Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви в своём решении по вопросу автокефалий и диаспор указал на то, что вопросы предоставления автокефального статуса не могут приниматься единоличной волей Первого Среди Равных. Такие дела должны решаться лишь соборно.
Митрополит Амфилохий заявлял об этом ещё накануне Св.Арх.Собора, его интервью ТАСС вызвало настоящую сенсацию. Эта же мысль была в тексте Решения Собора. Так, в тексте владыки Иринея (Буловича) акцентируется именно это: «Собор предлагает Константинопольской Патриархии и всем остальным поместным автокефальным Православным Церквям как можно скорее рассмотреть вопросы об автокефалии и православной диаспоре на Всеправославном Соборе, чтобы подтвердить и укрепить соборность и единство Православной Церкви, и в будущем избежать искушений, через которые сейчас проходит Святое Православие».
Однако, в православной среде нередко можно встретиться с настроениями, которые воспринимают грядущий Собор в совершенно апокалиптическом контексте.
Отсюда и конспирологические схемы, преподносящие драматические события, связанные с украинским церковным кризисом, в контекст якобы срежиссированной патр. Варфоломеем «многоходовки», нацеленной на вовлечение РПЦ к участию в Соборе, который преподносится как 8-й вселенский.
Чем, на Ваш взгляд, вызвана столь широкая распространённость подозрительности у части наших единоверцев? Почему эта потенциально возможная встреча иерархов изначально воспринимается не в качестве события, подтверждающее соборное единство Поместных Церквей, но как некий однозначно апостасийный акт?
Мы попросили наших экспертов прокомментировать подобную постановку вопроса.
Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель информационного отдела Иваново-Вознесенской епархии:
Это нельзя назвать подозрительностью. Подозрительность по смыслу может касаться лишь сферы личной компетенции и личной ответственности: покупать ли фрукты-овощи «второй свежести», открывать ли вложения в электронные письма с вирусами, поступать ли на дистанционные курсы по торговле ценными бумагами и т.п. Согласитесь, что в этих делах нашим единоверцам и согражданам заметно не хватает здоровой меры подозрительности!
Здесь же совсем другой вопрос, и затронуты совсем другие качества. Вижу по меньшей мере четыре различных, не сводящихся друг ко другу фактора.
Первый: подсознательная тяга к страху. Это одна из сторон человеческой природы, искаженной грехом. Вспомните народные сказки: «Ты, волк, меня накормил, ты меня напоил, теперь ты меня напугай!...» Да и безо всяких сказок, спрос на фильмы ужасов и компьютерные игры соответствующего содержания уверенно свидетельствует об этом пороке. Посмотрите и на иные игрушки для малых детей (кажется, впрочем, что за последние лет десять здесь наметился откат от зарубежных образцов, леденящих кровь в жилах).
Второй: злорадство. Это тоже порок, но иной природы. Можно встретить как ничуть не злорадного любителя «ужастиков», так и чуждого этой продукции, но жадного до скандальных новостей и гнусных русофобских комментариев. Вы, быть может, ожидаете, что предметом злорадства будет какие-то враждебные силы, одиозные субъекты и т.п.? - Ничего подобного, скорее наоборот. Смысла нет злорадничать над осужденным преступником или заморским политиком: ведь злорадный хочет подняться над своей средой, оплевать нечто близкое, чему он априори причастен и над чем желает вознестись: над соседом, над местной или федеральной властью, над Святой Церковью...
Третий: невежество. Обычное невежество, темнота, суеверия, помимо упомянутых пороков, служат плодороднейшей почвой для страхов и паники. Еще 15 лет назад, обращаясь к Епархиальному собранию г. Москвы по несколько иному поводу, Святейший Патриарх Алексий говорил: «Среди части церковного народа, но в основном в малоцерковной среде, имеет место болезненное сектантское умственное движение, направленное как против государственной регистрации и удостоверения личности, так и против позиции Церкви по этому вопросу... Некоторые силы, которые самозвано выдают себя за единственно и подлинно православных, выражающие мнение будто бы всей Церкви, до сих пор искусственно возбуждают церковный народ и сеют апокалиптический страх, который часто парализует волю и отводит людей от активной духовно-религиозной и общественно полезной деятельности... Повсюду видятся козни антихриста и признаки последних времен. Но при таком понимании и настроении утрачивается вера в будущее, вера в само историческое существование России и Русской Церкви...»
Четвертый: работа профессионалов. Нужны ли тут комментарии?... Достаточно заметить, что за один доллар дают нынче 65 рублей с копейками, а тысячедолларовая пачка занимает в кармане место меньше сотового телефона. Продолжаем цитату из обращения Патриарха Алексия:«Не исключено, что это сектантское движение искусно поддерживается и усиленно внедряется для создания раскола в церковном обществе... Подобная раскольническая деятельность подменяет разумную церковную жизнь перманентным противостоянием мнимым «отступникам», «предателям Православия» и процветает на почве невежества, отсутствия культуры и интеллектуального развития».
Может быть, читатели обнаружат и другие факторы... Но, на мой взгляд, хватает этих четырех. Даже с избытком.
Янина Алексеева, публицист, руководитель Православного просветительского общества - г. София, Болгария:
Что касается Крита-2. Идея интересная, но едва ли реализуемая в нужном Фанару варианте. А кроме того... слишком красивая для человека, который ведет себя, как старый склочник. Мне видится, что все намного проще. Имея дело с греками, а особенно - с фанариотами, всегда следует иметь в виду, что Μεγάλη Ιδέα никто не отменял. В свете этой идеи: чего с нами, папуасами, церемониться? Как-то так.
Теперь о соборе. Вопрос раскола в Болгарии решался на Расширенном Надюрисдикционном Всеправославном соборе с участием Предстоятелей и представителей всех автокефальных и автономных Православных Церквей, проходившем в Софии 30 сентября - 1 октября 1998 г. Болгарский раскол «переходного периода» по многим признакам повторяет украинский, он активно поддерживался «демократическим» правительством. Политика и экономика: кому храмы, а кому - объект недвижимости и источник дохода. Если кого интересуют подробности - хорошая статья Владимира Буреги, проректора Киевской духовной академии «Раскол в Болгарской Православной Церкви и Всеправославный Собор в Софии».
Собор тогда собирался для того, чтобы решить единственный вопрос - раскола в БПЦ. После этого понадобилось еще около 6 лет на завершение процесса, освобождение захваченных храмов (при помощи правительства - премьером тогда был царь Симеон Второй Саксен-Кобург-Готский) и т. д., потом еще с годик упорствующие молились в палатке на месте разобранного мавзолея Георгия Димитрова. А потом и палатки разобрали...
42. Ответ на 38., Георгий:
41. Ответ на 37., Георгий:
40. Ответ на 36., Василий В.В.:
39. Ответ на 35., Василий В.В.:
38. Ответ на 34., Иоанна:
37. Ответ на 34., Иоанна:
36. Ответ на 34., Иоанна:
35. Ответ на 33., Иоанна:
34. Ответ на 32., Георгий:
33. Ответ на 30., Василий В.В.: