23 августа в Тверской области произошла авиакатастрофа, в которой, как утверждают, погиб Евгений Пригожин – один из главных «ньюсмейкеров» последних нескольких месяцев. Его смерть (?) стала существенным звеном в цепи событий, способных оказать влияние на будущее страны.
Не буду строить версии случившегося. Погиб Пригожин на самом деле или нет? Почему потерпел катастрофу самолет? Кто за этим стоит и кому это выгодно? И прочее, прочее, прочее… Оставим это компетентным специалистам.
Даже если нет больше «Пригожина-человека», есть вероятность, что появится «Пригожин-миф» – убиенный тёмными силами патриот-борец за народное счастье. Все предпосылки для этого имеются. С начала 2023 года новости из зоны СВО в сети в основном касались ЧВК Вагнер, а одетый в военную форму бизнесмен воспринимался как герой-правдоруб, которому верили гораздо больше, чем всем официальным каналам и лицам, вместе взятым. Затем 24 июня… Уход в таинственное подполье… И вот загадочная смерть… Или не смерть?
Не всегда гладкая для героя биография Пригожина мифу не помеха – всего лишь вопрос интерпретаций. Преступление и приговор? Да кто ж у нас не сидел… И вообще – «в тюрьме он за правду страдал». Миллиардный бизнес? Не воровал, а детей кормил. Знакомый с детства вкус конкордовского завтрака… Война? Евгений Викторович на передовой, а не трясет телесами на яхтах в теплых морях…
Анализируя июньский мятеж, часто проводят аналогии с событиями 1917 года. Страна воюет, предательский удар в спину не без участия вражеских спецслужб. Всё так. Но, продолжая аналогию, не стоит забывать и о том, что тогда недовольство «низов» «верхами» затмило великую и тяжёлую войну, а своего врага протестующие стали видеть, скорее, в «Николашке» и «Алексашке», в шикующих и наживающихся на народной крови обитателях столичных дворцов и особняков, а не «в одетых в военную форму немецких рабочих и крестьянах»… Понимает ли элита, что, вопреки вциомовскому оптимизму, немало есть в стране тех, кто гораздо больше ликовал бы при вхождении бронеколонны Пригожина на Рублевку, чем в Киев или даже в Вашингтон? И это были бы не только иноагенты.
Депутат Государственной Думы, командир Георгиевской бригады, сражающейся нынче в районе Артемовска, и мой университетский одногруппник Александр Юрьевич Бородай часто говорит о том, что не все в стране понимают, что идёт война... Что сражаются, стоят насмерть, получают увечья и гибнут люди. И что в состоянии войны должны чувствовать себя не только военнослужащие и добровольцы, но и все россияне. И элиты в первую очередь.
А в новостях мы читаем о страдании «звёзд», которым некий пластический хирург не тем и не так заменил нажитую с возрастом и излишествами дряблую грудь или обвисший живот; наблюдаем блогеров, близких властным кругам, демонстрирующих веселую жизнь; не пустуют элитные клубы и кабаки…
Да, есть такие депутаты, как Бородай, которые на передовой проводят больше времени, чем в думском кабинете, есть генералы, чиновники и бизнесмены, чьи дети не прячутся по штабам и тылам… Их немало, но и не много…
Война не означает, разумеется, что все должны быть в окопах… Просто каждый должен помнить, что она идёт и касается каждого из нас, предъявляет требования, которых не было раньше. Накануне Великой Отечественной далеко не все боготворили Сталина и других советских вождей, да и пресловутое «равенство» было весьма относительным, но когда было сказано, что вся страна теперь – единый военный лагерь, стало понятно, что это касалось всех без исключения. Причем, «сильных мира сего» – прежде других. И мужчин, и женщин; и отцов, и детей. Потому война сплотила общество. Фронтами командовали вчерашние «враги народа», в атаки плечом к плечу поднимались и номенклатурщики, и «честные советские труженики», и бывшие зэки… А их несовершеннолетние дети вместе вставали к станкам и выхаживали раненых в госпиталях.
Аналогии кончились. Мятеж провалился. Но вполне может родиться «миф о Пригожине». И это будет фактор не прошлого, а настоящего и будущего.
Короче, как бы не получилось: «Пригожин – жил. Пригожин – жив? Пригожин – будет жить!»
Олег Анатольевич Ефремов, доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат философских наук