Кого согнут санкции?

Эссе по своевременной политической антропологии

Санкции против России  Санкции Запада и ответ России 
0
730
Время на чтение 9 минут
Фото: Из личного архива автора

В декабре прошлого года мне довелось участвовать в программе ОТР, посвящённой изменениям в законе о гражданстве. Ведущий, Александр Денисов, эмоционально провозгласил, формулируя один из вопросов: «Империя собирает своих детей!».

Что ж, полагаю, Александр был отчасти прав. Россия действительно возвращается к состоянию империи. Состоянию, в котором она пребывала, по крайней мере, триста лет своей истории с очень небольшим перерывом. В прошлом, 2021 году, исполнилось именно 300 лет с той даты, когда Петр I принял титул императора. В 1991 мы решили империей больше не быть. В нынешнем, 2022-м, можно констатировать отход от тридцатилетия попыток империей быть перестать.

Но одновременно Александр Денисов ошибался. Гражданство – это не про империю. Гражданство – форма отношений человека и государства в условиях либерально-демократической республики. В империи нет граждан, в империи есть подданные. В отличие от гражданства, подданство не предполагает взаимных обязательств государства и человека, имеющих договорную основу и взаимный учет интересов. Жизнь подданного принадлежит империи. Естественно, империи принадлежит и его имущество, и его способности, и его силы. Империя может заботиться о подданном, но забота – проявление милости и покровительства, а не договорная обязанность. Империи вообще не строятся на общественном договоре.

Подданство определяет сущность имперского человека – особого политико-антропологического типа, отличного от типа либерально-демократического гражданина. Главное в имперском подданном – готовность к жертве. Жертве ради империи. Или идеи, её символизирующей. Ибо безыдейных империй не бывает. Безыдейность – гибель империи. Любая империя построена на костях. И она существует до тех пор, пока есть те, кто готов класть свои кости в ее основание. А кости кладутся только во имя идеи.

Но все ли имперские подданные способны «класть свои кости»? Ведь каждый готов к жертве по-разному. Потому и имперский подданный неоднороден.

Есть «рыцари империи» и «имперские обыватели». Первые преданы идее полностью и бескорыстно. Империя может вознаградить их за преданность, а может – нет. Это ничего не изменит в их преданности и готовности к жертве. Вся их жизнь – жертва во имя империи. Никто не выразил в литературе образ «рыцаря империи» лучше, чем Редьярд Киплинг. Рыцарь этот не обязательно аристократ или даже джентльмен. Он редко бывает богат, а если и так, деньги ничего для него особенно не значат. Рыцарем может быть и мужчина, и женщина. Рыцари – и лорд Гаукинс, и инженер Скотт, и полковничий сын, «что разведчиков водит отряд», и девушка Вильям, и ее брат Мартин, и, наконец, тот самый солдат Томми Аткинс, которого в мирное время даже не пускают в пивную утолить жажду – «Пускай вам кажется смешным грошовый наш мундир…».

Суть имперского рыцарства выражена не только в бессмертной «Заповеди» – «Владей собой среди толпы смятенной…», но и гораздо лучше в стихотворении с весьма неполиткорректным названием «Бремя белых». Что любопытно, несмотря на это, стихотворение спокойно печатали в оригинале и переводили в жесткоцензурное советское время. На мой взгляд, лучший перевод принадлежит М.Фроману. Процитирую несколько фрагментов.

«Несите бремя белых, –

И лучших сыновей

На тяжкий труд пошлите

За тридевять морей…».

 

«Несите бремя белых, –

Сумейте всё стерпеть,

Сумейте даже гордость

И стыд преодолеть…».

 

«Отдайте им всё то, что

Служило б с пользой вам».

 

«Несите бремя белых, –

Что бремя королей!

Галерника колодок

То бремя тяжелей,

Для них в поту трудитесь,

Для них стремитесь жить,

И даже смертью вашей

Сумейте им служить.

 

Несите бремя белых, –

Пожните все плоды:

Брань тех, кому взрастили

Вы пышные сады,

И злобу тех, которых

(Так медленно, увы!)

С таким терпеньем к свету

Из тьмы тащили вы».

Труд, бой и жертва – удел рыцаря империи. Без надежды на вознаграждение и благодарность. Даже в этом идеальном образе рыцаря есть изъян. Он хочет нести добро и свет «диким» племенам, не задумываясь, во-первых, о том, так ли они дики, во-вторых, нужны ли им его «добро и свет» и, в-третьих, действительно ли несомые «добро и свет» являются таковыми (по крайней мере, применительно к данной конкретной ситуации).

Реальность колониальной Британской империи конечно далеко отстояла даже от подобной идеи… Но для империи важно, чтобы идея оставалась идеалом. А для этого надо, по меньшей мере, чтобы корыстный обыватель не вытеснял рыцаря. Превращая идею в источник дохода.

Разумеется, имперский обыватель тоже жертвует, но иначе. Идейность его поверхностна, а жертва вынуждена. Империя удобна ему, ибо создает безопасность и даёт доход. Или, по крайней мере, – порождает чувство гордой сопричастности, компенсирующей личное ничтожество (о чём-то подобном говорил Фрейд).

Киплинг, кстати, описал и обывателей в различных вариациях – Томлинсона или Глостера-младшего. Но наиболее интересен, на мой взгляд, аптекарь, которого, связав, чтобы не сбежал, инженер Скотт везёт спасать людей в охваченный голодом и болезнями отдаленный район Индии. Обращаясь к Скотту, он «всё время грозил ему строгим наказанием за то, что его, члена медицинского департамента и свободного английского гражданина, осмелились связать». Не хотел ощутивший себя свободным гражданином обыватель изнурять свою особу тяжелым трудом, рисковать здоровьем, а может быть и жизнью.

Империя жива до тех пор, пока у нее есть рыцари. Но самые преданные рыцари быстро гибнут. Иные – деградируют и превращаются в обывателей. Иные – остаются рыцарями, но уже не империи.

Империя рано или поздно превращается в либерально-демократическую республику. Имперский подданный превращается в либерально-демократического гражданина. Гражданин – индивидуалист, служащий не идее, а своим личным интересам. Государство – институт, созданный гражданами для защиты их интересов. С государством заключен договор, где оговариваются права и обязанности сторон. Объединение, правда, неизбежно порождает новый, общий, интерес, не совпадающий с разнонаправленными индивидуальными интересами его участников. Но этот общий интерес не должен вступать в противоречие с частными, выступая результатом консенсуса, примиряющего разногласия, опять же в интересах участников, позволяя избежать тягот естественного состояния с губительной «войной всех против всех». Так что некоторые ограничения личного интереса несут личную же выгоду. Жертва здесь не в моде.

Однако либеральная демократия тоже имеет своих рыцарей и обывателей. Рыцарь либерализма сознаёт ценность объединения и готов при необходимости принести жертву. Правда, всякий раз ему нужны весомые аргументы в пользу оправданности этой жертвы и определения её масштабов. Демократический обыватель жертвы совсем не хочет. Даже, если она необходима для его, в конечном счете, блага. Ему нужны комфорт, безопасность и спокойствие. Любая не связанная с личной выгодой идея ему чужда, благоговеть он не способен. Образ обывателя прекрасно описан в XIX-XXI веках в лице «человека массы» (Ортега-и-Гассет), «последнего человека» (Ницше, Фукуяма) или – позднейшая ипостась – «номадического субъекта».

По правде говоря, имперскому обывателю не так уж далеко до либерально-демократического. И потому первый тип легко и с охотой превращается во второй. Между имперским рыцарем и рыцарем либерализма также есть сходство (лучшие из либералов получались из аристократов прошлого). Но первому труднее принять холодный рационализм второго.

К тому же, чем дальше, тем больше рыцари либерализма сдают позиции обывателям. «Восстание масс». Происходит то же, что и некогда в империях.

Имперский человек деградирует, а вместе с ним деградирует и империя. На смену рыцарям приходят буржуа, но даже рыцарствующий буржуа не может заменить рыцаря империи. Именно это происходило в Британии во времена Киплинга, вот почему «неистовый Редьярд» так яростно отстаивал образ имперского рыцарства.

Империя не может существовать без имперского человека, в первую очередь без имперских рыцарей. Причём, должен соблюдаться баланс между рыцарями и обывателями. И количественный, и качественный – именно рыцари должны быть на ведущих позициях в обществе. Не только исчезновение имперского человека, но и нарушение баланса губит империю. Британская империя погибла потому, что лучшие ее рыцари остались только в произведениях Киплинга. В жизни – иные погибли, иные – превратились в рыцарей либерализма (Черчилль), иные – стали обывателями, сначала имперскими, потом либеральными. И обыватели в итоге пришли к власти. Ибо в условиях демократии обыватель будет избирать не рыцарей, а себе подобных. В конце победоносной войны партия консерваторов (в которой тогда еще оставались рыцарские традиции) вдруг проиграла выборы, уступив лейбористам (типично обывательской партии). Черчилль отреагировал так: «Что ж, в конце концов, за это мы и боролись». За это ли, сэр Уинстон?

США никогда не могли стать подлинной империей именно в силу отсутствия там имперского человека. Либерально-демократическому человеку, даже в рыцарской ипостаси, не построить империи. Жертвенности не хватит. Личный интерес и стремление из всего извлекать доход помешают. Имперские амбиции США имели шанс на реализацию ровно до тех пор, пока конвертировались в доходы. Как только затраты (жертвы) стали возрастать, превысив доходы, империя впала в кризис. Бледное подобие либерального рыцарства, олицетворённое Трампом, было окончательно повергнуто ультралиберальными волнами ЛГБТ, BLM, да и просто не желающих за что-то сражаться обывателей. Да и сам обыватель деградирует. Прежний готов был хотя бы защищать свою жизнь, дом и имущество с оружием в руках. Нынешний – не способен ни создавать, ни защищать. Он может только требовать (клянчить) содержания и защиты, под которой понимает право творить всё, что ему взбредёт в голову. Новый американский обыватель эпохи BLM – беспомощный и капризный ребенок, знающий только свое «хочу», но не способный осознать, что такое труд и ответственность.

Когда я учился на втором курсе (начало 90-х), к нам зачастили гости из-за океана. Среди них преобладали проповедники различных сомнительных протестантских толков или полуакадемические маргиналы. Но встречалась и вполне респектабельная американская профессура. Одного из ее представителей я спросил о том, что такое «американская мечта». Он задумался, потом ответил вопросом: «А Вы были в Макдональдсе?» Я ответил, что предпочитаю посетить лекцию американского профессора. Он был очень польщен моим ответом – ещё бы – его поставили выше «биг-мака». А я понял, к чему в обывательском сознании свелась «американская мечта».

Империя не может зависеть от «биг-мака».

И что будет с такой империей, если «биг-мак» вдруг резко подорожает (вслед за бензином, например)?

Главный просчёт американских стратегов в нынешней ситуации состоял в том, что они так и не поняли – за тридцать лет «реформ» россиянин не перестал быть в основе своей имперским человеком. Он так и не превратился в либерально-демократического гражданина. Хорошо это или плохо, не берусь судить.

Однако надежда на то, что потеряв толику комфорта и благополучия, он возмутится и снесёт собственное правительство, наивна. И пусть рыцарей у нас осталось мало, даже российский обыватель – имперский подданный. Россиянин по-прежнему готов к жертве ради идеи. Ни повышение цен, ни дефицит некоторых товаров, ни потеря «биг-мака» и яблочного огрызка не согнут россиянина. Пока не согнут.

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Анатольевич Ефремов
«Рус, сдавайся!» Вот уж действительно: «Стыдно, господа, и унизительно!»
О статье В.Н.Гарбузова в «Независимой газете»
04.09.2023
Пригожин
Смерть человека… Рождение мифа
28.08.2023
Россия будущего
Исламский фактор и миграция
24.07.2023
Встанет ли Франция на колени?
Есть надежда, что в противоположность «флойдизированной» Америке страна не будет «омерзучена»
06.07.2023
Навальномания: зажигательный «киндерсюрприз»
«Демократы» и «свободолюбцы» жаждут, чтобы Россия превратилась в арену хаоса, ненависти, кровопролития
25.01.2021
Все статьи Олег Анатольевич Ефремов
Санкции против России
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Сергей Лавров: «Предложения заморозки конфликта на Украине – те же "минские договоренности", даже хуже»
14.11.2024
«Они позволяют себе продолжать оскорблять нашу страну»
Необходимо усилить контроль за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием
14.11.2024
Трамп вернётся к модели колонизации России?
Отмена или ослабление санкций не сулит России ничего хорошего
13.11.2024
Все статьи темы
Санкции Запада и ответ России
Россия выдержала удар Запада
Теперь нам предстоит довести дело до Победы
15.11.2024
Выступление в Госдуме: «Утверждаемый бюджет —
ни победа, а стагнация, <...> его не удастся выполнить»
13.11.2024
Министр иностранных дел России: «Ряд стран хочет
полноправного членства в БРИКС»
12.11.2024
«Просто так отменять санкции он не будет»
О том, что ждать американской и мировой экономике после возвращения Трампа в Белый дом
09.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58