Все мы хоть раз в жизни собирали паззлы. Для кого-то это даже стало хобби. Исследовательская деятельность, зачастую, тот же паззл, когда из хаоса фрагментов надо создать единую картину.
Фрагменты:
Фрагмент 1. В.В.Путин, улыбаясь, прижимает к груди подаренный ему в Дагестане Коран.
Фрагмент 2. В зоне СВО, услышав крик атакующих «Аллах Акбар!», местные жители говорят: «Слава Богу, русские пришли!»
Фрагмент 3. Мигрантский «беспредел» в подмосковных Котельниках (впрочем, как и по всей стране) и жёсткая (наконец) реакция правоохранителей.
Фрагмент 4. Выступление Р.А.Кадырова с осуждением действий правоохранителей в отношении мусульман.
Фрагмент 5. «Марш мигрантов» в центре Москвы 21.07, о котором почему-то очень скупо сообщалось в СМИ.
О чем картина?
Вывод 1. Исламский фактор становится всё более значимым не только в духовной и политической жизни нашего общества, но и в российском социокультурном мире в целом.
Вывод 2. В России заметны предпосылки к созданию исламского сообщества, носящего надэтнический и даже надгражданский характер (мигранты – или не граждане России, или граждане только формально), причём, данное сообщество выглядит потенциально более сплочённым, чем иные конфессиональные сообщества.
Вывод 3. Данная ситуация может быть источником:
а) дополнительных возможностей. Созидательный потенциал и гражданственность российских мусульман плюс их авторитет в исламском мире способны привести к росту влияния России и противостоянию радикальным течениям в исламе. Кроме того, российское мусульманское сообщество могло бы стать средой контроля над мигрантами и способствовать должным формам их интеграции в российскую жизнь.
б) потенциальных рисков. В радикальном варианте вспоминается антиутопия «Мечеть Парижской Богоматери» Е.Чудиновой при бесспорном дистанцировании от сквозящей там неприязни к исламу вообще.
Вывод 4. (вывод-вопрос) Хватит ли мудрости и авторитета лидерам, а простым людям гражданской сознательности и здравого смысла для воплощения в реальности конституционного принципа «свободы совести», соблюдения законов, сохранения межэтнического и межконфессионального мира, взаимного уважения?
Иными словами, для осуществления позитивных возможностей и купирования рисков?
Олег Анатольевич Ефремов, доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук