Мировая пандемия коронавируса, несомненно, разразилась по великому Промыслительному Божиему попущению.
Вопрос о том, почему Россия по сей день находится в лучшем положении по сравнению со странами Запада, в среде православных аналитиков уже стал предметом сомнительных спекуляций. Я не разделяю позицию «оптимистов», согласно которой Россия с её возрождённым православием есть удел Пресвятой Богородицы, а потому особо хранится Господом в сравнении с «постхристианским» Западным миром. Эта позиция мне представляется «демобилизующей» перед лицом «взрывообразного» развития эпидемии в России, опасность которого в полной мере сохраняется. (Тем более, после того, как наша молодёжь в Москве и области провела первый день «карантинных каникул» в субботу 28 марта. С «результативностью» потенциальных тысяч заражённых и сотен умерших). И этого вопроса я здесь не буду касаться. В последние недели я по нему на РНЛ достаточно высказался как в своих заметках, так и в комментариях.
Эпидемия многое «поломала» и в само́й России. Да и в мировом православии тоже.
В светской области оказались под угрозой срыва торжества в связи с 75-летним юбилеем нашей Победы. В этой связи мне видятся два Божиих вразумления.
Во-первых, «евроцентризму» истории Второй мировой войны. На деле она началась в Азии с нападения милитаристской Японии на Китай 4 апреля 1937 года. И на Дальнем же Востоке закончилась 2-9 сентября 1945 года. При са́мом активном и героическом участии Красной армии в освобождении Китая. Человеческие потери которого во Второй мировой войне превзошли человеческие потери Советского Союза. Поэтому юбилейные торжества представляется разумным и оправданным передвинуть на сентябрь. К этому теперь толкает и Господь само́й опытно данной эпидемиологической обстановкой в стране и в мире. Если в мае-июне эпидемия пойдёт на спад в России, США и Европе, то её социально-экономические последствия ещё будут такие, что «не до торжеств». Везде будет проблема хотя бы отсеяться в срок в аграрных секторах производства.
Во-вторых, представляется далее нетерпимым идеологическим идиотизмом то, что на торжествах в дни Победы остаются «фигурами стыдливого умолчания» два первых и главных государственных лица в годы войны – И.В. Сталин и Л.П. Берия. «Неизвестный Верховный главнокомандующий, Председатель ГК обороны и Глава правительства» – это наше позорище и потеха на весь мира. А перед китайцами – в первую очередь. Над всем этим продолжает царить тень Н.С. Хрущёва, о котором в своё время великолепно сказал У. Черчилль: уникальный политик, который объявил войну покойнику и при этом умудрился её проиграть. Тень «дипломата-от-кайла», который своей «десталинизацией» рассорил СССР и Китай до того, что в 60–70-х годах две страны находились на грани войны. Отношение к Сталину и сейчас остаётся скрытым идеологическим яблоком раздора между Россией и Китаем.
И всё это – в торжествах под лозунгом «Никто не забыт, ничто не забыто!»! Поистине, шизофреническая раздвоенность умов и сердец! С этой идеологической шизофренией кончить в юбилейный год – самое время. Наших «либероиодов» с их истериками от одного имени Сталина давно надо было послать куда подальше. Проблемой остаётся историческое злопамятство чеченцев и крымских татар, депортированных в годы войны за массовое и злостное сотрудничество с оккупантами. (А, в общем-то, во спасение этих малых народов выведением их из участия в войне с обеих сторон.) Соответствующую разъяснительную работу с Р.А. Кадыровым и с мусульманским духовенством Чечни и Крыма надо было начинать давно. Но и до сентября этого года время есть.
Представляется своевременным также поставить вопрос о возвращении хрущёвскому Волгограду имени «Сталинград». В своё время жители города задавали В.В. Путину этот вопрос. Он ответил так: в 1961 году вы молча проглотили это переименование вашего города-героя, а я личным волевым актом не могу это исправить. Прозрачный и «дипломатичный» намёк на то, что этот вопрос должен решаться общегородским референдумом. Который и можно провести за время до сентября. Опять-таки, игнорируя вой, который поднимут СМИ либералов.
А что́ коронавирусная эпидемия принесла в нашу Церковь в дни Великого поста? «По факту» – БОЖИЮ ЕПИТИМЬЮ отлучения абсолютного большинства её чад от Таинства Святого Причащения. Вряд ли к 16-19 апреля эпидемиологическая обстановка в стране (а в её столице – в первую очередь) позволит совершать праздничные богослужения в привычном полном составе их участников. (Тем более – после того, ка́к наша молодёжь вступила в карантинные каникулы в субботу 28 марта!)
Не берусь здесь судить о том многообразии грехов, которое земная часть РПЦ накопила к настоящему времени. Скажу только о том, что́ я подчёркивал на РНЛ в своём «Первичном проекте Программы Российской партии христианского социализма».
Священноначалие РПЦ в феврале 1917 года «молниеносно» и клятвопреступно отреклось от сакральной власти Божиего Помазанника. Оно идейно разоружило Белое сопротивление безбожной власти большевиков. Не только С.Л. Франк одним их немногих немедленно понял это: за Веру, Царя и Отечество русские люди веками были готовы отдать и отдавали свои жизни, а за Учредительное собрание не умирают. И сам Л.Д. Троцкий признавал, что если бы Белое сопротивление было под лозунгом восстановления православной монархии, то оно смело бы власть большевиков за неделю. Это великое падение земной части Российской Церкви!
И на практике оно искуплено кровью Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царской Семьёй. На ней РПЦ и возрождается после 1991 года. Но в РПЦ по сей день нет адекватного теоретического резюмирования этого исторического факта – богословского и экклесиологического. Нет спора: тема крайне болезненная. Но бесспорно и то, что Господу угодна историческая правда в этом вопросе. А что мы видим по сей день? Доминирование ложных версий. «Замазывание» этой горькой исторической правды. Как, якобы, несущей духовный и всякий прочий ущерб Церкви. А в сущности-то – перенесение светского понятия «честь мундира» на православное духовенство! И всяческие чёрные хулы и «анафемы» на советскую эпоху отечественной истории и на первых лиц Советского государства. Повальное и массовое непонимание великого Промыслительного Божиего попущения этому этапу отечественной истории. По грехам народа. А земной части РПЦ – в первую очередь.
А на Святой Земле на Пасху намечается и вовсе нечто апокалипсическое! Израиль карантинно закрыт для иностранных гостей. Закрыт и Храм Гроба Господня. К 18-19 апреля вряд ли здесь что-то изменится. И вот какая перспектива наметилась впервые за много веков. На схождении Благодатного Огня несколько десятков тщательно отобранных, проверенных-перепроверенных паломников высоких рангов при практически пустом Храме. Вот уж когда по ТВ будем, затаив дыхание, ждать, сойдёт на сей раз Благодатный Огонь или нет!
А на Храмовой горе Иерусалима на иудейскую Пасху впервые за два тысячелетия на алтаре жертвоприношение-всесожжение ягнёнка Песаха. За что такое мировому православию от Господа? Не за грубо ли политизированные расколы-раздраи последних лет?
В заключение возвращаюсь к теме охранительного крёстного облёта Москвы и Московской области, о чём была моя заметка на РНЛ от 27 марта. От И.Е.Смыкова вчера узнал следующее. Чудотворная мироточивая икона святого Государя Николая на днях Москву не облетела, а объехала по МКАДу. Чуда быстрого отступления эпидемии от Москвы не произошло. Чудом остаётся считать хотя бы неразрастание в Москве эпидемии до таких масштабов, когда понадобятся резервные площади больниц и возникнет дефицит лечебного оборудования. (Особенно, после народных массовок в Москве и области 28 марта!). С облётом Московской области по периметру дело проблематичнее во многих отношениях. В частности, и потому, что на трассе много военных объектов ПВО и ПРО Москвы. Между тем, ради них в 50-х годах вокруг Москвы построили ещё две кольцевых автострады – радиусами в 55-60 км и 85-90 км. Последний – близко к периметру Московской области. Оперативно провести по нему охранительный крестный объезд в автобусной версии несравненно проще. С полными или частичными присоединениями к нему всех желающих на личных автомобилях с другими святынями. И с заездами в подмосковные города вне третьего кольца – Коломну, Серпухов, Каширу, Клин, Волоколамск, Шатуру и др. Этот примерно 600-километровый объезд, начав с утра, можно завершить к вечеру одного дня. Заодно будет охвачена во второй раз и сама Москва.
Пресвятая Богородица, Владычица наша Державная, Святой Государь Николай, молите Господа о нас!
Сергей Константинович Абачиев, кандидат философских наук, профессор, Москва
1. Кое-что требуется уточнить и "подшлифовать"