Кульбит истории, или Люди одинаковой судьбы?

О совпадениях в биографии братца Иоанна Чурикова и бывшего священника Владимира Головина

Секты  Проблемы церковной жизни  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
2704
Время на чтение 6 минут

В 1861 году в Самарской губернии родился человек, который отличался редкими личными качествами и, обладая невероятной способностью к миссионерству и, очевидно, внушению, мог своей личной проповедью сразу оказать духовное лечение и избавить тысячи своих современников от алкогольной зависимости, приводя их попутно в Церковь. И кто бы мог предположить, что этот человек словно выступит духовным завещателем для одного из наших с вами современников - протоиерея Владимира Головина!

Тот человек, живший век назад, прошел удивительный жизненный путь от трактирщика - через болезнь жены, разорение и благословение Иоанна Кронштадтского - к проповеди трезвого образа жизни и Православия, созданию трезвеннических обществ, противостоянию с представителями церковного священноначалия и государственных властей, признанию себя сектантом, отлучению от Церкви и гибели в расстрельные тридцатые годы прошлого века по обвинению в антигосударственной деятельности. Этот человек, родившийся в год отмены крепостного права, Иван Васильевич Чуриков получил наиболее распространённое в мiру обращение «братец Иоанн Чуриков».

Братец Иоанн носил атласные рубашки и поверх одежды свой нательный крест на груди, наподобие наперсного. Крест был алюминиевым и, естественно, украшений не имел, но был огромен. Именно такой облик братца Иоанна делал его легко узнаваемым и приближал всех окружающих к восприятию братца в качестве священника. В действительности же он не был им никогда в своей жизни. Тем не менее, это нисколько не мешало ему вести неформальную проповедь трезвого образа жизни через приход к Богу и в Православную веру среди своих почитателей и посторонних людей, становившихся случайными свидетелями его выступлений. Священнослужители, кто был к нему наиболее расположен и совершенно лоялен, пускали его в свои храмы, где он и совершал проповеди перед собиравшимися его послушать.

Естественно, что священноначалие, не до конца понимающее суть и смысл его проповеднической деятельности и проводимых перед многотысячными толпами собравшихся людей бесед религиозного наполнения, всегда пыталось направить его деятельность в некое официальное русло и поставить ее «под свое крыло». Однако братец Иоанн категорически отказывался от подобного, соглашаясь всего лишь на присутствие на его проповедях официальных представителей Церкви. Из-за отказа братца подчиняться и согласовывать эту свою деятельность с требованиями церковного начальства он был частенько признаваем разного рода раскольником и сектантом и поэтому преследовался, вплоть до арестов и отбывания наложенных наказаний.

Еще одной особенностью натуры братца Иоанна Чурикова были невероятные организаторские способности. По свидетельству современников, к Чурикову ходило в пять раз больше народа, чем даже к праведному Иоанну Кронштадтскому - до 500 тысяч человек. Он создал мощное трезвенническое общество в свою честь - «БИЧ» (Братство Иоанна Чурикова), деятельность которого церковные и государственные власти часто пытались запретить или хотя бы воспрепятствовать ему. В 1911 году, стремясь обезопасить свою деятельность, Чуриков построил себе для бесед дом в пригороде Петербурга в селе Александровском, где после длительной переписки министр официально разрешил вести беседы. Это позволило не согласовывать деятельность с официальной Церковью. В команде Чурикова работала целая корпорация, которая выглядела как мини-колхоз. У них были свои типография, трактора, скот и вся на тот момент современная инфраструктура, которая осуществляла мощную пропагандистскую «миссионерскую» деятельность. Приходящие в нему получали духовное лечение в избавлении от пьянства и от болезней. Иногда ему лично, а иногда и через прислугу, передавались многочисленные письма и записки с просьбами. В ответ же вопрошающие получали советы, а также масло и кусочек сахара - вероятно, как альтернативу Причастия.

4 февраля 1914 года Миссионерский совет установил многочисленные «сектантские заблуждения и действия» Чурикова и определением Санкт-Петербургского митрополита (будущего священномученика) Владимира (Богоявленского), постановил подвергнуть Иоанна Чурикова «малому отлучению» (от Святого Причастия) «впредь до искреннего раскаяния его в своих заблуждениях и объявления им полного послушания церковной власти». Но, к сожалению, Чуриков не посчитал нужным прислушаться к голосу Церкви и покаяться. Он не считал это отлучение голосом Церкви, а полагал его ошибкой церковной администрации и некомпетентностью миссионеров, которые его, как он считал, «лживо обвиняли».

Следует, пожалуй, вспомнить, что в 1918 году он организовал при советской власти самую первую в стране коммуну с тем же названием (на заметку сторонникам православного социализма в качестве примера подвижнической деятельности), что, конечно, очень показательно характеризует его талант к управленчеству и как человека дела.

Вся эта история жизни Ивана Алексеевича Чурикова, братца Иоанна, условно можно считать, проходила сто лет назад. Зачем и почему обо всем этом вспомнилось? Да потому, что ровно через сто лет, в 1961 году, и практически в том же географическом месте (в соседней с Самарской Ульяновской области) родился другой проповедник, уже наш современник, священнослужитель, протоиерей, ныне изверженный из сана и ставший обычным мирянином, Владимир Валентинович Головин. И основные вехи жизненного пути каждого из них повторяют друг друга. Да настолько, что первого вполне можно величать завещателем своего дела Головину, а второго можно признать духовным продолжателем проповеднической деятельности братца Иоанна Чурикова, повторяющим через столетие судьбу своего духовного наставника.

Родился Владимир Головин, подобно братцу Иоанну, в великий год - год первого полета человека в космос, открывшего новую эпоху бытия нашей страны, словно сбросившей земные оковы, наподобие избавления от рабских оков крепостного права в год рождения Ивана Чурикова. И хоть и был рукоположен Головин в священный сан, но соответствующего богословского образования так и не получил и, как и Чуриков, проповедовал и толковал Евангелие по своему усмотрению. Именно поэтому в толкованиях этих проповедников можно увидеть «богословскую смесь» православного, католического и протестантского богословия.

Невероятно талантливыми проповедями Головина заслушивались в стране тысячи людей, уверенно заявляющих, что именно через них они пришли к Богу и к Вере. Да, в этом приходе была некая странность, словно угощение сахаром вместо причащения, - приходили через молитву по соглашению. А вот через нее дальше в Веру ли? И в какую Веру? Тут еще следует разбираться, как и с последователями братца Иоанна.

И последователей у В.Головина многие тысячи, как об этом заявляется его сторонниками, как и у Иоанна Чурикова. И точно также выступает В.Головин нелюбимым церковным священноначалием вплоть до извержения из сана, что во многом аналогично отлучению от Причастия братца Иоанна. Как и братец Иоанн, В.Головин объясняет, что и с ним поступает именно его начальство совершенно несправедливо и неразумно, надеется на возможное вмешательство руководителей высшего уровня управления Церковью, которое справедливость восстановит, наложенное прещение снимет, а самого его возвратит в Тело Христово в прежнем сане. Отсюда и игнорирование В.Головиным непосредственного священноначалия, подобное аналогичному игнорированию братцем. Головин совершенно не переживает в связи с каноническим прещением правящего архиерея. Вместе с братцем Иоанном они оба считают, что это они со Христом остались, а официальная Церковь давно уже от Него отошла. Вот в чем их главная ошибка, - в самообольщении. И сын В.Головина, вместо того чтобы покаяться и упасть в ноги правящему архиерею, прося у него прощения, отправляется в туристическое паломничество по святым местам (Израиль, Италию, Грецию), чтобы помолиться и снять напряжение от надоевшей церковной администрации.

В.Головин тоже прославляется своими почитателями как созидатель молитвенных сообществ, составленных из множества людей, подобно трезвенническому братству и коммуне братца Иоанна, что свидетельствует о несомненном его управленческом таланте. Вот ведь повторение истории через сто лет! Ну как можно пройти мимо подобного и не обратить на все это внимание?!

Хотя картина повторения вторым персонажем нашей статьи основных этапов жизни первого не столь однозначна. Дело в том, что были в биографии братца Иоанна такие события, которые делают его фигуру глубоко симпатичной каждому, кто знакомится с ним поближе, и которых пока явно не хватает в биографии В.Головина.

Братец Иоанн был глубоко бескорыстным человеком. Еще в начале своего жизненного пути после заболевания жены и её смерти в свои 28 лет он продаёт остатки имущества, раздаёт вырученные деньги нищим и отправляется странствовать, а фактически - нищенствовать. Более того, в возрасте 31 года он начинает носить вериги. А проповедь трезвеннического образа жизни начинает в возрасте Иисуса Христа не где-нибудь, а среди городской бедноты на Лиговке в Санкт-Петербурге. Пока о подобных подвигах бескорыстия от В.Головина не слышно.

Вот это и есть кульбит истории, когда она, перевернувшись, встает через сто лет не на «обе ноги» сразу, как при перевороте в точности повторяя события прошлого, а только лишь на «одну ногу», а «вторую» - бескорыстие - словно случайно позабыв о ней, так пока и не опустила.

Впрочем, время для начала совершения подвига безсребренничества у В.Головина, духовного продолжателя дела проповедника братца Иоанна, есть. Почитатели братца Иоанна, хоть и хотели бы его прославления Церковью в одном из рангов святости, заявляя о его чудотворениях, прекрасно понимают невозможность этого, потому что его уход из жизни нераскаянным не позволяет подобного ни на йоту. А вот для Владимира Валентиновича Головина подобное еще очень даже возможно, потому что жизнь не остановилась, жизнь продолжается и в ней по Божьей благодати возможно все!

Кстати, если присмотреться к нашим героям на фотографиях повнимательнее, то можно заметить и несомненное личное сходство.

Андрей Владимирович Козлов, публицист, Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Подобные статьи появляются

Такие статьи появляются в начале Великого Поста. Со сравнением "судеб", внешности...
Исидор / 11.03.2019, 20:03

2. автор откровенно переверает!

Сначала он пишет: "В команде Чурикова работала целая корпорация, которая выглядела как мини-колхоз. У них были свои типография, трактора, скот и вся на тот момент современная инфраструктура..." Потом, пишет об обратном: "Братец Иоанн был глубоко бескорыстным человеком. ... он продаёт остатки имущества, раздаёт вырученные деньги нищим и отправляется странствовать, а фактически - нищенствовать. И всё это приводится в пику о.Владимиру! Не автор, а хамелеон. Заказной и откровенно очернительский опус.

1. Re: Кульбит истории, или Люди одинаковой судьбы?

Все бы ничего, но Головина слишком порой заносило в подробности физического бытия Христа.
Porto / 11.03.2019, 15:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Козлов
О христианском смысле ковида
Отношение к коронавирусу является маркером того, как человек ведёт себя в жизни, помнит ли о Заповедях Христа и следует ли Им
04.05.2021
Добровольный мученик и гордец
Является ли сейчас поход в храм на литургию и причащение добровольным мученичеством?
28.11.2020
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
К моему удивлению столкновение происходит не в вопросах Веры, а на полях гражданских (светских) конституционных прав
27.03.2020
Наш долг соблюдать все предписания кесаревой власти
Коронавирус одними шапками не закидать
20.03.2020
Если воспринимать ситуацию сердечно...
Мысли, навеянные статьей «Мода на панику и развал учебного процесса» Андрея Карпова
04.03.2020
Все статьи Андрей Козлов
Секты
«Горе тому, через кого приходит соблазн…»
Лжеепископ Георгий против Русской Православной Церкви: стенограмма заседани
15.04.2024
«Бiсово плем'я» в Красноярском суде
Добиваться полноценного разбирательства
09.04.2024
Церковь не останется в стороне
К судебному процессу с сектой ИПЦ подключилась Красноярская митрополия
05.04.2024
Вы требуете вернуть смертную казнь?
Позвольте рассказать вам одну историю. Свою, на личном опыте выстраданную
03.04.2024
«В Россию проникают деструктивные псевдорелигиозные культы»
В Александро-Невской лавре состоялись конференция «Теологическое и религиоведческое образование в высшей школе» и круглый стол «Религия и политика в современном мире»
01.04.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Нужно ввести более эффективное наказание для безответственных предпринимателей, а также увеличить штрафы за нарушение закона до размеров, которые побудят не продавать вейпы несовершеннолетним
09.04.2024
«Сколько сил положил он для России!»
В Красноярске состоялась VI Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
09.04.2024
Сохрани себя и будущие поколения!
Объединить усилия в борьбе с абортами, алкоголизмом и наркоманией!
03.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
16.04.2024 20:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 20:13
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:24
Самоходный самокат и его враги
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:15
В поисках подковы
Новый комментарий от Хлебников_317
16.04.2024 18:50