Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим»

Выступление на Шестых Калязинских чтениях

20-21 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Шестые Чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Краткая информация содержится в материале: «Ой, не время нынче спать, православные». Предлагаем вниманию выступление кандидата исторических наук Павла Геннадиевича Петина

Известный английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) в своем фундаментальном 12-ти томном «Постижении (или Исследовании) истории» (A Study of History), над которым он работал с 1934-го по 1961 год, по сути, продолжил развитие концепции культурно-исторических типов или цивилизаций русского историка Н.Я.Данилевского (1822-1885).

В своем «Исследовании истории» и в других своих работах А. Тойнби подробно рассматривает Православную Цивилизацию России. В исследовании Русской Православной Цивилизации А. Тойнби особо выделяет концепцию «Москва – Третий Рим». Он тщательно ее исследует и даже частично цитирует слова Старца Филофея Псковского [Тойнби А. Дж. Византийское наследие России / Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., «Прогресс – Культура», СПб., «Ювента». 1996. С. 108]. 

Так А. Тойнби в своем «Исследовании истории» пишет: «Тогда как «великая идея» греков [имеются в виду мечты современных греков о возрождении Ромейской Империи за счет Вооруженных Сил России. - П.П.] представляет собой драматический и странный исторический факт, аналогичное зерно, посеянное на русскую почву, дало серьезные исторические последствия, которые и сейчас, в середине XX века, возможно, еще не развернулись в полной мере.

Когда прозрачная тень возрожденной Римской Империи – призрак призрака эллинского универсального государства – была наконец ликвидирована оттоманским завоеванием Константинополя в 1453 г., русская боковая ветвь Православия в это время прилагала усилия, чтобы создать свое собственное универсальное государство.

В 1472 г. Великий князь Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего Константинопольского Императора Константина, и принял герб – двуглавого восточноримского орла.

Русские не были узурпаторами, бросающими вызов живым владельцам титула. Они остались единственными наследниками. Таким образом, они не были отягощены внутренним чувством греха. Чувство того, что греки предали свое Православие и за это были наказаны Богом, сильно отразилось на далекой Русской Церкви, где антилатинские настроения были очень сильны. Русским казалось, что если греки были отвергнуты Богом за Флорентийскую унию, мыслившуюся как замена Православию, то сами они получили политическую независимость за преданность Церкви. Русский народ оказался последним оплотом Православной Веры. Таким образом, он унаследовал права и обязанности Римской Империи» [Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1996. С. 405-406].

Далее Тойнби отмечает: «Использование русскими авторитета Восточной Римской империи для доказательства веры в бессмертие своего универсального государства – прежде всего в политических целях – требовало значительных усилий, чтобы уберечь Третий Рим от судьбы, которая постигла Первый Рим и Рим Второй» [Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 406]. 

А. Тойнби особо подчеркивает, что «Политическая миссия Третьего Рима никогда не сводилась к тому, чтобы спасать или реформировать Второй Рим. 

Следствием идеи «Москва – Третий Рим» стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью Православия» [Там же]. 

 
1
Арнольд Джозеф Тойнби

В августе 1947 года в журнале «Горизонт» выходит очерк А. Дж. Тойнби под названием «Византийское наследие России», по словам автора, основанный на лекциях, прочитанных им в университете г. Торонто (Канада).

В данном очерке А. Тойнби вновь рассматривает и тщательно исследует концепцию «Москва – Третий Рим». В завершении своего очерка А. Тойнби делает вывод:

«Неизвестно, какой эффект произведет этот политический выбор в общем византийском наследии России в нынешнее время, когда ей предстоит наконец решить – занять ли подобающее место в Западном мире или остаться в стороне и построить свой собственный антизападный контрмир. Можно предположить, что на окончательное решение России серьезное влияние окажет склонность к ортодоксальности и вера в предопределение, которые она тоже унаследовала от своего византийского прошлого. Как под Распятием, так и под серпом и молотом Россия — все еще "Святая Русь", а Москва - все еще "Третий Рим". Tamen usque recurret [Naturam expellas furca, tamen usque recurret (лат.) - Гони природу вилами, всё равно вернётся - поговорка, заимствованная из "Посланий" Горация (I, 10, 24)] (всё равно вернётся)» [Тойнби А. Дж. Византийское наследие России. С. 114]. 

Павел Геннадиевич Петин, кандидат исторических наук, научный руководитель Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

15. Ответ на 13., Леонид Болотин:

профессора Александра Архиповича Ивина (р. 1939)

Ивин умер год назад.

14. Арнольд Тойнби — материалист?!

Честно говоря, на мой взгляд, к Арнольду Тойнби больше подходит вполне научная и логичная характеристика современного философа, специалиста по логике, профессора Александра Архиповича Ивина (р. 1939): «Теория цивилизаций А. Тойнби (1889—1975) продолжает линию О. Шпенглера и является, можно сказать, классическим вариантом теории локальных цивилизаций[См.: Тойнби А. Постижение истории. Сборник. М., 1996. Эта книга является сокращенным изданием монументального труда: Toynbce A.J. A Study of History, насчитывающего 12 томов. Первые три тома вышли в 1934 г., тома 4–6 – в 1939 г., тома 7–10 – 1954 г., том 11 – в 1959 г., том 12 – в 1961 г]. Тойнби – религиозный мыслитель, что существенным образом сказывается на его видении истории, истолковании ее целей и смысла, исторического прогресса, современной западной цивилизации и т.п. История, по Тойнби, – дело рук Бога, реализующего ее через существование человека и человечества. В основе истории лежит взаимодействие мiрового закона – Божественного Логоса и человечества. Деятельность последнего – это ответ на Божественное вопрошание, выраженное в форме природного или иного вызова. Постигая историю, человечество постигает самого себя и в себе самом – Божественный закон и Высшее предназначение. На поверхности история многообразна, но в глубине своей она однонаправлена и ориентирована на постижение Бога через самораскрытие человека. «Озарение душ светом высших религий определяет духовный прогресс земной жизни человека, – пишет Тойнби. – Мирные завоевания высших религий значат в истории человечества значительно больше, чем все, что знала история до их появления. Духовный прогресс определяется фразой из христианской молитвы: „Да будет воля Твоя“. Спасение тех, кто максимально использовал свои духовные возможности для устройства лучшей жизни на Земле, станет той благодатью, которую Господь ниспошлет Христианам, молящим его: „Да приидет царствие Твое“[ Там же. С. 441]» — Ивин А.А. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби // Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2000. 528 с. Может быть автор реплики спутал А.Дж.Тойнби с его сыном — политическим писателем Филиппом Тойнби, британским коммунистом?

13. Re: Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим»

Тойнби материалист. Мы понимаем, что "Рим" - духовное понятие. Не власть, не богатство, не влияние.

12. О как!!!

Надо было ещё Царя Афрасиаба вспомнить... :) Был бы полный канпот...

11. О европеоидной антисистеме

Трансформация Суперэтноса христианский мир , прошедшего весь свой цикл энтогенеза 1000-1500 годах н.э. , в Европейский Колониальный Европейский Суперэтнос происходило с выдавливанием старого мировоззрения Христианского мира на периферию ареала существования носителей европейского генотипа . Духовность и нестяжательство христианства было подхваченно русскими туранцами севера и урала и ушло в староверческие раскольнические скиты и изолировалось там .. .. А европейский колониализм начел развиваться в идеологии славянского псевдорусского христианского империализма , неся антисистему коренному русскому населению ЕврАзии ...И даже переосмысленная староверами туранцами семитская мифология оставалась антисистемной для коренных русских , подготовила почву внедрению других еврейских антисистем .. идей К. Маркса ... она в свою очередь расчистила почву для внедрения антисистемного европейского мироуклада на Туранских территориях ЕврАазии.

10. Ответ на 7., электрик:

Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.Да что тебе до Христа? У тебя семь тонких тел,сам сказал.

У меня одно тело и одна безсмертная душа. Возьмите отвёртку и несите свет людям в своем ремесле.Там у Вас это лучше получается,надеюсь.А здесь,прежде чем учить других,ознакомтесь с канонами веры Христовой.Не уверуете,но так хоть будете знать что о чём. Это же и строителю можно адресовать.

9. Ответ на 6., Влад.Атласов:

Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.

И при этом некоторые еще уверены, что эти самые гонители Христа и православного Царства Третьего Рима могут его наследовать? Как? Ну вот как, кто нибудь может объяснить, как такое вообще может быть!? К самим гонителям, если они не покаялись, то, что понял Тойнби, никакого отношения не имеет. Ну, конечно, если только не считать вслед за митр. Сергием Страгородским, что гонений не было, да и каяться особенно и не в чем...

8. Ответ на 6., Влад.Атласов:

Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.

Да что тебе до Христа? У тебя семь тонких тел,сам сказал.

электрик / 06.03.2019

7. Да уж,

Погнали Христа вилами,а обернулось противоположностью - рогами и копытами.

6. Re: Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим»

"...Как под Распятием, так и под серпом и молотом Россия — все еще "Святая Русь", а Москва - все еще "Третий Рим". ГОНИ ПРИРОДУ ВИЛАМИ, все равно вернется ". "Гони природу вилами" - это про гонителей "под серпом и молотом"? Тойнби прав - ничего они не добились и не добьются - Россия все еще Третий Рим, природа все равно вернется. А многие иностранцы, действительно, иногда более русские, чем сами некоторые русские. Высочайший пример - святая Царица Александра Феодоровна.

Павел Петин:
Георгиевские кавалеры России
Доклад на на VII Калязинских чтениях
24.02.2020
Всё равно вернётся: А.Дж.Тойнби и концепция «Москва – Третий Рим»
Выступление на Шестых Калязинских чтениях
05.03.2019
Царь Иоанн: злодей или «...Благочестию Рачитель, и по Крестьянской Вере крепкий Поборник...»?
Выступление члена Синодальной комиссии по канонизации Святых Русской Православной Церкви, благочинного церквей Наро-Фоминского округа с полемическими комментариями
08.06.2017
Все статьи автора
"Калязинский район – решение вопросов по-русски"
Из плена иллюзий с верой в возрождение!
На пути духовно-нравственного воспитания
22.10.2020
Животворящий Крест в Калязине
Крестный ход «Святая Русь» - по городам России
13.10.2020
«Местная власть ближе всего к народу…»
Константин Ильин отмечен высшей наградой Общероссийского Конгресса муниципальных образований
01.10.2020
Все статьи темы
"Калязинские Чтения Русского Собрания"
Чур, чтоб никогда не возвращаться к медведевскому правительству!
Наконец-то во власти задумались о настоящем территориальном развитии России
20.08.2020
Калязинские послевкусия
Почему «Калязинские чтения» будут всегда актуальны. Размышления после конференции
12.03.2020
Поклонение деревне довело до неоязычества…
Дискуссия на РНЛ о будущем русской деревни получила неожиданное развитие благодаря публицисту «Матвеичу»
29.02.2020
Об идолопоклонстве и спасении в деревне
Послесловие к дискуссии, вызванной выступлением П.В. Тихомирова «Я против разговоров о необходимости возрождения деревни»
27.02.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-10-22 18:45
Памятник Великой Победе над безбожием
Новый комментарий от протоиерей Сергий Поливцев
2020-10-22 18:38
По улице отца Димитрия Смирнова…
Новый комментарий от Владимир Петрович
2020-10-22 18:23
Словно нет тёмных туч над страной вдалеке...
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
2020-10-22 17:50
«Откуда взялись эти "железные наркомы"?»
Новый комментарий от Сант
2020-10-22 15:50
Советский человек – пассионарий XX века
Новый комментарий от Vladislav
2020-10-22 15:01