Благоговейное почитание Матери Господа нашего Иисуса Христа Пречистой Девы Марии, претерпевшей страдания ради дела воплощения, явившей образец безграничной веры и смирения, твердости в испытаниях, величайшей любви и милосердия, установилось в христианском обществе с глубокой древности. Предания первых христиан сообщают нам, что переселившись в Царствие Небесное, Пресвятая Богородица не забыла род человеческий. Владычица мира стала неизменной ходатаицей за людей перед Богом. Чувствуя эту материнскую любовь и заботу, люди обращаются к Ней в молитвах в поисках Ее заступничества в бедах, несчастьях, болезнях и сомнениях.
Почитание Божией Матери и Ее покровительство над Русской Землею - часть нашей истории. Невидимое Ее присутствие и видимая помощь не раз чудесным образом спасала Россию от страшного разорения, а народ - от погибели.
Любовь русского человека к Божией Матери - это, прежде всего, почитание Ее икон. Икона Божией Матери встречала православного человека при рождении и крещении, ей благословлялись жених и невеста на брак, она же провожала человека в последний путь. На Русской земле было явлено и прославлено более шестисот чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Одна из самых почитаемых - чудотворная Тихвинская икона.
Этот святой чудотворный образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке ведет свою историю с апостольских времен. Согласно церковному преданию, он был одной из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой при земной жизни Божией Матери, а впоследствии им же посланный вместе с Евангелием и книгою Деяний апостольских в столицу Сирии Антиохию, в дар правящему там Феофилу, принявшему веру Христову. После кончины Феофила икона была вновь перенесена в Иерусалим, где и оставалась до V века. В V веке она совершила новое путешествие - во Влахернский храм Константинополя (специально для нее построенный), где пребывала 539 лет, изливая благодать чудес и исцелений. За неоднократное спасение Византийской империи, прозрение слепых, отгнание бесов, врачевание страстей и освобождение от недугов эта икона получила название "Одигитрия", что означает Путеводительница, крепкая Помощница. Оно еще больше утвердилось по следующему случаю: явившись однажды двум слепым, Божия Матерь привела их в упомянутый храм и, поставив перед Своим чудотворным образом, даровала им прозрение.
Во Влахернском храме Константинополя хранились также риза (мафорий), туника и часть пояса Богоматери. В этом храме в X веке произошло великое событие, вошедшее в историю Церкви под названием Покрова Пресвятой Богородицы. Это чудесное видение Божией Матери, явившейся блаженному Андрею юродивому и его ученику Епифанию. Предание гласит, что святой Андрей и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Божию Матерь с сонмом святых. Богоматерь предстала входящею из главных церковных врат к алтарю и молящеюся здесь за людей. По окончании молитвы Божия Матерь сняла с себя мафорий и, держа его обеими руками, распростерла над стоящим народом, защищая всех от врагов видимых и невидимых.
В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя "сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь". Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и в лучах света явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси - Старой Ладогой. Константинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно "за гордость, братоненавидение и неправды народа". Патриарх отвел купцов в храм, показал место и киот, где стоял образ: на правой западной стороне у первого столпа. Возвратившись домой, купцы рассказали обо всем услышанном, тогда было определено место для размещения святыни в тихвинском храме - то же, что и в константинопольском.
В Тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия над Мамаем. "Предтечей" явления иконы Тихвинской Божией Матери в наших северо-западных землях принято считать преподобного Антония Дымского, жившего в XIII веке в Великом Новгороде. Отвергнув законы земной жизни, он отрекся от мира и принял постриг от преподобного Варлаама Хутынского, одного из основателей новгородского монашества. По благословению последнего инок Антоний отправился в путешествие, продолжавшееся 5 лет. Его путь лежал в Константинополь. Известно, что преподобный совершил паломничество и в Святую Землю, к святому Гробу Господню, и в палестинские монастыри. Вернувшись в Новгород, он стал искать место для отшельнической жизни в безмолвии и молитве. Иноческая жизнь преподобного Антония продолжилась среди дремучих лесов Обонежской пятины Великого Новгорода на Дымском озере, где он совершал подвиг столпничества на водах. Не случаен факт, что через 110 лет после преставления преподобного (24 июня 1273 года) в 15 верстах от места его служения произошло явление чудотворной иконы Божией Матери, нареченной Тихвинской, которая стала небесным покровом северо-западных, то есть новгородских земель. Своими подвигами и молитвами преподобный Антоний призвал на эти земли благословение и благоволение Божией Матери.
Предание, зафиксированное во многих письменных источниках, сообщает: " В 1383 году, во дни великого князя Димитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода, на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке".
Первыми, как уже было сказано, икону увидели рыбаки, ловившие рыбу на Ладожском озере. Сияя необыкновенным светом, икона шла по воздуху над водою. Рыбаки бросили свое занятие и в благоговении смотрели, куда пойдет чудная икона и где она остановится. Но икона скрылась. Известно, что икона останавливалась несколько раз: в той же области, в деревне Вымоченицы, на реке Ояти, на горе Смолковой, за сто верст от Тихвина. Потом в другом месте, называемом Кожела, на Куковой горе близ реки Паши, за двадцать верст от Тихвина. Во всех местах ее явления были построены деревянные часовни, позже перестроенные в церкви.
В четвертый раз Божественной силой икона Божией Матери явилась на горе близ реки Тихвинки. Как и прежде, стоя на воздухе, она, подобно легкому облаку, переносилась с места на место. Сошлось множество народа, привлеченного чудом; из окрестных сел пришли священники с честными крестами, святыми иконами, и долго совершали там молебные пения. Во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. К возведению храма приступили не медля: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, возводя их вокруг чудотворной иконы, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.
Собрался народ. Потерю стали горько оплакивать, а затем отправились на поиски, во время которых был замечен свет на другой стороне реки Тихвинки. Подойдя ближе к месту, указанному светом, в болотистой низине люди увидели икону, начатый сруб, бревна для строительства и даже щепки. Это было пятое и последнее чудесное явление иконы Божией Матери, совершившееся, как и предыдущие, на глазах множества верующих.
Весть о явлении чудотворной иконы отправили в Великий Новгород к архиепископу Алексию, который сообщил об этом в Москву великому князю Димитрию Донскому. А на месте, указанном Пресвятой Богородицей для пребывания иконы, всем миром и щедростью жертвователей стал возводиться храм во имя Ее Успения.
Строительство было завершено незадолго до праздника Успения Божией Матери, оставалось лишь поставить крест. Приготовив все к освящению, распорядители послали пономаря Георгия, по народному прозванию Юрыша, оповестить окрестных жителей о дне освящения храма, приглашая православных прийти на духовное торжество. Исполнив поручение и возвращаясь к новопостроенной церкви, на расстоянии около трех верст от нее Георгия остановило чудесное благоухание. Вдруг он увидел перед собою Пресвятую Богородицу в сиянии неизреченного света, сидящую на сосновой колоде. Перед Нею благоговейно стоял муж в святительских ризах, во всем подобный святителю и чудотворцу Николаю. Пресвятая Дева повелела Георгию передать священникам и народу, чтобы на церкви поставили не железный крест, а деревянный.
Вернувшись к церкви, пономарь рассказал о своем видении, но ему не поверили и велели поставить уже приготовленный железный крест. Когда же один из мастеров влез на кровлю, чтобы его установить, вдруг налетела сильная буря, подняла работника с крестом и поставила невредимым на землю. Это вразумило священников. Кресты же по сию пору на соборе деревянные.
В память дивного события на месте явления и беседы Божией Матери с Георгием Юрышом тогда же была построена часовня во имя святителя Николая, где был поставлен крест, сделанный из той колоды, на которой восседала Пресвятая Богородица. Впоследствии, в 1510 году, великий князь Василий III приказал построить храм и устроить монастырь, который был назван Николо-Беседным. В его главном храме хранилась древняя икона, изображавшая видение пономарю Георгию.
Деревянная церковь Успения Божией Матери простояла недолго. Через 7 лет она сгорела "от свещи ночию", но огонь не повредил явленной иконы, которая была чудесным образом вынесена из огня и найдена неподалеку в кустах можжевельника. Сгорела и часовня, построенная на месте явления Богоматери со святителем Николаем пономарю Георгию, но крест, сделанный из колоды, на которой сидела Пресвятая Дева, так же, как и икона, был невидимой силой вынесен из огня. Ревнители веры вновь соорудили церковь и часовню, но не прошло и пяти лет, как пожар повторился: в 1395 году, ночью опять в один и тот же час, не стало церкви и часовни. Но при этом пожаре совершилось более поразительное чудо: образ Божией Матери и крест Господень среди пламени остались невредимы. Церковь и часовня были отстроены в третий раз. Через 105 лет в результате очередного пожара церковь сгорела, а часовню удалось отстоять. Спасен был и чудный крест, и чудотворная икона, которую священники вынесли из огня.
Хотя уничтоженная огнем церковь была вновь восстановлена, в новом своем виде она просуществовала всего 10 лет. Слава о чудесах от иконы Божией Матери дошла до великого князя Василия Иоанновича, и по его велению, на его собственные княжеские средства на месте явления чудотворной иконы началось строительство каменной церкви, прообразом которой послужил Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство грандиозного по тому времени собора в отдаленном порубежном месте имело государственное значение и являлось свидетельством того, как велико было значение святыни, связывающей Русь со всемирной христианской историей. Строителями нового собора были выбраны новгородский строитель Сырков и мастер Фрязин, итальянского происхождения.
Во время строительства храма произошло следующее событие, зафиксированное в письменных источниках. Когда отделывали церковь, внезапно обрушилась паперть, завалив 20 человек рабочих. Три дня разбирали завалы кирпича, и на спасение людей, оказавшихся под огромной тяжестью, без воды, пищи и почти без воздуха, не было никакой надежды. Каково же было изумление, когда все они оказались живы и здоровы!
Когда церковное здание было приведено в надлежащий вид, преосвященный Серапион, архиепископ Великого Новгорода, освятил главный алтарь церкви в честь Успения Божией Матери. Это произошло 12 августа 1515 года.
В 1526 году великий князь Василий Иоаннович посетил Успенский собор для поклонения перед чудотворной иконой Божией Матери, слава и чудеса которой сделали ее святыней всей Земли Русской. Сын и преемник князя Василия, Иоанн IV , названный впоследствии Грозным, приезжал на поклонение в 1547 году незадолго до венчания на царство - церемонии, закрепившей наследование статуса православной империи от Византии к России. А в 1560 году по приказу царя здесь был основан мужской общежительный монастырь. Его строителем был назначен архиепископ новгородский Пимен, а первым игуменом обители стал старец Кирилл.
Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов царя Иоанна IV Успенский монастырь, находившийся в то время на северо-западной границе Руси, стал нести не только духовно-просветительскую, но и важную государственную службу.
Прежде чем продолжить рассказ о Тихвинском чуде, напомню читателям о главных событиях русской истории конца XVI- начала XVII в.
В конце XVI века, со смертью царя Феодора Иоанновича (в 1597 году) и предшествующим ей злодейским убийством царевича Димитрия в Угличе (в 1591 году), на русском престоле пресеклась династия Рюриковичей, завершив тем самым семивековой период истории, в ходе которого Русь просветилась Евангельским светом и, пройдя через множество испытаний, превратилась из объединения языческих племен в Православное Царство. Впереди ее ждали новые искушения, соблазны и страдания - неизбежные вехи на пути восхождения, в начале же XVII века - годы пагубной смуты и разрушительного нашествия иноверцев, период междувластия, появление самозванцев, претендующих на русский престол, множества злодеев и изменников. Летописец того времени видел причину этих бедствий в " самонадеянии и нечистотах греховных", ему вторят современные нам православные историки. Смутное время высветило и лучшее, что было в русском народе, а главное - непоколебимость его православной веры, безграничную любовь к Отечеству и способность на искреннюю братскую любовь друг к другу. Оно явило таких героев как святой патриарх Гермоген, воевода Скопин-Шуйский, Иван Сусанин, как вожди ополчения, освободившего Москву в 1612 году - благочестный Козьма Минин и доблестный князь Дмитрий Пожарский.
В трудный час, как повелось с древнейших времен, и монастыри часто превращались в крепость, а братия - в воинов. Самый яркий тому пример - героизм защитников Троице-Сергиевой лавры при ее длительной (с сентября 1608 по январь 1610 года) осаде. Беды и "лютерские напасти" не обошли стороной и северо-запад России. В 1611 шведы заняли Новгород, захватили Тихвинскую обитель и разместили в ней свой гарнизон в 120 человек.
После освобождения Москвы от поляков, в начале 1613 года стал созываться Великий Московский Собор, чтобы всем миром решить дальнейшую судьбу Отечества. Рабочим заседаниям Собора предшествовали три дня всеобщего строгого поста по всей России. 21 февраля тайным голосованием соборян (представителей всех сословий из всех уголков Земли Русской) единодушно был избран на царство Михаил Феодорович Романов, ставший основателем новой династии Русских Православных Государей. Такое единодушие и современники, и потомки рассматривали как чудо.
Вскоре после избрания на царство Михаила Романова на помощь Новгороду и осажденной Тихвинской обители были посланы отряды во главе с воеводами князем Семеном Прозоровским (проведшим затем остаток своих дней в этой обители и принявшим перед кончиной схиму с именем Сергий) и Леонтием Воронцовым-Вельяминовым. Часть войска Прозоровского атаковала шведов и освободила обитель. Затем русские военачальники укрепили монастырь, ожидая новых нападений врагов. Их опасения были оправданы: шведы несколько раз предпринимали попытки вновь его захватить. Одна из таких попыток была не только отражена, но и при помощи Небесной Заступницы закончилась поражением нападавших. Это произошло 15 сентября 1614 года. С тех пор этот день стал особым праздником под названием "Всемирная радость", ежегодно отмечавшимся в обители торжественным молебном, крестным ходом и колокольным звоном.
Через год опытный шведский полководец Якоб Делагарди отдал приказ: во что бы то ни стало захватить монастырь, разорить его до основания, а чудотворную икону рассечь. Это было вызовом самой Владычице. Возложив твердое упование на Ее всесильную помощь, защитники монастыря готовились к обороне. Но шведы так и не появились - Царица Небесная не допустила врагов: за рекой Сясь, с полдня ходьбы от обители, шведы увидели двигающееся навстречу огромное войско, противостоять которому им было не по силам. Это было видение: на защиту обители шло небесное воинство. Когда окрестные жители принесли весть о непонятном паническом бегстве шведов, в монастыре никто не мог этому поверить, но на месте происшествия осталось множество доказательств: помятый кустарник, поломанный молодой лес, брошенное оружие и завязшие в болоте неприятельские тела. Так закончилась последняя попытка шведов овладеть монастырем.
Вскоре московское правительство и Швеция начали переговоры о мире. Местом для их проведения была выбрана деревня Столбово, находившаяся неподалеку от Тихвина. Прежде чем отправиться к месту переговоров, московские послы прибыли в Тихвинский монастырь, испросили благословение у Небесной Заступницы, отслужили молебен перед чудотворной Ее иконой и взяли с собой список с нее. 17 февраля 1617 года был заключен Столбовский мир, по которому Новгород и большая часть новгородских земель с крепостями Копорье и Орешек возвращались Московскому государству. Список с чудотворной иконы, служивший порукой при заключении мира, был передан в Московский Успенский собор, где и хранился.
После заключения Столбовского договора в Тихвинском монастыре наступило мирное и спокойное время. Пока не появились враги невидимые, сеющие духовные недуги среди немощных из братии. И тогда Богу изволилось, по словам летописца, ту обитель, которую сохранил Он от вражеского пленения, посетить огнем для очищения от скверн и в наказание.
Это было предсказано находившимся в монастыре нищим Никитой, юродивым Христа ради, которому явился преподобный Макарий Желтоводский-Унженский с предупреждением о надвигающемся на обитель огненном наказании. Игумен и братья не вняли словам Никиты и не поверили ему. Через три дня инок Макарий, молодой годами, но совершенный жизнью, сказал то же, что и Никита, одному из мирян, но и ему не поверили. В тот же день- 29 июня 1623 года - неизвестно от чего загорелась одна келья, затем с невероятной быстротой пламень распространился вокруг и охватил всю обитель.
За несколько часов все деревянные строения обратились в пепел, каменные стены частью растрескались, а частью повалились от жара. Когда с молитвенным пением вынесли икону Богоматери, пламень расступился, отдаляясь от нее на обе стороны. Огромное здание колокольни имело внизу палаты с большим запасом пороха, который вспыхнул и взорвался. С большой главы собора сорвало крест и воткнуло его невредимым в землю. Эта глава уцелела, а прочие сгорели, как и все деревянное в соборе, кроме бруса, к которому прикреплялась икона на святых вратах. Бедствие было ужасное, но и в нем явилось немало чудес.
Поздно уразумели иноки истинность явления преподобного Макария Желтоводского юродивому Никите и долго изливали они молитвы с покаянными слезами. Милостью Божией при заступничестве Пресвятой Богородицы монастырь в несколько лет был восстановлен и приведен в несравненно большее благолепие, за этим последовало множество других благодеяний, получаемых верными, приходящими в Тихвинскую обитель со всей России.
В 20-х годах прошлого века Тихвинский монастырь был закрыт и разорен богоборческой властью, как и многие другие храмы и обители России. В конце 20-х в нем размещался воинский гарнизон, позже некоторые помещения монастыря использовались для жилья и производственных нужд. В 60-х годах предпринимались попытки частичной реставрации зданий монастыря, а в 70-х возвращен первоначальный вид звоннице, построенной в 1600 г. при Борисе Годунове. Тогда же там открылся исторический музей, где хранилось немало важных материалов о прошлом города и монастыря.
В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал местом ожесточенных боев с фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Знаменательно, что дорога через Ладогу, спасшая тысячи горожан в годы блокады, и получившая название Дорога Жизни, во многом совпадала с направлением прихода Тихвинской иконы Божией Матери на эти земли в XIV веке.
Спасение города на Неве, Тихвина, всей России во Второй мировой войне, несомненно, совершилось по милости Божией заступничеством Пресвятой Богородицы. А что касается Тихвина, то его освобождение явилось первой победой советских войск в ходе Великой Отечественной войны. Он был захвачен фашистами 8 ноября 1941 года, а через месяц - 9 декабря 1941 года освобожден частями 4-ой армии под командованием Кирилла Афанасьевича Мерецкова.
Однако одного месяца гитлеровской оккупации было достаточно для полного разрушения и разграбления города. Большой Тихвинский монастырь был превращен в место расправы с непокорным населением. За помощь партизанам в этих святых стенах были расстреляны многие священники. Фашистами были похищены и бесценные иконы, в том числе и чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Святыня была отправлена во Псков.
В 1944 году, когда ко Пскову приблизилась Советская Армия, фашисты покинули город вместе с эшелоном похищенных ценностей. Так чудотворная Тихвинская икона Божией Матери оказалась в Риге, откуда гитлеровцы уже не смогли и не успели ее увезти. Хранителем святыни стал тогдашний рижский епископ и будущий Архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс). Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для жизни владыка Иоанн вывез чудотворную икону в США, завещав вернуть ее в Россию, когда та освободится от власти гонителей православия. Его приемный сын, протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. Он же стал хранителем иконы после смерти владыки Иоанна в 1982 году.
Храм, в котором образ пребывал в послевоенные годы - Свято-Троицкий собор г. Чикаго - также имеет замечательную историю. Построенный в начале XX века по благословению и при участии св. Тихона, будущего Патриарха, собор был средоточием духовной и общественной жизни множества выходцев из России, Украины, Сербии, Словакии и Австро-Венгрии. Строил его Иоанн Кочуров, позднее вернувшийся на Родину и ставший первым священником, убитым в России новой властью: революционные матросы застрелили его прямо во время молебна. Отец Иоанн прославлен Церковью в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Весной 1995 года Тихвинский Богородичный Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В том же году в монастырь въехали первые насельники, начавшие вместе с паломниками восстановительные работы. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующей обители, а годом позже возобновилась праздничная служба в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
И вот, в июле 2004 года великая святыня отправилась в обратный путь из-за океана. Первая ее остановка по просьбе отца Сергия Гарклавса была в Риге, затем чудотворную икону встречали Москва и Санкт-Петербург. Восьмого июля она прибыла в город Тихвин, где ее ожидало огромное количество верующих со всей России, архиереев, иереев, монахов и мирян. Крестным ходом Тихвинская икона Божией Матери была доставлена в Успенский собор монастыря, где состоялось всенощное бдение архиерейским чином и молебное пение до утра, а утром 9 июля, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, перед собором на открытом воздухе Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отслужена торжественная литургия.
Милостью Божией мне довелось побывать в Тихвинской обители в июле 2004 года. Очередь на поклонение тянулась через весь монастырский двор и, думаю, мы еще услышим о новых чудесах, дарованных верующим заступничеством Божией Матери через Ее чудотворный Тихвинский образ. Для чего Господь являет нам Свои чудеса через чудотворные иконы? Отвечая на этот вопрос, обращусь к произведениям Святителя Филарета, митрополита Московского:
"Можно сказать кратко на основании истории чудотворных икон, что чудотворность является в них или ради молитв и совершенной веры избранных Божиих, чтобы утешить и наградить их благотворными чудотворениями, или по начинающейся вере некоторых людей, чтобы ее подкрепить, или, наконец, по вере только предполагаемой (возможной), чтобы ее возбудить, и расположенных на добро - к добру подвинуть; а грешных - привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовная сила, привлекающая благодатную и чудодейственную силу".
Вера, привлекая чудо, и сама питается и возвышается чудом. Сказания о чудотворных иконах Божией Матери укрепляют веру в необоримую Заступницу, умножают любовь к Ней, поддерживают упование на Ее заступничество перед Богом.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
2015 г.
8. Ответ на 7., ерусалимецъ:
7. Re: Тихвинское чудо
6. Ответ на 5., Галина Старикова:
5. Ответ на 3., Иоанна:
4. Ответ на 2., зиф:
3. Ответ на 1., Галина Старикова:
2. Re: Тихвинское чудо
1. Re: Тихвинское чудо