itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Добровольный мученик и гордец

Является ли сейчас поход в храм на литургию и причащение добровольным мученичеством?

0
4423
Время на чтение 7 минут

Мученик — это «свидетель» в переводе с греческого, то есть это свидетель и свидетельство стойкости исповедания христианства вплоть до кончины от издевательств и мучений. Такой кончины, что даже все грехи человека (кстати, как христианина, так и не христианина, который, претерпевая мучения, получает крещение своей кровью) смываются пролитой мученической кровью. Претерпевающий подобные мучения сберегает душу свою ради Христа (Мф. 10:39). Первые мученики были уже в апостольские времена, а на Руси — в конце первого тысячелетия. Вполне естественно, что к мученикам не могут быть причислены еретики (9‑е и 34‑е правила Лаодикийского собора). У мученика, идущего вослед за Христом, жизнь никто не отнимает — он её отдает сам и добровольно, как и наш Господь. Мученичество в том и состоит, что человек оказывается способным по дару Христа и подобно Ему, вольно принять страдания и самую смерть, неизбежную для каждого из нас.

Вот какую классификацию видов мученичества даёт протоиерей Александр Шаргунов:

«Святитель Киприан Карфагенский говорит, что есть мученичество красное и есть мученичество белое. Мученичество красное - когда христианин приносит свою жизнь в жертву во времена гонений за Христа. Мученичество белое - когда он в деятельной любви и сострадании совершает свой подвиг в дни мира для Церкви ... и вольно отвергается того, что дороже ему всего на свете, для того чтобы стать странником и вольным изгнанником на земле ради Христа. Отцы древней Православной Ирландской Церкви говорили о том, что наряду с мученичеством красным и мученичеством белым, есть мученичество зелёное, когда человек подвигами поста, труда и молитвы достигает освобождения от всех греховных страстей. И это есть подвиг преподобничества. Не случайно в дни памяти преподобных цвет облачений у нас (священнослужителей) (когда не пост) бывает зелёный. Подвиг преподобничества - это подвиг, который говорит о тайне приобщения Самому Источнику жизни - Святой Троице. Все эти виды мученичества едины». И избираемый нами образ жизни вполне способен приобщить каждого из нас, как будущих мучеников, к вольному страданию Господа: это монашество и жизнь в браке, и подвиг уединённой молитвы как подвиг бескровного мученичества, а и иная жизнь тоже. В монашестве человек «сам отказывается от своей свободы, совершая первый акт добровольного мученичества ради Христа, с тем, чтобы приобщиться Его Кресту».

И в церковном браке — «вступающие в союз готовы разделить между собою и детьми, которых Господь даёт в этом благословенном браке, не только радость, но способность отсечения воли друг перед другом, без которой не может быть подлинной любви. Речь идёт о той же жертвенности». Но и вне монашества и вне брака тоже возможно мученичество, мудрость которого «заключается в том, чтобы оказаться способным принять этот невольный крест как вольный, и которое приобретается участием в церковной жизни, в богослужениях или в делах милосердия, или других послушаниях в храме, заботой о болящих».

Однако, «где нет скорби, там нет спасения» (преподобный Серафим Саровский). И никто их не сможет избежать, если идет своим путем ко спасению. И должно принимать их с радостью и благодарением нашего Господа, а не в беспросветном унынии и печали. И вот тут и появляются вопросы к тому, что и как мы можем делать сейчас во времена жестокой пандемии новоявленного коронавируса.

Жизнь поставила всем нам, участвующим в церковной жизни, много вопросов, например: посещать ли храмы, участвовать ли в соборных службах, быть ли на литургии и причащаться ли, использовать ли средства индивидуальной защиты при посещении храма, каким должно быть причащение и чего мы достигаем, если идём просто в храм или идем в храм причащаться? В принципе, ответ понятен. Церковь питает нас Евхаристией, а Евхаристия —это питание Божественной пищей, которая вливает в нас силы вечности, и причащаемся мы не потому, что мы хорошие, а чтобы стать лучше. И вот тут возникает вопрос: как Господь к нам отнесётся, если мы посещаем литургию и причащаемся сейчас в наше пандемическое время?

Мы идём на причащение с полным доверием ко Господу, уверенные, что Он нас убережет от заражения, потому что «Аз есмь воскрешение и Живот. Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25–26). Наверно, и в мыслях нет возможности ущерба собственному здоровью в результате такого похода. И даже если что и случится, то «там», куда мы все уходим, покидая этот мир, мы будем приняты, если и не с распростертыми объятиями, то уж всяко в качестве добровольных мучеников. Но так ли это? Верно ли подобное суждение? И без рассуждения, пожалуй, тут не скажешь, потому что немедленный положительный ответ, наверняка, окажется не истинным.

На первый взгляд, и на любой последующий наш поход в храм и участие в Евхаристии и причащении угодны Богу и подтверждают нашу готовность свидетельствовать всей своей жизнью собственную веру в Иисуса Христа с потенциальной возможностью возникновения ситуации добровольного мученичества. При его осмыслении следует исходить из слов святителя Григория Богослова, писавшего: «Закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, так выйдя не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее - малодушие» (Слово 43). И какие выводы нам следует сделать из этих слов? А тут все зависит от «медицинских» результатов нашего участия в службе и нашего последующего поведения в течение некоторого количества дней после нее.

Наша дерзость была бы абсолютно оправданной, если бы наша гибель от заражения вирусом наступала сразу и немедленно по причащении или, например, выходе из храма. Пошли в храм с упованием на Господа словно на немедленную гибель, причастились в искреннем доказательстве всем в своей верности Господу и действительно ушли «туда» добровольными мучениками.

Однако есть временной интервал между пребыванием в храме и нашим возможным уходом из жизни. Этот интервал весьма велик и потому представляет для нас реальную проблему тем, что своим поведением в его течение мы из потенциальных добровольных мучеников можем превратить сами себя в потенциальных убийц.

Итак, вот два крайних варианта исхода нашего прихода в храм и участия в причащении. Прежде всего, если в результате нашего участия в службе мы не заразились, не заболели от вируса и не погибли от болезни, им вызванной, то наша попытка добровольной жертвы Господом не принята и никакого мученичества не состоялось, хотя мы и стали лучше. Иначе, мы заразились и, как следствие, добровольно ушли из жизни в результате возникшего заболевания. Это произошло, скорее всего, в больнице и, наверняка, в боксе интенсивной терапии после целого ряда перенесенных мучений, вызванных болезнью. Отлично! Есть надежда, что добровольное мученичество состоялось.

Однако, можно ли уверенно говорить, что это так и мы встречены «там» именно как добровольные мученики? Ведь если мы в период времени от собственного заражения и до момента своей смерти умудрились кого-то заразить и этот человек (а может и не один) заболел и тоже ушел из жизни, то тут и возникает главный вопрос! Как это будет воспринято Господом и не станет ли Он нас считать немыслимыми гордецами, готовыми ради публичной демонстрации своего собственного благочестия нарушить его Заповедь любви и пренебречь жизнью и здоровьем кого-либо из нас окружающих?

Отвечая на этот вопрос, следует признаться самим себе, что уверенности ни в чем нет. Тут каждый должен отвечать сам за себя и дать какие-то советы с рецептами поведения невозможно. Единственное, что можно посоветовать, после причащения в течение инкубационного периода развития вируса организовать свою жизнь так, чтобы невозможно было никому и ни при каких обстоятельствах передать вирус, если заразился сам.

К сожалению, если посещать причащение и после него проявлять совершенную беспечность, то можно впасть в умышленный грех. Да этот грех можно даже сравнить с Иудиным поцелуем. Мы, как и Иуда, сначала принимаем в себя частицу Святых Даров и при этом оказываемся в обстоятельствах, когда нас поражает вирус, которым мы потом в какой-то момент времени делимся с кем-то из нас окружающих.

А можем ли мы вообще при походе в храм заразиться? А почему нет? В конце концов речь не идёт о том, что мы заражаемся от принятия Святых Даров. Заражение может состояться по дороге в храм или обратно, при тесном обнимании в процессе дружеских объятий при встрече со знакомыми в храме, любым иным образом. И есть же такие головы, что настаивают на бесшабашном участии в соборных службах, возлагая всю ответственность за свои жизнь и здоровье сразу на Господа, не задумываясь о последствиях именно собственного поведения и результатов собственных поступков.

Кстати, вот интересный вопрос: те люди, которых мы вдруг умудримся заразить в результате собственной безответственности, они кем тогда становятся, случайными невольными жертвами? А если эти люди сами по себе совсем не желали заболевать и тем более погибать? Будем себя утешать и оправдывать тем, что такова Воля Господа? А кто из нас знает, что это именно так? Вот уж точно никто. А ведь такое заражение, которому мы явились пособниками, причисляет нас к носителям смертного греха. Нам следует точно осознавать, что тот человек, что заражается, должен это сделать по своей собственной воле и без нашего вольного участия. Пусть он делает это сам, вольному воля, без того, чтобы мы стали орудиями его заражения.

Идя в храм и заражаясь и потом уходя из жизни в скорбях и страданиях, мы, конечно, встаем на совершенно «крутой» путь своего духовного восхождения ко Господу, очень ярко свидетельствующий о нашем приближении к Кресту Христову и о принятии нами Венца добровольного мученика. И потому вовсе нежелательно, чтобы мы в результате своей безответственности и неосторожности явились источником скорбей кого-либо, из нас окружающих, вместо любви к ним. И уж если мы решаемся на участие в литургии и причащении, то после них мы должны так организовать собственный быт и жизнь, чтобы уж точно не возникало ни у кого, а в первую очередь, у Господа, сомнений, что мы сделали всё для безопасности окружающих. Вот тогда наше причащение действительно будет воспринято, по крайней мере, верю в это, как свидетельство исповедания христианства вплоть до добровольной кончины.

Андрей Владимирович Козлов, кандидат экономических наук, публицист, полковник милиции в отставке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

111. Почему в Китае нет второй волны: чистка политического организма

Китаист Николай Вавилов:

https://www.youtube.com/watch?v=kZu5oyW8-vU

Константин В. / 06.12.2020, 02:57

110. Ответ на 107, Андрей Козлов:

Потому профанное место и есть именно профанное место. И вне храмов многие заражаются и заболевают. .

О какой Вы говорите болезни и смерти? "предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие." (Мф.8.21). Православному, за то время, что отпущено ему Богом, обязан выработать правильное понимание к смерти, как к переходу из временного своего состояния - в вечное. Для этого необходимо наличие Страха Божьего, чтобы когда Господь, забирая душу, не оказалась она в том месте, куда Он определил душу богача. (Притча о богатом и бедном Лазаре). Нам по своей дебелой природе не свойственно знать, ни времени, ни места, когда это произойдет. Но мы точно знаем, что это ОБЯЗАТЕЛЬНО произойдет - наша смерть. Правда многие так не думают, а думают, что жить они будут вечно, вот и хватаются за эту временную жизнь, которая в конечном итоге неумолимо ведет к старости и смерти. Ведь в чем застанет, в том и судить будет. Поэтому святые отцы призывают всех нас к бдению и трезвению. Необходимо исключить из своей жизни всякое легкомыслие и пофигизм, а начинать уже вчера, пост, молитву, покаяние, борьбу со своими страстями. Другого пути у нас нет. Только так мы можем победить этот попущеный Богом вирус. Надо сделать так, чтобы этот вирус стал нашим лучшим другом, а не врагом. Надо перестать его бояться. А для этого у нас есть Евангелие и Божии Заповеди. С НАМИ БОГ!
Валерий / 05.12.2020, 10:55

109. Ответ на 110, Константин В.:

...допускаете ли Вы, что "соблюдая осторожность из Страха Господня", можно заразить кого-нибудь?

Конечно можно! Страх Господень - это не языческий оберег, имея который при себе мы сами себя внутренне убеждаем в невозможности того, ради чего этот оберег у нас присутствует. Страх Господень это состояние души, при котором мы строим свою жизнь в целом и совершаем конкретные поступки по Заповедям Божиим. Но мы не одиноки в окружающем пространстве и вполне могут сложиться конкретные условия, при которых действия кого-то вступят в противоречие с нашими. И тогда, поступая именно из Страха Божия, мы будем вынуждены пренебречь возможностью заражения, чтобы не дать совершиться еще большему злу. Мы, например, можем стать невольными участниками разворачивающегося действа, в котором нам будет уготована с судьба отдачи жизни «за други своя», при которой произойдет заражение спасенного нами человека. И даже при подобном заражении ничего не меняется в нашей посмертной судьбе мученика, потому что будет заражение спасенного человека или нет - мы еще не знаем, а вот его гибель точно состоялась бы, если бы не наше участие в его жизни. Возможны и иные варианты, при которых люди сами могут нарушить наши границы общения и произойдет их заражение. Одним словом, если мы со Страхом Божиим строим свою жизнь, то не мы явимся инициаторами заражения кого-либо, а та, заражающаяся сторона, и именно это важно.
Андрей Козлов / 05.12.2020, 07:33

108. Бурлеск

Глядя на все это мне приходит в голову только одна фраза: "Скучно жить на этом свете, господа!". Ну разве так можно?...
Георгий / 05.12.2020, 01:27

107. Ответ на 109, Андрей Козлов:

Кроме того, указанный Вами псалом еще раз подчеркивает мысль о необходимости соблюдения осторожности для незаражения никого нами в наше время из Страха Господня, а вот страх человеческий - это непосещение храма по причине боязни заразиться или заразить.

Это уже некоторое развитие темы. Итак, Вы ставите вероятность заражения в связь с наличием/отсутствием Страха Господня. А допускаете ли Вы, что "соблюдая осторожность из Страха Господня", можно заразить кого-нибудь?
Константин В. / 04.12.2020, 10:14

106. Ответ на 104, Андрей Карпов:

В 103 комментарии все сказано верно, а вот упоминание Вами 18 псалма не имеет отношения к Вашим мыслям из 101. В 18 псалме (позвольте мне его не приводить) «Дух Святый устами богопросвещенного Давида преподает учение о трех божественных законах: во-первых, поучает о законе неписанном, который в видимом творении проповедует Своего Создателя (см. Рим. 1, 20, 2. 14); во-вторых, говорит о законе Моисеевом, писаном (см. Гал. 3, 19), сообщающем глубокое познание божественного домостроительства; и в-третьих, представляет возвышеннейшее учение о законе благодати, совершенно очищающем и предуготовляющем души для вечной жизни (Феодорит Киррский)». Не буду дальше цитировать всё толкование рассматриваемого псалма (Вы и сами сможете с ним ознакомиться в Толковой Псалтири). Отмечу только, что про стих 10 сказано следующим образом: «”Страх Господень чист”, так как удаляет нас от зла и делает нас чистыми, в то время как страх человеческий порицается и называется робостью и даже рабством (Феодорит Киррский, Афанасий Великий)». Проверьте сами — ничего общего с тем, как Вы взялись толковать псалом в своем 104. Кроме того, указанный Вами псалом еще раз подчеркивает мысль о необходимости соблюдения осторожности для незаражения никого нами в наше время из Страха Господня, а вот страх человеческий - это непосещение храма по причине боязни заразиться или заразить. И если не требуется еще отдельно пояснить про три группы Заповедей Божиих, не упомянутых ранее, то я на этом умолкаю. Спаси Христос!
Андрей Козлов / 04.12.2020, 07:54

105. Ответ на 102, Коротков А. В.:

Прямо "Urbi et orbi".

104. Ответ на 106, Валерий:

Преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил, что если бы вы знали какая благодать сходит во время литургии, то вы бы пылью с пола храма умывались... И Вы думаете, Валерий, что наше священноначалие не знает подобного, раз осмеливается предупреждает всех об осторожности? Убежден, что знает, и что-то мне подсказывает, что получше Вашего. Потому профанное место и есть именно профанное место. И вне храмов многие заражаются и заболевают. И это факт, с которым не поспоришь. И не от неверия происходит подобное, а от искушения Христа.
Андрей Козлов / 04.12.2020, 07:24

103. Ответ на 100, Андрей Козлов:

Да еще есть ощущение, что подобные люди и понятия не имеют о профанном месте, ограничивая храм исключительно алтарем, храмом (средней частью), притвором и папертью. Наверно, они нигде больше и не бывают в храме, тогда скажу точнее — в ограде храма.

"...будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы." (Мк.16.18).«И если что смертоносное выпьют, не повредит им». Это случалось много раз, как находим в повествованиях. Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми." (Блж. Феофилакт Болгарский). Вера Православная - вот Краеугольный Камень, лежащий в основании. Надо просто верить, что в Православном Храме ПРЕБЫВАЕТ Святой Дух, который попаляет всю тварную нечисть, в том числе и вирусы. Вне храма, с православным христианином всегда рядом находится его ангел -хранитель, который дается при крещении, а также пребывает в сердце полученная во время Причастия, Спасительная Благодать. Разве этого мало? Зачем же Бога - то гневить своим неверием? С НАМИ БОГ!
Валерий / 03.12.2020, 11:17

102. Ответ на 99, Андрей Козлов:

. Но никого не обвиняю! Пусть они и дальше поступают по своей собственной воле.

Ну и Слава Богу! Спаси Вас, Христос, уважаемый Андрей! С НАМИ БОГ!
Валерий / 03.12.2020, 11:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Козлов
О христианском смысле ковида
Отношение к коронавирусу является маркером того, как человек ведёт себя в жизни, помнит ли о Заповедях Христа и следует ли Им
04.05.2021
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
К моему удивлению столкновение происходит не в вопросах Веры, а на полях гражданских (светских) конституционных прав
27.03.2020
Наш долг соблюдать все предписания кесаревой власти
Коронавирус одними шапками не закидать
20.03.2020
Если воспринимать ситуацию сердечно...
Мысли, навеянные статьей «Мода на панику и развал учебного процесса» Андрея Карпова
04.03.2020
Сквозь специальное горнило…
О коронавирусе, мужском бесплодии и медицинских масках
27.02.2020
Все статьи Андрей Козлов
Последние комментарии