В пятницу, 19 мая, в Санкт-Петербурге в Петровской академии наук и искусств состоялся круглый стол на тему «Церковные расколы как инструмент системной дестабилизации (Константинопольский патриархат и проблема церковных расколов XX-XXI вв)».
Организаторами мероприятия выступили Санкт-Петербургское отделение Всемирного русского народного собора, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и кафедра История религии и теологии РГПУ, Петровская академия наук и искусств.
В работе круглого стола принял участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, сообщает наш корреспондент.
Открыл круглый стол вступительным словом доктор философских наук профессор Александр Прилуцкий. Он подчеркнул, что сама по себе проблема расколов очень сложна для анализа. Часто мы сталкиваемся с тем, что не разработана даже терминология для описания этих процессов.
Также Прилуцкий обратил внимание на то, что во всех русских расколах нескольких последних веков мы видим фактор Константинополя. В ХIХ веке со стороны Константинопольского патриархата предпринимались попытки легализовать Белокриницкую старообрядческую иерархию.
В сложнейшей проблеме имяславия, которая привела к резкому сокращению присутствия русских монахов на Афоне, ведущую роль также сыграл Константинополь, которому удалось перевести чисто богословский спор в политическую сферу. Всё закончилось изгнанием русских монахов с Афона.
В начале ХХ века Константинопольский патриархат предпринимал попытки легализации обновленчества в Русской Православной Церкви. Поэтому нынешнее вмешательство Константинополя в дела Русской Православной Церкви не является чем-то неожиданным.
Выступивший далее руководитель Отдела по взаимоотношения Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин отметил, что патриарх Варфоломей всё больше и больше нагнетает градус противостояния, углубляя раскол в мировом Православии. Теперь Варфоломей уже напрямую обвиняет Русскую Православную Церковь в ереси этнофилетизма. Глава Константинопольской патриархии не чурается и политизации проблемы: так он откровенно призывает к ликвидации Русской Православной Церкви, к созданию новой церкви в новой России. Это свидетельствует о том, что раскол в мировом Православии, инициированный Константинополем, имеет совсем даже не богословскую проблематику.
Представитель Россотрудничества в Турции, кандидат исторических наук Александр Сотниченко, принявший участие в круглом столе дистанционно, рассказал о ситуации в Турецкой республике, о том, как сегодня работает Константинопольский патриархат. Представители Фанара регистрируют культурные центры, активно привлекая к его работе русских, проживающих по различным причинам в Турции. В последнее время заметна тенденция рукоположения русских в Константинопольском патриархате, нередко это представители оппозиционных власти сил.
Таким образом Константинопольский патриархат пытается проводить активную экспансию среди русских в Турции.
К сожалению, Русская Православная Церковь и российские власти уступают в активности в этом направлении, во многих крупных центрах русской диаспоры православные храмы, в частности, в Анталье, находятся в очень неудобном месте – их практически невозможно найти.
По его словам, российское государство, к сожалению, предпринимает мало усилий по возвращению исторических зданий, принадлежавших некогда Российской Империи.
По мнению Сотниченко, также для продвижения церковных интересов не используется тот факт, что на востоке Турции значительное число православных составляют арабы, которые принадлежат к Антиохийскому Патриархату. А именно в этом регионе Россия строит атомную станцию и есть возможность активизации русских усилий по церковной линии.
Член Синодальной Библейско-Богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков, также принявший участие в круглом столе дистанционно, отметил, что сегодня, по сути, наступает эпоха нового Средневековья. Он обратил внимание на такую линию противостояния между новым Средневековьем и неомодерном.
Говоря о Константинопольском патриархате, отец Андрей отметил, что представителям Фанара издавна присуща русофобия, фактически, ещё с ХIХ века Константинополь начал ориентироваться на Британию. А затем на США. Поэтому нынешнее противостояние не является чем-то неожиданным.
Член Синодальной Богослужебной комиссии, профессор Санкт-Петербургского университета протодиакон Владимир Василик отметил в своём выступлении, что Константинопольский патриархат спекулирует на своём особом статусе, который ему был присвоен исключительно благодаря тому, что это был патриархат столицы Ромейской империи. После захвата Константинополя турками практически статус Константинопольского патриархата как первого среди равных должен был быть прекращён.
Поэтому все спекуляции нынешнего главы Фанара на неких особых полномочиях и правах не выдерживают никакой критики. Но именно основываясь на этом, Константинополь вторгается на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Протодиакон напомнил, что это уже происходило в советское время, в эпоху гонений на Церковь, когда Константинополь основал свои кафедры в Прибалтийских республиках. Сегодня мы видим продолжение той же самой политики.
При этом, как отметил отец Владимир, Константинополь при всём пафосе поддержки раскольничьей ПЦУ на Украине даровал ей такой статус, который уступает даже автономному статусу Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата.
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов в своём выступлении отметил, что мы привычно критикуем Константинопольский патриархат, но с его намерениями и деятельностью всё более-менее понятно. Однако значительная вина в том, что наше противостояние с Константинополем до сих пор не выглядит убедительным, заключается в двусмысленности позиции Русской Православной Церкви в этом противостоянии.
Анатолий Степанов напомнил историю подготовки Критского собора, который стал отправной точкой противостояния Москвы и Константинополя, когда в феврале Архиерейский собор Русской Церкви принимает решение об участии в Критском соборе, признаёт все проекты документов вполне православными, формируется делегация для участия в соборе. Однако весной в связи с активной критикой со стороны священников, иерархов и мирян документов Критского собора, позиция нашей Патриархии немножко поколебалась. Но священноначалие с окончательным решением тянуло до самого последнего момента, несмотря на то, что о своем отказе от участия в Критском соборе заявили к тому времени Болгарский, Антиохийский, Грузинский патриархаты.
Если бы Русская Православная Церковь приняла решение пораньше, то среди тех, кто не поехал на Критский собор, вполне могла бы быть и Сербская Православная Церковь. Таким образом это сильно подорвало бы позиции Константинопольского патриархата. Однако двусмысленная позиция Русской Церкви привела к тому, что сербы поехали на Критский собор.
Затем после собора мы долго не предпринимали никаких действий, хотя уже появлялась информация, что патриарх Варфоломей что-то затевает на Украине. Делегация Русской Православной Церкви в самый последний момент попыталась остановить патриарха Варфоломея, когда уже были запущены процессы, но получила закономерный надменный отказ о приостановке раскольнических действий.
Сегодня мы критикуем восточный папизм патриарха Варфоломея, при этом у нас не хватает духу критиковать западный папизм. Источником папёжнического, как раньше выражались, духа в христианской Церкви.
Неопределённость и непоследовательность действий Русской Православной Церкви привели к тому, что мы выглядим неубедительно в противостоянии с Константинополем, который обвиняет Русскую Православную Церковь ровно в том, в чём сам и виноват – в ереси этнофилетизма. Поэтому ныне всё зависит от священноначалия Русской Православной Церкви. Если наша Церковь встанет на твёрдую позицию святоотеческого Православия, то мы сможем объединить все здоровые силы в православном мире в разных Церквах и стать серьёзной альтернативой Константинополю в этом противостоянии.
Выступивший дистанционно глава Отдела по взаимодействию с Русской Православной Церковью Института стран СНГ Кирилл Фролов отметил, что Константинопольский патриархат является фактически придатком США. Поэтому война с Константинополем – всерьёз и надолго, договориться с ними не получится, поскольку Константинопольский патриарх не самостоятелен. Поэтому главную опасность в этом процессе Фролов видит в деятельности так называемой «партии мира», которая может втянуть Россию и Русскую Церковь в опасные процессы.
В работе кругло стола также приняли участие настоятель Свято-Серафимовского храма города Голая Пристань Херсонской епархии о.Геннадий Шкиль, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ профессор Дмитрий Головушкин, военный аналитик Максим Лагутин и другие участники.
Подводя итоги заседания, президент Петровской академии наук и искусств профессор Алексей Воронцов отметил, что ПАНИ издавна стоит на патриотических позициях. Неслучайно одним из создателей Петровской академии был приснопоминаемый митрополит Иоанн (Снычёв). Сегодня отступать нам некуда, мы должны победить и сегодня нужна наступательная позиция как Русской Православной Церкви, так и нашему государству. Только так мы сможем добиться успеха, отметил Алексей Воронцов.
1.
Мало кто придает значение духовной верности нашей Церкви Христу. И единицы понимают, что двусмысленная позиция Русской Церкви в вопросах веры корень всех наших современных бед.