«Какими только жанрами своих произведений не встречает христианская культура день Рождества Спасителя! Всех и не перечислить, и не вспомнить. Тут и сказки, и рассказы, песни и стихи, музыка всех родов, — так что элегией никого не удивить», - пишет известный православный миссионер и публицист, председатель комиссии Ивановской митрополии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иеромонах Макарий (Маркиш) в статье «Элегия на Рождество», опубликованной в газете «Известия».
«Между тем, - продолжил он, - по существу жанр элегии — это жанр грустный, печальный, даже скорбный. По всему выходит, совсем неуместный, непригодный жанр для нашего праздника, когда все, от мала до велика, вполне законным образом ищут и находят повод для рождественской радости и веселья! И тем не менее…»
«…Дело было в канун Рождества, в середине прошлого столетия, в городе Лос-Анджелесе, штат Калифорния, - вспоминает отец Макарий. - Молодой русский человек с Украины провел годы на принудительных работах в Германии и попал сюда, на другой край планеты. А ждали его работа, учеба, священный сан и самоотверженный подвиг одного из самых уважаемых священников Русской Православной Церкви за границей. Звали его Роман Лукьянов.
Вот что рассказывал нам наш настоятель о. Роман:
"Мне было очень одиноко и тоскливо тогда, в канун Рождества Христова, среди чужих людей и чужих обычаев (которые уже были похожи на нынешние). Я совсем не знал английского языка и общался только с одной еврейской старушкой, которая когда-то бежала сюда, спасаясь от нацистов. С каким же изумлением я воспринял её ностальгию о рождественских праздниках на родине, в Германии!"
"Но вот ведь и здесь тоже Рождество…" — сказал я ей и услышал в ответ:
"Est gibt doch kein Christkind da! ["Здесь же нет Младенца Христа!"]"».
«А у нас-то!.. Никто не забудет, не усомнится ни на секунду, Чьё Рождество празднует вся страна, Кто родился в Вифлееме, чуть к западу от Иерусалима, чуть больше 2 тыс. лет тому назад. Принимаем как само собою разумеющееся все сердечные и торжественные поздравления, в том числе и от официальных лиц высших рангов, и от представителей других религий (так что всем знакомы теплые праздничные чувства, как у той еврейки из Мюнхена), все иконы Рождества Христова на плакатах и поздравительных открытках, все рождественские елки на площадях наших городов, в учреждениях и в магазинах, с неизменной звездой на вершине (той самой звездой, что вела волхвов с Востока в Вифлеем к новорожденному Богомладенцу-Христу).
Всё это прекрасно: прямая причина для огромной радости и благодарности Богу. И всё же, и всё же…
Если мы христиане или хотя бы намерены быть таковыми, то не забудем: дары Рождения, Смерти и Воскресения Христа принимаются не "по списку", но лично: "…Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется". Есть ли Ему сегодня место в вашей собственной жизни?
Всё то, что окружает нас на этой земле, — по возможности доброе и радостное, о чем сегодня речь, — служит каждому из нас и всем вместе пособием, компасом, картой и дорожным посохом на нашем пути к Нему. А идти или нет — свободный выбор каждого, хоть ты обвешайся иконами и замаринуйся в святой воде…» - пишет отец Макарий.
«Теперь продолжим нашу элегию. Как-то в рождественском выпуске одной газеты поместили просветительский материал о сатанинской природе гаданий, астрологии, магии и прочих оккультных услуг. И тут же оказалась статейка с броской рекламой: дескать, "Если хотите узнать свое будущее — не откладывайте! Святки для этого самое подходящее время…" Это уже не грустно, а скорбно и очень тревожно.
Что же такое святки? "Святые дни" между праздниками Рождества Христова и Богоявления, с 7 до 19 января по гражданскому календарю. Как и многое другое, этот праздничный период имеет давнюю языческую историю. Век за веком Церковь вытесняла магическое содержание из народных праздников, заменяла его христианским. Так возникали благочестивые обычаи; они различны по форме, но одинаковы по смыслу и цели: помогать человеку на его земном пути к Небу», - пояснил пастырь.
«Но зло не сдается без боя, и благочестивые обычаи, в свою очередь, отступают под натиском злочестивых. Еще в XVII веке патриарх Иоаким с горечью писал о московских святках: "Мужи с женами и девками ходят по улицам и к бесовским песням многие сквернословия присовокупляют, и плясания творят на разжжение блудных нечистот…" Бесовские песни, сквернословия и блудные нечистоты у нас нынче в избытке, и на линию огня выдвинулась магия, особенно в виде всякого рода гаданий.
Как это нередко бывает, труднее всего донести знание до тех, кому оно больше всех нужно. Христианам картина ясна, а клиентам гадалок свидетельства Церкви до лампочки», - констатировал отец Макарий и привёл выдержки из 61-го правила VI Вселенского собора:
«Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнать от них нечто, подлежат отлучению от Св. Причастия на шесть лет... Той же мере надлежит подвергать и тех, кто, соединяя обман с безумием, произносит гадания о счастье, о судьбе... Упорствующих же и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви».