В 2022 году наконец-то был исцелён северомакедонский раскол, существовавший с 1967 года: Македонская Православная Церковь - Охридская архиепископия была принята в общение Сербской Православной Церковью, а затем и другими Церквами, включая Русскую. Кстати, недавно на встрече нового главы ОВЦС митрополита Антония с послом России в Северной Македонии обсуждались в том числе вопросы взаимоотношений с новопризнанной Церковью. В материале нашего корреспондента Янины Алексеевой из Болгарии рассказывается о геополитическом контексте преодоления северомакедонского раскола, связанного с евринтеграцией, а также вопросами болгарской истории.
* * *
В июле 2022 г. Албания и Северная Македония начали официальные переговоры о присоединении к Европейскому союзу (эти две страны идут одним «пакетом»). Это стало возможным после того, как София и Скопье приняли так называемое «французское предложение» (Франция в этом году председательствует в ЕС), что переводит их двухсторонние проблемы на европейский уровень. Снявшая свое вето на вступление РСМ в ЕС Болгария предупредила о неизбежности реакции на переговорный процесс в случае, если македонцы не будут исполнять связанных с Болгарией обязательств. На принятие парламентом РСМ «французского предложения» оппозиция ответила акциями протеста, выступая против каких бы то ни было уступок Болгарии. Св. Синод православной Церкви Северной Македонии на своем заседании 30 июня 2022 г. принял постановление, в котором настаивает, чтобы при евроинтеграции страны были защищены «македонские национальные интересы, а спорные исторические вопросы не были частью переговорной рамки».
Работа созданной в 2017 г. совместной болгаро-македонской комиссии по разрешению спорных вопросов в области истории не дала почти никаких результатов. Оказалось, что спорные моменты, по которым невозможно достичь согласия, находятся даже в античном периоде, поэтому в школьные учебники РСМ нельзя внести поправки, которые устраивали бы обе стороны. Есть, однако, и «прорыв» - македонская сторона признала царя Самуила болгарским царем. В противном случае пришлось бы переименовать воевавшего против царя Самуила императора Византии (из Македонской, кстати, династии, но другой Македонии) Василия II Болгаробойца в «Македонобойца» и переписать все имеющиеся в мире учебники по истории, справочники, энциклопедии и т. д. К сожалению, общая история, призванная объединять и сближать, стала причиной разделения, конфликтов и взаимной неприязни.
Не лучше обстоят дела и с языком. Односторонняя декларация Болгарии от 18.07.2022 декларация РСМ настаивает на том, что македонский язык должен стать официальным языком в ЕС.
Судя по всему, снятие схизмы, наложенной в 1967 г. Сербской Православной Церковью на провозгласившую себя автокефальной Македонскую православную церковь, так же связано со стремлением ЕС присоединить Северную Македонию. Обращение за помощью к Константинопольскому патриарху Варфоломею и упрощение процедуры (без принесения необходимого в таких случаях покаяния) говорит о том, что полного согласия сторон достичь не получилось и в этой области. Томос об автокефалии, который официально устанавливает международное имя и статус православная Церковь Северной Македонии еще не получила. Она лишь признана Константинопольским Патриархатом как «Охридская архиепископия». Сербский Патриархат оставил Православную Церковь РСМ решить, каким будет ее официальное имя, рекомендуя уточнить это «в братском диалоге с греческими и другими поместными православными Церквами».
Здесь опять нужно вернуться на тему истории. С одной стороны, в Северной Македонии считают, что основание ее Церкви положил св. апостол Павел в Солуни. А с другой провозглашают себя наследниками Охридской архиепископии – Болгарской автокефальной Православной Церкви в период с 1018 г. по 1776 г. В Уставе БПЦ говорится, что она является правопреемницей Охридской архиепископии.
В интервью сербской газете «Политика» на вопрос, приемлемо ли для Македонской Церкви имя Охридской архиепископии, архиепископ Стефан сказал: «Нам известно о чувствительности вопроса о нашем имени для так называемых греческих Церквей. Поэтому мы не будем просить их называть нас именем, которое им не нравится. Так как мы являемся наследниками знаменитой Охридской архиепископии, для нас нет проблемы, если они со своей стороны будут называть нас этим именем. Однако я убежден, что братья архиереи и все верующие грекоговорящего православного мира поймут, что мы не можем называться по-другому, кроме как македонцами, то есть, что для нас наша Церковь насколько же македонская, насколько и охридская. Вероятно, будут еще вопросы, которые придется решать, но вера и любовь могут свернуть горы. Если обе стороны покажут, что действуют с Христовой любовью, то между греческими и нашей, македонской, Церковью легко может быть достигнуто соглашение».
Преодоление церковного раскола у юго-западной соседки – Северной Македонии Болгарская Православная Церковь приняла с радостью и сразу же восстановив евхаристическое общение решением Св. Синода БПЦ от 21.06.2022. Которое, кроме прочего, гласит: «Вопрос об имени Православной Церкви Северной Македонии предстоит рассмотреть». Комментарий СМИ по этому поводу уже дали три архиерея БПЦ. Митрополит Неврокопский Серафим сказал: «Мы переживем горечь из-за конфликта, в котором переплетаются интересы относительно истории Болгарской Православной Церкви. Что-то из этой горечи мы примем, что-то не примем. Время покажет, но нам нужно отстаивать историческую истину».
Митрополит Ловчанский Гавриил считает, что МПЦ нельзя дать имя Охридской архиепископии, потому что это историческое название Болгарской автокефальной Православной Церкви.
Митрополиту США, Канады и Австралии Иосифу хочется верить, что «господин Пендаровски (президент РСМ – прим.пер.) наверняка будет согласен, чтобы Св. Синод православной Церкви РСМ включил и БПЦ-БП «в братский диалог», в котором, мы, как и было объявлено, скажем свое слово относительно официального имени Церкви РСМ, которое она сама определит и объявит без проявления интереса к реалполитике, геополитике, церковно-политическим соображениям, односторонним инициативам, и не поддаваясь ничьему влиянию и давлению».
Материал подготовила Янина Алексеева, г. София, Болгария