От редакции: Хотелось бы в данном случае специально подчеркнуть, что мы не вполне разделяем позицию автора и его аргументацию. Однако, не можем не разделить его тревоги по поводу возникшего противостояния Церкви и власти, что всегда было губительным для России.
Наша жизнь и бытие приобрели какие-то фантасмагоричные краски и оттенки из-за того, что все апокалиптическое действо разворачивается прямо на наших глазах, являясь прямым следствием пандемии коронавируса.
А потому вынужденно приходится наблюдать (хоть и с огромным интересом) за вдруг возникшим противостоянием между властью и Церковью, которое и вызывает недоумение, и, в том числе, опасение. С одной стороны, мы, православные верующие, не можем поступиться своей Верой, а с другой стороны, в данном случае нас никто не заставляет становиться исповедниками.
Суть противостояния предельно понятна и как бы не затуманена. Русская Православная Церковь собирается проводить богослужения в городах, в которых власть напрямую либо запретила это делать, либо обратилась непосредственно к жителям с просьбой о непосещении мест религиозного поклонения и отказе от участия в богослужениях.
Следствием явилось фактическое намерение воспротивиться решению власти. Указанный запрет действует с 28 марта. Мне кажется это странным, хотя человек, не знающий Православия, не поймет самой сути противостояния.
К моему огромному удивлению столкновение происходит не в вопросах Веры, а на полях гражданских (светских) конституционных прав, которыми государство наделило Церковь, отделив её от себя. Церковь сочла, что такое отделение даёт ей право поступать по своему разумению без оглядки на власть предержащих. Хотя есть бытовое выражение «Бог дал, Бог взял», которое вполне можно трактовать так, что то, что дала власть, она же может и забрать обратно.
Сейчас вопрос заключается не в том, что нельзя в принципе проводить богослужения, а в том, что их нельзя совершать в храмах, являющихся местами с ограниченной площадью и объемом пространства. В действительности же вопрос о сути запрета подменён тем, в какой форме происходит изъятие данных ранее Церкви свобод (сделан запрет). Фактически, Церковь настаивает на исключительности той формы, в которой ей это право даровано властью, если через закон, значит, только через закон и может быть оформлен отказ от права. При этом никто не ставит вопроса о запрете богослужений как первоосновы Православия.
Но по сути это только одна сторона вопроса, в которой РПЦ противится власти. Другая сторона этого же вопроса — чисто духовная, составляющая суть Веры.
Христос оставил нам такую Свою заповедь: «кесарю кесарево, Богу Богово». У этой заповеди есть еще одна сторона — «всякая власть от Бога». И получается, что выказывая непослушание и продолжая богослужения в то время, когда они запрещены властью, Церковь идёт еще одновременно и против Бога.
Одним словом, мне вся эта непростая история представляется именно такой. При этом совершенно понятно, что если вдруг результатом стояния наших старушек (60+) плотными рядами в храмах в субботу и воскресенье (не причастие, а просто пребывание в общей массе с зараженными, а потенциально мы можем предположить, что и они будут тоже присутствовать, увеличивает коронавирусную нагрузку на людей), станет всплеск числа их собственных заражений и членов их семей, и это точно будет проанализировано, и выяснены причины, повлекшие такой всплеск, тогда дальше вполне может последовать усиление негативной реакции как власти, так и светского общества.
Выходом из этой истории, когда в воздухе так и висит, словно в засаде, коронавирус, вероятно, может быть только физическое перенесение служб из тесных храмов на свободные и продуваемые ветрами пространства улиц: в прихрамовые дворы, площадки и площади. Очевидно, придется вспомнить что-то из опыта и первых христиан.
Реально ли подобное физически в нашей жизни в городах? Не знаю. Но убежден, что мы, воцерковленные православные верующие, и власти обязаны подчиниться и подумать, как сами о себе, потому что никто нас в настоящем случае действительно не понуждает отречься от Христа, так и со всей нашей любовью, заповеданной нам Господом, помочь уберечь всех наших людей от вдруг нахлынувшей заразы.
Будем молиться Господу за наше здравие и за благополучное выздоровление всех заразившихся.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, обереги державу Твою Россию!
Андрей Владимирович Козлов, кандидат экономических наук, публицист, полковник милиции в отставке
34. Ответ на 41, Андрей Козлов:
33. Ответ на 42, Коротков А. В.:
32. Ответ на 41, Андрей Козлов:
31. Ответ на 38, Иерей Геннадий Метелкин:
30. Ответ на 39, Русский Сталинист:
29. Ответ на 37, Андрей Козлов:
28. "....произнеся эту проповедь, пробил в набат."
27. Ответ на 33, Горовая Валентина Николаевна:
26. Ответ на 35, Аноним:
25. Ответ на 26, София7: