Настало очень необычное время. Теперь нужно оставаться дома, если тебе шестьдесят пять или ты старше (если ты в Питере), или даже если ты всего лишь от шестидесяти (для всех остальных мест проживания в стране). Нужно максимально свести к нулю время общения с внуками, потому что они очень легко и зачастую незаметно для всех (а главное - для самих себя) могут наградить тебя новомодной пневмообразной «китайской испанкой» - коронавирусным заболеванием с математическим названием COVID-19.
Нужно стало мыть руки. Нет, ты моешь руки всю свою жизнь - любую, сознательную и несознательную, но теперь необходимо мыть их много чаще, мыть их сразу дважды и мыть их непременно нелюбимым хозяйственным мылом, а лучше и жидким. И в маске медицинской, называемой многими намордниками, теперь нужно форсить, желательно - везде, а еще лучше - в строительном респираторе, постоянно его заменяя, по возможности, на новый, ранее не использованный. И в транспорте общественном, хотя бы в час пик, стараться не ездить. И не приближаться друг к другу на расстояние ближе, чем один-два метра (эта разница в числах есть путаница не в голове, а путаница чисел в источниках информации). И что там еще нужно стало? Ведь не всё же перечислено! А и ладно, и так все всё знают, а если не знают, то раскрывают рекомендации Роспотребнадзора и самостоятельно «освежают» перечень нужности.
И, тем не менее, это еще не весь перечень того, что стало нужно. Можно этот перечень нужности развертывать по профессиональной принадлежности. Например, врачам-инфекционистам стало нужно находиться на рабочих местах в костюмах бактериологической защиты. А священнослужителям стало нужно, например, начать применять одноразовые стаканчики в служебных целях.
Вот так, и Церковь откликнулась на общую беду, на расползание коронавируса-математика по миру, что вполне естественно. Много чего стало вдруг необходимо исполнять в соответствии с «инструкцией настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей, касающейся коронaвирусной инфекции».
И сразу стали появляться разного рода статьи и комментарии к ним разных людей православного толка, от священнослужителей до разного рода верующих обо всех этих требованиях, общегражданских и профессиональных.
Конечно, очень интересны статьи, отражающие мысли каждого православного христианина о том, что пришла кара Господня по грехам нашим, что мир утратил духовность, погряз во грехе, лжи и разврате, и что «коронавирус обусловлен духовными проблемами». В подобного рода статьях показывается повозрастная степень нарастания людской греховности и, соответственно, мера ответственности, которая возлагается Господом на греховника в форме подверженности заражению. Излагается всё понятно, просто и без излишеств рассказа о грехах, про которые мы все, вероятно, все без исключения, осведомлены.
И тут же следуют очень конкретные замечания о том, что Церковь «гнется» под напором гражданских властей и вводит в богослужение некие непривычные глазу, уху, рукам и духу предметы и действия, которые позволили придти многим, наверно, очень многим, к мнению, что теперь придется «жить и служить не по вере, не по уставу... а по Инструкции».
Всё верно! Душа не принимает весь набор этих внецерковных стаканчиков, палочек, бумажек... Конечно, мы веруем в Господа, мы строим свою жизнь по Его Заповедям, мы общаемся с Господом в своих молитвах, а на Богослужениях Он с нами беседует Сам. Мы все уверены и убеждены в том, что нас Господь бережет! И так и есть!
Я сам уже писал недавно, что, вероятно, все те, про кого Господь так решил, все эти люди уже получили требуемый иммунитет от «математической» заразы. Но это отнюдь не означает, что мы должны пренебречь своим гражданским долгом перед теми, кто возвысил голову перед коронавирусом и впав в некое состояние бравады и исступленной самоуверенности, даже за гранью гордыни, бросает фразы «я ничего не боюсь», «в заражении нет вообще ничего страшного», «эта болезнь не смертельна», «не нужно бояться вируса, пусть он боится нас», «министерство здравозахоронения», «крестным ходом не пройдёшь - запрещено санитарными предписаниями».
В чем заключается наш гражданский долг нас, православных христиан, перед всеми? Да просто соблюдать все предписания кесаревой власти. И ничего нет в этом плохого. Почему же нет, если многое из того, что нам претит, навязывается или запрещается к исполнению? Да только потому, что помимо нашего гражданского долга существует еще и наш долг Веры, наш долг пред Господом нашим Иисусом Христом, наши обязательства пред Матушкой нашей Пресвятой Богородицей. И кто-нибудь вспомнил про этот наш долг, про то, что «не искушай Господа Бога твоего»?
А ведь наши уверения всех и каждого и самих себя, что нас Господь бережет, с последующим презрительно-пренебрежительным отношением к сатанинской опасности COVID-19, это и есть искушение Господа нашего и небрежение к Его Заповедям.
А враг рода человеческого только и ждет подобного нашего поведения, чтобы мы дали слабину в своей Вере, отступились от Заповедей христианских. И в результате мы делаем хоть что-то, чтобы народ, нас окружающий, привести под защиту Господа? Или мы только в личной глупой самоуверенности всё восклицаем, что нас Господь бережет, а про других и подумать не желаем, намордниками называя маски? Все сетуем, что палочками какими-то там надо пользоваться на Богослужениях!
Мы все всё знаем, всё понимаем, но с необъяснимым упорством и заверениями, что ко всему следует подходить взвешенно, ничего не будем делать в храмах из предписанного в новых условиях? Ну да, нас-то Господь защищает, а все остальные - вы уж сами там как-нибудь о себе беспокойтесь, тем более, что и болезнь-то не смертельная. Только вот времени распространения смертельной дьявольской заразы прошло всего ничего, а уже оказывается, что умирает каждый не меньше, чем 25-й из числа зараженных. Это что? Настолько мало, что нам лень пошевелиться и начать обрабатывать храмы санитарными растворами? А в чем же тогда наш христианский долг? Усопших отпевать да с молитвами на тот свет отправлять? А может наоборот всё? Может, следует многих и многих привести к Господу, под Его защиту, не допустив все новых и новых заражений и смертей, роста масштабов этой новоиспеченной моровой язвы?
Так что же делать? А следовать за Господом, жить по Его правде, не устрашаться коронавируса, но и не поддаваться его дьяволиаде, быть трезвее, следовать за предписаниями гражданского общества и строго соблюдать инструкции и циркуляры церковной иерархии. А может, и дальше пойти.
Проходить, например, по улицам града нашего (какого? да всякого, кто где живет) небольшой процессией с иконами Пресвятой Богородицы, с освящением Святой Водой. Пусть процессия немногочисленна будет, но ведь «не числом, а уменьем!» И на молебны можно выходить на ближайшие от храмов площади и площадки, строго следя за наличием медицинских масок у участников и соблюдением дистанции между каждым молящимся, потому что мы выйдем туда не для дальнейшего распространения болезни, а для ее одоления, которое вместе будет много успешнее.
И вот тогда точно не придется восклицать, что во времена моровых язв «болезнь не обходила и нас, но поражала больше язычников». И разве тут есть, чем гордиться нам с вами сейчас, в наше много больше просвещенное время? Не стоит нам грудью бросаться на заразу с уверениями, что сейчас мы тебя раскоронуем. Не такова она, эта зараза, чтобы вот так просто, одними шапками быть закиданной. Придет время, раскоронуем! Господь поможет нашей науке и нашим медикам сорвать это шипастое новообразование. А пока будем воспринимать эту корону как Терновый Венец Спасителя, который Он дал нам сейчас примерить, чтобы, с одной стороны, уже весь мир ощутил потребность в покаянии и приходе под руку Его, а с другой, проверить нас с вами на способность жить по Его Правде.
Будем молиться Господу за наше здравие и за благополучное выздоровление всех заразившихся.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, обереги державу Твою Россию!
Андрей Владимирович Козлов, кандидат экономических наук, публицист, полковник милиции в отставке
8. Ответ на 2, Андрей Козлов:
7. Ответ на 6, Андрей Козлов:
6. Ответ на 4, Иерей Геннадий Метелкин:
5. Кесарю - только кесарево.
4. Ответ на 1, Полтораки:
3. Ответ на 1, Полтораки:
2. Этика коронавируса - теперь в Питере!