Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Пожарный багор и поганая метла

Проблемы церковной жизни / 10.02.2018


Несколько слов в защиту протоиерея Владимира Головина от Александра Дворкина …

Свою позицию по происходящему сейчас вокруг о.Владимира Головина я уже высказал. И добавлять, казалось бы, особенно нечего… Но статья известного сектоборца Александра Дворкина заставила меня вновь обратиться к этой теме…

Во всем прав Дворкин. Выходят проповеди о.Владимира порой за рамки догм, и прямые противоречия им дедуцировать можно из его слов и под ересь подвести. А то и кощунственно многое звучит, особенно если проповедь о.Владимира на кусочки разодрать, слова отдельные курсивом да жирным выделить. Не поспоришь. Только вот почему тысячи людей к о.Владимиру едут, проповеди его слушают и через то к православию приходят и по-христиански жить начинают? А многие ли к тому пришли после штудирования догматического богословия? А коли пришли, так точно ли - к тому?

Когда душа болит и помощи Божией ищет, книга по догматическому богословию не поможет, а проповеди отца Владимира – очень даже могут.

Врага рода человеческого лукавым называют. Значит, где есть лукавство, Христа не будет. Так вот, в чем угодно обвиняйте отца Владимира, но лукавства в нем нет. Он искренен во всем. По-детски искренен. И с детской искренностью и непосредственностью рассказывает о своем пути и о своей вере, говорит о том, что сам прошел, и так, как ему самому все открывалось. Его проповеди – честная история его собственного пути. Не книжного, человеческого. Простого, а потому понятного всем. Он щедро делится своей, открывшейся ему и овладевшей им радостью Богопознания и Богообщения. И каждый, слушающий о. Владимира с открытым сердцем, заражается ею. От сердца к сердцу вера идет. Вера ведь как огонь, а огонь только от огня разгореться может. Ото льда не разгорится. Но огонь это - освещающий, согревающий, а не сжигающий и испепеляющий все вокруг. Вот для того очаг вокруг огня необходим, чтобы по дому пламя не гуляло, чтобы грело и светило, а не сжигало все вокруг без разбора. И лед порой нужен, чтобы пламенем тем не перегреться.

История для размышления. В далекую бедную епархию был назначен новый архиерей. Владыка – человек активный и неравнодушный, объезжает приходы. И добирается он, наконец, до совсем уж отдаленного села, где из прихожан только бабушки, разбавленные немногими еле живыми дедочками… Но такая благость и мир на том приходе! Такие забота друг о друге и взаимопомощь! И такая любовь к совсем незамысловатому на вид пожилому батюшке, чувствуется, он тут - душа всему! У архиерея аж на сердце потеплело. И в храме – благодать! Простенько все, не богато, но так светло, ухожено, чистенько; торжественно, но по-домашнему, непритворно ласково! Дивится архиерей, радуется. И вдруг на клиросе видит огромный пожарный багор. «Зачем здесь багор?» - вопрошает епископ храмовых старушек. Смутились бабушки: «Да так, Владыченько, стоит и стоит, Бог с ним. Пойдемте лучше пирожками Вас попотчуем…» Но любопытство разобрало Владыку. «Тотчас отвечайте, рабы Божии, почто здесь сей багор?» Грозно сдвинул брови: «Благословляю!» Совсем растерялись старушки, но раз Владыка благословил… «Так видите ли, Владыченько, батюшка-то наш тово… Грешным делом вина выпить любит… Порой так примет, сердешный, что в алтаре и упадет, иной раз и на престол бывает… Надо бы его в постельку, чтоб худого не было, а в храме, случись, одни женщины… В алтарь-то и не войдешь… Так мы тем багром батюшку-то зацепим, с престола стянем, и из алтаря вытащим. А потом уж разоблачим, да в постельку и уложим, чтоб выспался….Потому багор под руками и держим». Потупились старушки, ручки морщинистые изработанные сложили, гнева архиерейского ждут… Только Владыка тот, опешив сначала, потом улыбнулся в густые усы и пробасил: «Ну а где пирожки-то, рабы Божии?» Внушение иерею, потом, конечно, сделал, но прещения не наложил. И, кажется мне, сам Христос, лик которого над престолом изображен, тоже улыбался сочувственно и радостно, когда с Его престола батюшку старушки багром снимали и следил, чтоб тот не ушибся, а бабули не надорвались.

Ведь кто к Христу ближе – батюшка этот со своими старушками, сумевший пастве такую любовь и сострадание внушить, или толкователи канонов и догматов, со своей безупречной логикой? А по логике этой батюшку немедля нужно в запрет, а то из сана – вон. Безжалостно поганой метлой из Церкви, а не нежно - багром из алтаря. И на батюшкино место – образованного попа со всеми пятерками в семинарской зачетке. Долго ли только тот поп в нищем селе с безграмотными бабками да дедками проживет? Если повезет – заберут его оттуда юношей учить, да катехизисы с богословскими трактами писать, или, по меньшей мере, просвещенную городскую паству окормлять, а нет - рванет сам, да потом на «Ахиллу» будет жалобы писать и на Владыку, и на старух, «исповедоваться» как «анонимный священник». И по батюшке тому проедется – алкаш опустившийся, дескать, - тьма и неоязычество. А потом, глядишь, под другую юрисдикцию, благо их много развелось, где нет «архиерейского самодурства», «дремучего мракобесия» и «тоталитарной нетолерантности».

Церковь – тело Христово. Тело живым быть должно. Живым его Дух делает. А дух не всегда в букву вписывается. Сказано ведь апостолом: «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3: 6).

Ведь даже в человеке есть и сердце, и ум. У каждого своя задача. Ум дисциплинирует сердце. Но не сердце ли оживляет ум? Ведь что есть ум без сердца? Не хуже ли бессердечный ум безумного сердца? Никто не отвергает догматов и канонов. Они нужны, они упорядочивают и дисциплинируют, но нельзя буквой душить сердце. Народное православие – сердце нашей религии, канон и догма – ее ум. Должны они быть в соработничестве и согласии, нельзя одним задавить другое.

И отец Владимир нужен и Александр Дворкин необходим. Только Дворкин об о.Владимире как не о брате своем, искреннем христианине, печется, а будто судебное решение строчит, разве приговора в конце не хватает. Правда, предложение есть, даже требование, – прекратить о.Владимиру его «многокилометровые словоизвержения» и заняться чем-то другим, вместо своего «сортирного богословия». Чем не «поганая метла»? Только вот кто поможет тысячам «малых сих», которым слова о.Владимира опору дают и которых к вере ведут? Не учебники же по догматическому богословию или каноническому праву.

А в таком схоластически-обличительном варианте создается еще худший соблазн и для отца Владимира, и для его последователей, если хотят задушить то живое, истинное, искреннее, что их объединяет и что не видать сквозь догмы, силлогизмы и цитаты. Если, в том, что им так дорого, в том, что преобразило их души и жизни, узрел многознающий казуист-обличитель только «сортиры» и «извержения»? И дворкинцы, провоцируя на протест, становятся не менее опасными, чем ретивые чада с болезненной религиозной потребностью, превращающие о.Владимира в старца-гуру без «благословения» которого, извините, действительно уборную посетить нельзя. Или чем ушлые коммерсанты, делающие из искреннего пастыря и проповедника выгодный им коммерческий проект.

И нет в том обличении христианского Духа, при всей догматически-канонической безупречности. Еще худшая ересь получается, а где ересь – там и секта.

Не во вражде быть следует, а в понимании и любви, не обличать, а поддерживать ближнего и содействовать друг другу.

Христианство – религия любви, не ума только, но и сердца. Нельзя с водой выплескивать ребенка.

Уберите догму – будет стихия и распад, уберите Дух – будет мертвая буква. Но Православия не будет ни в том, ни в другом случае. 

Помоги, Господи, отцу Владимиру проявить решительность, мудрость и смирение, выбрать подлинно христианский, «Царский» путь!

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, доцент МГУ


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 21

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

21. о. Алексей : багор и батюшка
2018-03-15 в 21:21

хотелось бы спросить автора статьи,что за бредовую историю вы приводите. Вы пробовали когда-нибудь мешок с картошкой багром зацепить и протащить по земле? Попробуйте на кухонном столе лечь спать, скатитесь сразу в низ. А на Престоле посередине лежит большое Евангелие.Всем обсуждающим эту историю пожелание не поддаваться на всякого рода бредятину. Извиняюсь за резкость, никого не хотел обидеть. С Постом благоприятным. священник Алексей.
20. Кирилл Д. : Ответ на 19., Русский Сталинист:
2018-02-12 в 11:28


Это точно.И не только с головой.



Не только, но с головой - просто явный признак.
Да уж. Гуру с поехавшей крышей, окружённый экзальтированными почитателями и почитательницами.
Которыми, конечно же, руководит не стремление к Богу, а то, что в западной социопсихологии называется need of affiliation. К сожалению, человек в современном мире очень часто чувствует себя одиноким и неприкаянным, а тут вот какая-то "точка сборки".
19. Русский Сталинист : Ответ на 18., Кирилл Д.:
2018-02-12 в 01:11

//Если, в том, что им так дорого, в том, что преобразило их души и жизни, узрел многознающий казуист-обличитель только «сортиры» и «извержения»?//Простите, но "сортирные" рассуждения Владимира Головина - это факт. Достаточный, чтобы понять, что у него большие проблемы с головой.



Это точно.
И не только с головой.
18. Кирилл Д. : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-12 в 00:50

//Если, в том, что им так дорого, в том, что преобразило их души и жизни, узрел многознающий казуист-обличитель только «сортиры» и «извержения»?//

Простите, но "сортирные" рассуждения Владимира Головина - это факт. Достаточный, чтобы понять, что у него большие проблемы с головой.
17. Василий В.В. : Ответ на 14., ОСт:
2018-02-11 в 23:29

И именно поэтому некому бросить в него камень, т.к. камень имеет право бросить только кто сам без греха, а не потому что у христиан другие законы.



Я Вам уже объяснил, что " бросить камень в него " не просто мог, а ДОЛЖЕН был это сделать каждый архиерей, не зависимо от степени его греховности.
16. Василий В.В. : Ответ на 14., ОСт:
2018-02-11 в 23:23

Я только ответил на Ваш вопрос - зачем батюшка напивался. А затем, что удержаться от привычного греха не мог. И это действительно происходит часто (не пьянство, а несдержанность). Каждый из нас может такого "героя" в зеркале видеть каждый день.



Вы же комментировали мои вот эти слова:

" Про внушение любви и сострадания - это сильно. Не пойму только, напивался то батюшка зачем? От переизбытка чувствс или техника внушения этого требовала?"

Смысл моего вопроса Вы, видимо, не поняли. Сформулирую его иначе: как тот, кто " не может удержаться от привычного греха ", смог " внушить другим любовь и сострадание "?
15. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 12., Lucia:
2018-02-11 в 22:32

Где секта - любви нет.


А сколько любви в словах "СССР - крысятник"!
Спасибо, "матушка", наставили.
14. ОСт : Ответ на 10., Василий В.В.:
2018-02-11 в 20:13

Не пойму только, напивался то батюшка зачем? ............ Да, нельзя напиваться в алтаре, но камень в этого батюшку бросить некому.Конечно, некому. Это иудеи камни метали. У христиан другие законы ( каноны ).


Я только ответил на Ваш вопрос - зачем батюшка напивался. А затем, что удержаться от привычного греха не мог. И это действительно происходит часто (не пьянство, а несдержанность). Каждый из нас может такого "героя" в зеркале видеть каждый день.
И именно поэтому некому бросить в него камень, т.к. камень имеет право бросить только кто сам без греха, а не потому что у христиан другие законы.
А по существу конечно, запрещать, отлучать надо, но опять же кто из нас сидя на диване укажет правящему архиерею - как ему поступить?
13. Lucia : Ответ на 10., Ксения Балакина:
2018-02-11 в 19:25

История для размышления....Предложу и я историю для размышления. У нас село есть. Усть-Кан называется. Так вот там самая большая в регионе община Свидетелей Иеговы. А почему? Да потому что батюшка там лет 15 назад служивший, тоже весьма благостный, тоже ооочень любил выпить. До состояния полного нестояния. И в лужах валяния. Так вот СИ людям и говорили: если хотите, чтобы ваши мужья вот так валялись - идите в православную церковь. Не хотите? - идите к нам. Батюшку, в конце концов запретили, назначили другого, практически не пьющего, но тот опыт до сих пор икается...




Золотые слова, матушка.
12. Lucia : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-11 в 19:05

Как наскучили нечестные приемы. Видимо. автор полагает, что своим примером очень ловко переключил внимание..

Так вот - ничего подобного.
Речь о признаках секты. Где секта - любви нет.
11. Ксения Балакина : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-11 в 18:38

История для размышления...

.
Предложу и я историю для размышления. У нас село есть. Усть-Кан называется. Так вот там самая большая в регионе община Свидетелей Иеговы. А почему? Да потому что батюшка там лет 15 назад служивший, тоже весьма благостный, тоже ооочень любил выпить. До состояния полного нестояния. И в лужах валяния. Так вот СИ людям и говорили: если хотите, чтобы ваши мужья вот так валялись - идите в православную церковь. Не хотите? - идите к нам. Батюшку, в конце концов запретили, назначили другого, практически не пьющего, но тот опыт до сих пор икается...
10. Василий В.В. : Ответ на 7., ОСт:
2018-02-11 в 17:08

Не пойму только, напивался то батюшка зачем? От переизбытка чувствс или техника внушения этого требовала?"21Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.22Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.24Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?"К сожаленю, ув. Василий, так бывает очень часто. Да, нельзя напиваться в алтаре, но камень в этого батюшку бросить некому.



Конечно, некому. Это иудеи камни метали. У христиан другие законы ( каноны ). В данном случае полагается отлучение от Церкви. Если архиерей и пошел против канона, то только для того, чтобы сохранить приход.
9. Ирина Фр. : Ответ на 7., ОСт:
2018-02-11 в 00:39

К сожалению, ув. Василий, так бывает очень часто. Да, нельзя напиваться в алтаре, но камень в этого батюшку бросить некому.



Прям даже часто?
И архиерей камень не бросил, как явствует из сказки? А тока умилился всеобщей любви и нежности?
Ну-ну. Я же говорю, где разводят на эмоции - ищи манипуляцию.
8. Ирина Фр. : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-11 в 00:29

Давно замечено, и не мной, что когда тебя разводят на эмоции, а по существу ничего не говорят - ищи манипуляцию. И душа-то у всех болит, и от сердца к сердцу что-то идет, а буква бездушная это душит - прям заплакала бы, будь не в курсе. Какая мощь защиты у прот. Головина! Даже фильм на "Культуре" в сетку вещания вставили, в какую же сумму, интересно, это обошлось? Ну, суммы в этом синдикате не проблема. Даже калькулятора не надо, достаточно в уме прикинуть, чтоб прийти в потрясение. Недооценивать головинщину нельзя, это не всхлипы малообразованных пожилых женщин, это мощный спрут, который сейчас являет себя во всей красе.

Чисто из интереса. На сайте головинском есть услуга "молитва усиления" со списком мест и мощей. Ответьте, г-н Ефремов, если знаете, как выглядит молитва усиления на Гробе Господнем? Кто ее читает, имя-фамилия чтущего? Или это тоже акафисты от интернет-прихожанина Шмуля Израилевича (православного), проживающего в непосредственной близости, и иже с ним? Тогда за что берутся деньги от желающих т. наз. усиления?

Да, я согласна, что прот. Головин искренен. Он совершенно искренне считает, что он несмь яко прочие человецы. Это старчествующий медиа-проповедник, настолько уже убежденный в своей исключительности, что именно это самоощущение позволило ему потерять берега. Не все сердца отогреваются на его широкой груди - я вот, к примеру, пришла в ужас от проповедей и от их количества в свое время, ведь прот. Головин выкладывает их на ютуб практически ежедневно. Профессор Дворкин предьявляет претензии прот. Головину ПО ДЕЛУ, так что будьте добры, возражайте тоже ПО ДЕЛУ, если можете. Без "заледеневших сердечек", которые некому отогреть, кроме синдиката "Рога и копыта". Зайдите на сайт Дворкина, там отогреватели сердечек представлены длинным-длинным списком. Так отогреют, что мало не покажется.
7. ОСт : Ответ на 1., Василий В.В.:
2018-02-10 в 22:08

Не пойму только, напивался то батюшка зачем? От переизбытка чувствс или техника внушения этого требовала?


"21Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?"
К сожаленю, ув. Василий, так бывает очень часто. Да, нельзя напиваться в алтаре, но камень в этого батюшку бросить некому.
6. Елена Сергеева : Обновленчество продолжает наступать
2018-02-10 в 16:56

Автор статьи пишет, что много людей посещает протоиерея Владимира Головина. Люди, впервые попавшие в храм, бесконечно доверяют своему первому священнику, исповеднику. И очень важно, чтобы их воцерковление происходило в традиционно православном храме. Жаль, что люди попали к протестантствующему, находящемуся в эйфории последователю обновленческого священника А. Меня.
И к чему мы придем, если следовать вольностям и облегчению в нашей Православной вере? Вот автор статьи благодушно пишет по поводу пьяненького священника в алтаре, что, мол, «сам Христос будет улыбаться сочувственно и радостно, когда с Его престола батюшку старушки багром снимали и следил, чтоб тот не ушибся, а бабули не надорвались» (?) Автор, видимо, забыл, что пьяницы Царства Божия не наследуют? Господь, напротив, всего скорее, будет улыбаться, когда этот батюшка покается и не будет больше осквернять престол винным перегаром…
А так называемое «Сортирное богословие» протоиерея В. Головина выглядит со стороны как простое кормление бесов, которые радуются всякому непотребству и неприличию, тем более в храме.
5. Сант : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-10 в 13:42

Не думаю, что ув. О. Владимира /с его коллективом/ надо защищать - если у него, говорят, уже миллион слушателей... А это созмеримо с %-м посещающих храмы...
А вот разобраться было бы не плохо...
Он ведь отнюдь не юнош, проповедует не первый год, а накат на него попер примерно месяц назад — почему? Возможно, потому, что примерно в это время он прямо и открыто, с помищью СМИ попытался молитвенно объединить многие тысячи людей по всему миру! Конечно, такое единство людей, разделенных пространством и временем в Боге и меж собою, многим не понравилось!
Естественно, первые блины всегда комом! Но его оппоненты явно опоздали — батюшка уже не один!
Теперь вопрос стоит уже не о целесообразности общеправославной молитвы посредством СМИ, - тысячи людей за это!, а об оптимизации ее проведения.
Ну, тут уж настоящее священство, надеюсь, поможет...
* Насчет его проповедей - тоже не плохо было бы разобраться, но уже спецам. За что наказать, за что наградить - там есть над чем подумать...
* Мне шаргуновские /слова, лекции, пороповеди? - не знаю, как правильно!/ нравятся больше... А от добра добра искать..?
4. Василий В.В. : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-10 в 13:11

" Ведь даже в человеке есть и сердце, и ум. У каждого своя задача. Ум дисциплинирует сердце. Но не сердце ли оживляет ум? Ведь что есть ум без сердца? Не хуже ли бессердечный ум безумного сердца? Никто не отвергает догматов и канонов. Они нужны, они упорядочивают и дисциплинируют, но нельзя буквой душить сердце. Народное православие – сердце нашей религии, канон и догма – ее ум. Должны они быть в соработничестве и согласии, нельзя одним задавить другое.

У о. Владимира Головина они ( ум и сердце ), по-вашему, в соработничестве и согласии находятся? Я его не знаю, поэтому и спрашиваю. В русском православии это согласие и соработничество были нарушены, поэтому народ и соблазнился коммунистической " премудростью ".
3. Василий В.В. : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-10 в 13:02

" Вера ведь как огонь, а огонь только от огня разгореться может. Ото льда не разгорится." (с)

Здесь, чуть выше, размещена статья про д. Кураева. Он тоже не так давно стадионы вреде бы как распалял и веру разжигал. Ну, и каков итог этого разжигания веры?
2. Василий В.В. : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-10 в 12:56

" Когда душа болит и помощи Божией ищет, книга по догматическому богословию не поможет, а проповеди отца Владимира – очень даже могут." (с)

Здесь главный вопрос - от кого о. Владимир благословение на свою деятельность получил? От Бога, от правящего архиерея или от лукавого?
1. Василий В.В. : Re: Пожарный багор и поганая метла
2018-02-10 в 12:48

" Ведь кто к Христу ближе – батюшка этот со своими старушками, сумевший пастве такую любовь и сострадание внушить, или толкователи канонов и догматов, со своей безупречной логикой? " (с)

Про внушение любви и сострадания - это сильно. Не пойму только, напивался то батюшка зачем? От переизбытка чувствс или техника внушения этого требовала?

Да и тема Вселенских соборов не до конца раскрыта. Зачем их собирали?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме