30 лет назад, 22.08.1989 г., скончался авиаконструктор, создатель знаменитых самолётов марки «Як», академик АН СССР, лауреат 6-ти Сталинских, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда Александр Сергеевич Яковлев (род. 1.04.1906 г.).
Его Як-3 был самым манёвренным и лёгким истребителем 2-й мировой войны, Як-24 - лучшим в мире вертолётом с продольной схемой винтов, Як-25 - первым советским и одним из лучших в мире реактивным истребителем-перехватчиком, Як-38 - единственным в мире серийным самолётом вертикального взлёта и посадки, Як-40 - лучшим в мире реактивным пассажирским самолётом для местных авиалиний, экспортировавшимся в страны Западной Европы. Из трёх типов советских истребителей, воевавших в годы войны, только «Яки» имели свою оригинальную конструкцию. «МиГи» были полной копией самолёта Поликарпова «И-200», а «Ла-5» являлись заимствованием «И-185» того же Поликарпова.
По конструкторскому таланту, изобретательности, умению находить простые решения сложных задач его сравнивали с великим Н.Н. Поликарповым. «"Школа Яковлева" - это совершенно особенная школа конструкторского мастерства, не имеющая себе аналогов ни в Советском Союзе, ни за рубежом», - писал авиаконструктор О.К.Антонов.
Конструкторский и организаторский талант он проявил ещё в 1924 г., когда с помощью учеников средней школы, которую он только что окончил, построил планёр, успешно показавший себя на Всесоюзных соревнованиях. Через 3 года, в 1927 г., в воздух поднялся его первый самолёт АИР-1, на котором был сразу же установлен рекорд дальности для спортивных самолётов и который открыл москвичу «непролетарского происхождения» дорогу в Военно-воздушную академию. За АИР-1 последовало ещё несколько удачных самолётов, и в 1934 г. было официально создано КБ, разместившееся на бывшей кроватной фабрике.
Один из его первых сотрудников вспоминал: «Что поражало тогда в Яковлеве. Это его практическая сметка, убежденность и способность убедить других... Образно говоря, конструктор должен обладать тремя «И». Это, прежде всего, интеллект - знание и умение. Это, во-вторых, инициатива - способность предложить свои идеи. Наконец, это интуиция - способность найти правильное решение сложной задачи, не имея для этого достаточных данных. Этими тремя «И» А. С. Яковлев владел в совершенстве, показав себя не только блестящим конструктором, но и блестящим организатором».
В 1940 г. Яковлева назначили зам. наркома авиапромышленности по науке и опытному строительству, сохранив за ним должность главного конструктора КБ. На этом ответственном посту он прослужил всю войну, но впоследствии получил упрёки от некоторых авиаконструкторов, считавших, что Яковлев их зажимает. Упрёки, как установили историки авиации, были мало обоснованными.
Похоронен Александр Сергеевич на Новодевичьем кладбище Москвы. Ему установлены памятники и мемориальные доски, его именем названо КБ и улица в Москве. Но один из лучших памятников - его увлекательные книги: «Рассказы авиаконструктора», «Цель жизни», «Советские самолёты». Знаменитый конструктор обладал ещё и незаурядным литературным даром.
Истребители А.С.Яковлева
Як-1 с двигателем В.Я. Климова М-105 мощностью 1050 л. с. Взлётная масса 2850 кг, макс. скорость 569 км/ч, дальность 650 км, потолок 10 км. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК, 2×7,62-мм пулемёта ШКАС. Принят на вооружение в 1940 г. Всего выпущено 8721 шт.
Як-7 с двигателем В.Я.Климова М-105Ф мощностью 1180 л. с. Взлётная масса 3010 кг, макс. скорость 570 км/ч, дальность 645 км, потолок 9,9 км. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК, вначале 2×7,62-мм пулемёта ШКАС, затем 2×12,7-мм пулемёта УБ. Разработан в 1940 г., с 1941 г. серийно производился как двухместный учебно-тренировочный самолёт, однако в связи с большими потерями авиации в начале войны был переделан в боевой самолёт. Всего выпущено 6399 шт.
Як-9 с двигателем В.Я. Климова ВК-107А мощностью 1500 л. с. Взлётная масса 3204 кг, макс. скорость 672 км/ч, дальность 900 км, потолок 10,65 км. Вооружение: 37-мм пушка НС-37, 2×12,7-мм пулемёта УБС. Создан в 1942 г. в результате коренного усовершенствования Як-7, превосходил по основным характеристикам новейший немецкий истребитель «Мессершмитт Bf-109F». Обладал огромными возможностями для различных модификаций. Самый массовый советский истребитель, всего выпущено 16769 шт.
Як-3 с двигателем В.Я. Климова М-105ПФ-2 мощностью 1240 л. с. Взлётная масса 2692 кг, макс. скорость 646 км/ч, дальность 650 км, потолок 10,4 км. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК, 2×12,7-мм пулемёта УБС. Создан в 1943 г. в результате коренного усовершенствования Як-1. Самый лёгкий и самый манёвренный истребитель 2-й мировой войны. Как и все «Яки», обладал лёгкостью в управлении. На нём воевали лётчики французского полка «Нормандия-Неман». Всего выпущено 4848 шт. Герой Советского Союза, маршал авиации Г.В. Зимин, командовавший в годы войны Краснознамённой 240-й истребительной авиадивизией, впоследствии писал: «Это был бесспорно лучший из всех «Яков», вообще лучший истребитель из всех, какие я когда-либо знал».
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств