Ситуация в Болгаре как проявление «кризиса фрагментации» в отечественном Православии

О развитии конфликта протоиерея Владимира Головина и священноначалия Русской Православной Церкви

Проблемы церковной жизни 
0
2955
Время на чтение 9 минут
Признаться, не думал, что вернусь к теме деятельности отца Владимира Головина, хотя и предвидел, что история еще далека до завершения. Представлялось, что свое отношение к происходящему я уже высказал в двух опубликованных статьях: «Фидель Кастро современного русского Православия» и «Пожарный багор и поганая метла». Да и не вернулся бы, если бы не несколько обстоятельств. Во-первых, уж слишком бурно стали развиваться события. Во-вторых, реализовывается, увы, самый неблагоприятный из возможных сценариев. В-третьих, и это главное, скандал с отцом Владимиром (дай Бог ему здоровья, сил и христианской мудрости) обнажил очень серьезную проблему современного нашего православия, проблему, способную стать одним из самых суровых испытаний за всю его нелегкую историю.

Итак, как я только что отметил, реализовался (или, во всяком случае, реализуется) наихудший сценарий из всех возможных. Конфликт не только не был преодолен, но и перерос в открытую жесткую конфронтацию отца Владимира со священноначалием, конфронтацию, ареной которой стали даже не коридоры церковной иерархии (к которой отец Владимир, по его справедливому замечанию, сам относится, по крайней мере, пока), а сетевое пространство, и самое страшное – души православных людей, как чад отца Владимира, так и тех, кому небезразлична жизнь Церкви.

Два центральных акта этой конфронтации – официальное заключение по деятельности отца Владимира, повлекшее за собой трехмесячный запрет; а также «ответный ход» болгарского проповедника - трехсполовинойчасовое выступление с отпором «гонителям». И то, и другое производят гнетущее, я бы даже сказал, удручающее впечатление.

Сначала о действии официальной стороны. Обиду отца Владимира можно понять – и жесткий, обличительный тон, и не всегда оправданная, пристрастная интерпретация отдельных событий, и весьма возможно, даже клевета, тяжелые обвинения, абсурдные невыполнимые требования, не говоря уж о неприкрыто оскорбительных, глумливых замечаниях, способных ранить пожилого заслуженного пастыря больше прямых обвинений. Например, издевательский пассаж о его богословской безграмотности («недостаточности богословского образования»), якобы спасающей от обвинений в ереси. Сам текст заключения, равно как и ход событий, выстроен в наихудшем схоластически-бюрократическом стиле административных церковных решений, ничего общего не имеющих с христианской любовью, на которой должна быть основана Церковь Христова.

Отчасти это объясняет реакцию отца Владимира. Объясняет, но не оправдывает. Признаюсь, речь пастыря, вызывавшего и вызывающего у меня глубокую симпатию и уважение, огорчила и разочаровала.

Начну с общих впечатлений.

Во-первых, в выступлении отца Владимира до максимума было доведено актерское юродство, к которому, к сожалению, пастырь склонен (вспомним обряд во фраке и не только). Здесь все в стиле спектакля о простом сельском батюшке, гонимом новыми книжниками и фарисеями: длинная седая борода лежит на скромном черном подряснике, бревенчатые неотделанные стены, киоты с иконами, лампадка, чайный стакан в подстаканнике, широкий письменный стол с раскрытой Библией на переднем плане и стопочкой книг с закладками, сзади полки с духовной литературой… Последнее, возможно, должно опровергнуть «богословскую безграмотность». Все вроде бы гармонично. Но… немного переигрывает главный герой. И особенно это отталкивает, когда вступает в резкий диссонанс с тем, что и как говорит любящий книжки сельский батюшка.

А говорит он, во-вторых, то и дело используя терминологию «правильного пацана из 90-х». Его, дескать, «гасят», предлагая «себя слить», вызывают на «разборки», пишут поклепы на него «не по-взрослому»… Короче, не просто так он, а «по понятиям» (попрактикуемся-ка сами в подобном стиле), «забыковал» на «беспредельничающий рпцшный паханат». Не пристало бы так говорить смиренному сельскому батюшке о взысканиях священноначалия…

Но это ладно, чисто внешнее. Хуже то, что смирение-то показушное, как и покаяние, о котором не раз говорит отец Владимир.

Вот здесь, в-третьих, и есть главная беда. В одной из статей я искренне связывал разрешение конфликта с покаянной позицией отца Владимира. Надеялось, что скажет он священноначалию и пастве: «Простите, коли недоброе что вышло из моих дел, намерения были чисты и радел лишь о благе во славу Божию». И не будет себя оправдывать, даже если и претерпевает напраслину. Как сам справедливо говорит: народ сейчас грамотный, разберётся. А вот пример подлинного христианского покаянного смирения чадам явит. И конфликт погасит. И тем самым станет куда выше своих хулителей. И в глазах людей, и верю, в глазах Господних.

Каяться отец Владимир хочет. И даже за штат для этого просится. Только вот каяться исключительно в том, в чем сам пожелает и как пожелает. Со священноначалием же вступает на тропу войны. А на войне, как на войне – сначала оборона, потом атака. Отец Владимир оправдывается (обороняется). По каждому пункту. Где убедительно, где не очень. Иногда по принципу отца Федора из «Двенадцати стульев» – «сам дурак» (в эпизоде о деньгах и ценниках в храме отца Александра Новопашина).

Главное только в том, что покаяние с самооправданием несовместимо. Оправдывающий себя покаяния не имеет.

А затем и нападение. И здесь все рубиконы перейдены, все мосты сожжены. Клирик обвиняет священноначалие, подвергшее его «гонению». Не только в самих преследованиях, якобы имеющих конечную цель извести православие в Болгаре, но и в других страшных грехах. Досталось митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану (Ашуркову) – ради карьеры не только «деньги чемоданами в Москву возит», но и отца Владимира решил погубить по сговору с татарскими националистами. Епископ (ныне митрополит Тверской и Кашинский) Савва (Михеев) – обвиняется в принадлежности к «голубому лобби», которое своих «наверх тянет». Не очень, правда, ясно как это связано с «травлей» отца Владимира – разве только тот и «голубому лобби» насолил (при условии, что оно, конечно, есть где-нибудь, кроме воображения известного блогодиакона)… И наконец, сектоборец А.Л.Дворкин с верным своим соратником отцом Александром Новопашиным. Там какие-то заграничные спонсоры постарались, судя по не очень внятной фразе отца Владимира. Вот и губят шустрые господа православие на Руси, да еще и превращая это в выгодный бизнес. Итак, ополчились на сельского пастыря татарские националисты, «голубое лобби» и забугорные враги Отечества. Действуя руками вышеупомянутых архиереев, протоиереев и общественных деятелей.

Что ж. Обличать неправду надо. Прямо и честно. Невзирая на лица. Особенно если доказательства есть. Самое омерзительное то, что отец Владимир, поливая грязью конкретных людей, прячется за некие письма и слухи. Дескать, «ничего не знаю, а лишь пересказываю». Как дворовая бабка-скамеечница: «Я чё? Я ничё. Мне и дела-то нет…Я женщина порядочная. А вот людии-то говорять…» Но здесь даже не шепоток у подъезда с кумушками, здесь на весь мир сплетня разносится. Паскудно это. Хуже клеветы. Недостойно отца Владимира опуститься до «кураевщины» (недаром он в контексте на блогодиакона ссылается). Известный прием - помои на человека вылить, но как бы и не от себя – «вот сказали мне, написали, я и передаю». А сам в сторонке со смиренным личиком. Вроде бы и обвинить не в чем, в суд и то не потащишь – «я же ничего не утверждаю, мне только написали, бумажку передали… вот я в блоге и выложил – читайте, православные, судите сами». А кто написал и почему, откуда эта бумажка взялась и кем состряпана – неважно.

Тут вот еще что. Понося гонителей–архиереев, отец Владимир не перестает клясться в любви и преданности Патриарху. Тоже звучит странно – то ли народный шаблон о справедливом «царе-батюшке» и «кровопийцах-боярах», то ли прямая апелляция к святейшему заступничеству (спаси раба верного!), то ли и то, и другое вместе.

И в каком положении оказываются теперь архиереи? Смолчать? Решить, что им, как монахам, поношение (даже напрасное) спасительно? Претерпеть? Так, возможно, пристало бы поступить простым монахам или клирикам (и так мог поступить сам отец Владимир). Но они – епископат. Подобные обвинения в их адрес – хула на Церковь. Есть ли у них как у иерархов право покорно снести открытое поношение от собственного клирика?

Боюсь, что публичное распространение клириком грязных слухов об архипастырях – точка невозврата. Теперь уже может быть не запрет и не за штат. Как бы не извержение из сана. Впрочем, это решать священноначалию.

Но если такое произойдет – самый худой сценарий реализуется полностью. Тогда уход в секту, раскол может стать реальностью. Особенно обидно потому, что отец Владимир – истинно православный человек и прекрасный пастырь. Он действительно привел к вере множество людей. Что с ними будет? Где они окажутся? Как масса «кураевцев», на «Ахилле»? Но отец Владимир – не блогодиакон. И паства у него другая. В болгарском батюшке лукавства нет; хитреца народная, склонность к актерскому юродствованию даже – может, но не лукавство. Оттого и вера искренняя, сердечная. И люди через его проповеди православие не рассудком только принимали, но и сердцем. Хочется верить, что не станут они диссидентствующими «разочарованцами».

Вопрос в том – как же это могло произойти? Как случилось, что прекрасный искренний проповедник, истинный неравнодушный пастырь, приведший к вере «если не тысячи, то десятки тысяч», превращается в экранного сплетника-очернителя, не исключено, будет лишен сана и (вольно или невольно) соблазнит на раскол своих чад?
Проблема очень глубока, гораздо глубже, чем просто частный конфликт пастыря и церковной бюрократии и страшнее, чем перспектива Украинской автокефалии.

Мои коллеги часто используют понятие «кризис фрагментации», применяя его то к состоянию какой-либо области знания, то к духовной культуре вообще, то к обществу в целом. Действительно, мы живем во «фрагментированном» мире. Фрагментация – не синоним разнообразия. Последнее не только нормально, но и благотворно. Разнородное может быть единым. Фрагментация – распад, утрата единства, разрушение объединяющей коммуникации.

Российское общество, к сожалению, все больше поражается бациллами этой болезни. Страшно, что бациллы проникли и в Церковь. Призванная объединять общество, она распадается сама. Естественное разнообразие незаметно сменяется фрагментацией.

Раньше приход объединял людей по территориальному признаку. Люди жили «возле» конкретной церкви и ходили туда по праздникам. Разумеется, иногда в определенном приходе собирались люди соотносимого социального статуса, но так было далеко не всегда. Вместе молились слуги и господа, баре и крестьяне, купцы и приказчики… Церковь (Тело Христово) и конкретный храм их объединяли – они все были православными, подходили к одной Чаше, получали благословение от одного священника, вместе верили, вместе молились... Теперь все чаще приход образуется по интересам и пристрастиям. Тут интеллигенция, там военные, тут поклонники одного батюшки, там – другого… Церковь начинает составляться из обособленных общин – экуменисты, царебожцы, кочетковцы и т.д. и т.п. У каждой общины свои авторитеты, свои пастыри, свои храмы, свои позиции по разным вопросам, даже свои особенности богослужения. Обособленные общины – первый шаг фрагментации, ибо Церковь начинает распадаться на своих и чужих. Следующая стадия – секта, когда община отпадает от Церкви, например, в случае конфликта амбициозного лидера и официальной иерархии. И наконец – раскол. Причем, в условиях фрагментации это будет не два или три течения, а множество осколков, как от разбитого стекла.

Конечно, и секты не вчера появились, и расколы уже были. Но сегодня опасность в том, что фрагментация православия тесно связана с фрагментацией общества, включена в некий общесоциальный тренд общественной дезинтеграции.

Разумеется, пока мы только в начале болезни, и надо стремиться предотвратить ее дальнейшее развитие. Но как это сделать? История отца Владимира Головина показывает тревожность ситуации - неготовность Церкви, поддерживая разнообразие, сохранить единство. Путь насильственной унификации бесперспективен, он не остановит фрагментацию, а лишь усугубит ее. Мы столкнулись с примером расхождением народного православия и официального, строго канонического. С одной стороны оказались пастырь и его чада, с другой – официальная иерархия. У каждой – своя правда. У каждой – неполная. Конфликт, вместо того, чтобы быть погашен в зародыше, перерос в войну, чреватую расколом. Печально, но в Русской Православной Церкви не оказалось механизма предотвращения подобных событий.

Официальная иерархия занимает бюрократически-схоластическую позицию, опираясь на букву канонов и административные рычаги (где духовный авторитет?).

Различные церковные и околоцерковные структуры, призванные бороться с сектами и спасать вовлеченных в них людей, зачастую способствуют созданию этих сект. Ведь для того, чтобы обособленная группа превратилась в секту, достаточно просто ее сектой назвать. Кстати, это проще всего. Сектоборцы превращаются в сектотворцев.

Авторитетным пастырям не хватает чисто христианских качеств, а главное, сознания необходимости сохранения единства Церкви даже в ущерб собственным гордыне и амбициям. Да и сами они часто становятся заложниками своего окружения, включающего в себя не только фанатично преданных последователей, но и циничных дельцов, превращающих веру в действительно «коммерческий проект».

Чуть меньше административного и схоластического высокомерия, амбиций и гордыни, больше любви и взаимопонимания. Церкви остро нужны «миротворцы», не административно, а духовно чтимые пастыри, способные примирить и объединить разных ее чад, спасая Православие от трагедии фрагментации.

Следует всегда помнить слова Христа: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

А также слова апостола: «Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос?» (1 Коринф.1:11,12).

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент МГУ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Ситуация в Болгаре как проявление «кризиса фрагментации» в отечественном Православии

https://ok.ru/video/1167421805031 Революция в России или чья-то грамотная провокация против Путина и Правительства? "А что хорошего можно сказать об олигархах и Правительстве, при которых на лечение детей собираем копейки со всего мира, а на пенсии работяг, нужно попрать все завоевания наших отцов и дедов,Конституцию и действующие законы и предложить Античеловеческую, АнтиКонституционную Пенсионную реформу. Не нужно махать красной тряпкой перед введенным в исступление быком - нужно не только народу смотреть на свои дела, но и власти, будь то светская или церковная, думать, какой может быть реакция народа на их дели и слова." А что хорошего Вы можете про себя сказать? и почему правительство у Вас рядом с олигархами. Вообще-то олигархи - управляющие иностранной власти (от американцев), а Правительство наше. Но по решению народа в 1991-93 годах, предательстве народа, теперь имеем ту Конституцию по которой мы обязаны подчиняться иностранным учреждениям (13 и 15 статья). Вот Вы выйдите и исправьте эту ситуацию - через Референдум по 13 и 15 статье, а не нападайте на наше Правительство. Исправьте свое решение, свою ощибку, и тогда дайте Путину В.В. чрезвыйчайные полномочия и власть, что его приказы слушали, а не МВФ. Подумайте пожалуйста о том, что здесь сказано и если хотите майдан как на Украине - то идите за псевдокоммунистами и Навальным на позорище майдана.
ВладимирАз / 11.09.2018, 13:39

5. Очень не хотелось вспоминать народную пословицу про рыбу...

Сегодня мы, к великому сожалению, имеем глубочайший кризис и во власти светской и церковной.Что греха таить? В светской власти делается все, что только может раскачать даже самого ленивого и поднять его с дивана-начиная от ювенальной юстиции и пенсионной реформы, а заканчивая оцифровкой мозгов человека, простите за слог.Все зеркально происходит и в Церкви, как институте земном, административном, ни в коей мере не в Матери Церкви духовной.Вначале мы заискиваем и заигрываем с еретиками(лобызаемся, преклоняемся, сослужим, туфли целуем), а потом возмущаемся о поведении Константинопольского Патриарха-так кого винить-то нужно? Так и в случае с прот.Владимиром и не только с ним.Ну, не будьте отчимами сами, будьте отцами, глядишь и критиковать будет не за что.Что можно дурного сказать о патриархе Павле Сербском? А что хорошего можно сказать об олигархах и Правительстве, при которых на лечение детей собираем копейки со всего мира, а на пенсии работяг, нужно попрать все завоевания наших отцов и дедов,Конституцию и действующие законы и предложить Античеловеческую, АнтиКонституционную Пенсионную реформу. Не нужно махать красной тряпкой перед введенным в исступление быком - нужно не только народу смотреть на свои дела, но и власти, будь то светская или церковная, думать, какой может быть реакция народа на их дели и слова.
православная я / 10.09.2018, 19:14

4. Re: Ситуация в Болгаре как проявление «кризиса фрагментации» в отечественном Православии

Конфликт, вместо того, чтобы быть погашен в зародыше, перерос в войну, чреватую расколом. Печально, но в Русской Православной Церкви не оказалось механизма предотвращения подобных событий.

И не только подобных. Но уже на соседней ветке- Решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии "православным верующим Украины"

А нам про Болгар.
влдмр / 08.09.2018, 17:32

3. Re: Ситуация в Болгаре как проявление «кризиса фрагментации» в отечественном Православии

Суть. С одной стороны практическая реализация ВСЕМИРНОЙ МОЛИТВЫ; с другой — запрет на проведение такой молитвы. * Остальное — наведение мути на эту проблему с обеих сторон. Разобраться в этой части вопроса — дело профи, т.е. священства. * Так что принципиальный вопрос один — нужна ли ВСЕМИРНАЯ МОЛИТВА /и в какой форме/ или такая молитва противоречит учению Церкви? * А это уже уровень Патриархии... Просто в силу масштабности проблемы... Миллионы людей в нее /молитву/ уже включены... Нет? * И хорошо бы до принятия решения по основному вопросу слова секта, раскол и т.п. несколько утишить... Проблем мало? Могу ошибаться... *
Сант / 08.09.2018, 17:21

2. СОЛЬ ОБУЯЛА!!!

Ефремов Олег Анатольевич:"Церковь начинает составляться из обособленных общин – экуменисты, царебожцы, кочетковцы и т.д. и т.п. У каждой общины свои авторитеты, свои пастыри, свои храмы, свои позиции по разным вопросам, даже свои особенности богослужения. Обособленные общины – первый шаг фрагментации, ибо Церковь начинает распадаться на своих и чужих." ++++++++++++++++++++++++++++++++ Хорошая статья, только не раскрыта причина такого нравственного падения. Опять "пережевывается" следствие. Кто в Церкви должен следить ЗА ЧИСТОТОЙ ПРАВОСЛАВИЯ (Догматы и Нравственное Предание)?! Ефремов Олег Анатольевич:"Разумеется, пока мы только в начале болезни, и надо стремиться предотвратить ее дальнейшее развитие. Но как это сделать? История отца Владимира Головина показывает тревожность ситуации - неготовность Церкви, поддерживая разнообразие, сохранить единство.; +++++++++++++++++++++++++++++++++ О какой болезни Церкви и разнообразии Вы говорите? С НАМИ БОГ!
Валерий / 08.09.2018, 14:21

1. Re: Ситуация в Болгаре как проявление «кризиса фрагментации» в отечественном Православии

"..Сам текст заключения, равно как и ход событий, выстроен в наихудшем схоластически-бюрократическом стиле административных церковных решений, ничего общего не имеющих с христианской любовью, на которой должна быть основана Церковь Христова..." С этого лучше бы и начать,и здесь надо,наконец, и признать: наша Церковь испытывает не просто "определённые трудности" и неготовность вести откровенный и принципиальный разговор, но всё это вместе имеет и определение: КРИЗИС и надо его научиться преодолевать, иначе такой раздрай начнётся, что вся целостность и единство церкви будут окончательно и нарушены, и разрушены. "Авторитетным пастырям не хватает чисто христианских качеств, а главное, сознания необходимости сохранения единства Церкви даже в ущерб собственным гордыне и амбициям. Да и сами они часто становятся заложниками своего окружения, включающего в себя не только фанатично преданных последователей, но и циничных дельцов, превращающих веру в действительно «коммерческий проект»..." Сегодня, когда православную церковь грозятся расколоть и ослабить "внешние силы", раскол внутри церкви ослабят её позиции перед лицом нарастающих угроз - и снаружи, и внутри...
Николаев. / 08.09.2018, 14:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Ефремов
«Рус, сдавайся!» Вот уж действительно: «Стыдно, господа, и унизительно!»
О статье В.Н.Гарбузова в «Независимой газете»
04.09.2023
Пригожин
Смерть человека… Рождение мифа
28.08.2023
Россия будущего
Исламский фактор и миграция
24.07.2023
Встанет ли Франция на колени?
Есть надежда, что в противоположность «флойдизированной» Америке страна не будет «омерзучена»
06.07.2023
Кого согнут санкции?
Эссе по своевременной политической антропологии
31.03.2022
Все статьи Олег Ефремов
Проблемы церковной жизни
Беседы на тему Оглашения
Предисловие. Часть 1
11.05.2024
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Константин В.
11.05.2024 14:27
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Русский Иван
11.05.2024 14:10
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от учитель
11.05.2024 13:49
«Этот символизм очень важен»
Новый комментарий от LiMan
11.05.2024 11:36
Антисталинисты – враги Церкви
Новый комментарий от Андрей Х.
11.05.2024 11:17
Поздняя Пасха
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.05.2024 09:48