будет прислушиваться к рекомендациям государства и санитарных врачей, поскольку он понимает, что вслед за этим будет настоящая истерия в СМИ в адрес Церкви, в адрес верующих. Возможны даже какие-то насильственные действия в отношении священнослужителей и верующих.
Полагаю, именно этим вызвано такое заявление митрополита Илариона, хотя про невозможность причастия говорить бы и не стоило.
Мы знаем, что с подобной ситуацией столкнулась сегодня не только Русская Православная Церковь, но и все Православные Церкви. Проблема решается в разных странах по-разному. Как известно, Константинопольский патриархат вообще прекратил богослужения, закрыл храмы, что вызвало недовольство даже такого известного экумениста и модерниста, как митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас).
Грузинский патриархат, напротив, официально объявил о том, что храмы закрываться не будут, богослужение будут продолжаться в прежнем режиме.
Некоторые ограничительные меры приняты Сербской Православной Церковью. Там богослужения совершаются, но верующим предлагают молиться на улице, на определенном расстоянии друг от друга, что, впрочем, не всеми принимается и вызывает недовольство. Об одном таком случае, когда верующие отказались покидать храм и вслед за этим замироточили иконы, мы сообщали.
Болгарская Православная Церковь пока не приняла окончательного решения, но власти там настаивают на совершении Пасхальных богослужений на улице.
Элладская Православная Церковь будет совершать богослужения он-лайн.
Словом, проблему коронавируса разные Церкви решают по-разному.
Думаю, нам необходимо, прежде всего, дождаться официального решения Священного Синода, который, надо полагать, состоится на следующей неделе. Синод должен будет принять какие-то рекомендации. Надо повременить пока с осуждением тех архиереев, которые, как митрополит Иларион, предлагают на Пасху сидеть дома.
Пока, как известно, жёстких запретов на посещение храмов и на участие в богослужениях нет нигде. Даже в Москве, где ситуация с коронавирусом, как сообщают, имеет наиболее угрожающий характер. Храмы там открыты, совершаются богослужения, совершается Евхаристия, служатся специальные молебны.
Стоит обратить внимание на то, что в своем обращении к народу Владимир Владимирович Путин отметил, что 30 апреля — не окончательная дата ограничительных мер. Если эпидемиологическая ситуация улучшится, то возможно, как заявил Путин, сроки ограничительных мер будут уменьшены. Более того, губернаторам на местах предложено действовать в соответствии с ситуацией у них на месте. Как известно, в нескольких регионах (Белгородская, Ярославская, Тульская, Орловская и др. области) местные власти вообще не посчитали необходимым вводить режим самоизоляции.
Кстати, накануне выступления Владимира Путина среди руководителей государства высказывались разные мнения по поводу государственных мер в борьбе против коронавируса. Так глава правительства Михаил Мишустин предлагал принять ограничительные меры до 14 апреля, то есть до Страстной среды. А мэр Москвы Сергей Собянин предлагал ввести более суровые меры ограничения вплоть до конца мая. Собянина, впрочем, можно понять, ведь именно Москва находится сейчас в наиболее тяжелом положении в связи с распространением коронавируса.
Слова Путина о возможности отменить ограничительный режим до 30 апреля важны для нас, это важный сигнал нам, православным.
Как известно, сегодня совершаются облёты и объезды со святынями многих наших городов. Их совершают и архиереи, и известные авторитетные священники, и миряне. Постоянно возносится молитва Господу о том, чтобы это моровая язва современности обошла стороной наше Отечество.
Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершает объезд Москвы с иконой Божией Матери «Умиление». Объезд начался в 16:00, в связи с чем и Патриархия, и целый ряд епархий, в частности, Санкт-Петербургская митрополия обратились к духовенству и мирянам с призывом в это время дома и в храмах читать акафист Божией Матери, чтобы эта общая молитва Патриарха, духовенства и народа дошла до Небес. Наверное, это сейчас самое главное.
Если сейчас Церковь, все верующие будут усердно молиться, то эпидемия отступит, а значит, появится шанс, что мы будем встречать Пасху, как обычно — крестными ходами, ночными службами. Весь народ будет безбоязненно прославлять Воскресшего Спасителя.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
15. О воззвании Владыки Тихона к прихожанам Псково-Печерской лавры
14. Ответ на 13, Андрей Карпов:
13. Ответ на 12, Коротков А. В.:
12. Ответ на 10, Андрей Карпов:
11. Ответ на 1, Русский Сталинист:
10. Ответ на 9, Коротков А. В.:
9. Ответ на 7, Андрей Карпов:
8. Ответ на 6, Русский Сталинист:
7. Ответ на 5, Русский Сталинист:
6. Коронавирус как проверка на прочность