Как уже сообщалось на РНЛ, 16 марта, под Петербургом, в поселке при железнодорожной станции Сологубовка, состоялась международная монархическая конференция, приуроченная к 100-летию отрешения св. Царя-страстотерпца Николая II от Престола. В работе форума приняли участие архиереи Русской Православной Церкви и священнослужители различных епархий РПЦ. Участие в конференции приняли православные миряне из США, Сербии, Украины, Белоруссии и из разных городов и регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Пскова, Рязани и других. Темой прошедшего форума стало «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье». Своими заметками о работе конференции поделился ее участник, известный православный писатель из Рязани, автор более двадцати книг поэзии, прозы и публицистики Игорь Евсин. Здесь он также поднял вопрос о провокации Дмитрия Киселева в отношении Царя Страстотерпца Николая II на государственном федеральном телеканале «Россия» в программе «Вести недели».
Во-первых, я благодарен организаторам данного мероприятия, на котором рассматривались очень важные и даже болезненные для православного сознания вопросы. Хотя некоторые мои знакомые уже спросили меня, а чего же такого важного я увидел в почитании Царственных страстотерпцев. Они прославлены, канонизированы Русской Православной Церковью. Что же еще-то надо? Зная, что такие вопросы могут быть поставлены не только некоторыми моими знакомыми, но и многими верующими людьми я решился посвятить этому целую статью. Насколько острыми и важными были поставленные вопросы я покажу на примере некоторых цитат из выступлений участников конференции. «В некоторых храмах даже иконы Царя-страстотерпца нет. Мало того, даже записки на молебен ему не принимаются!» (
настоятель Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Владимир Сергиенко); «Очень многие верующие хотели бы читать акафист Царю-страстотерпцу, однако такого акафиста, утвержденного РПЦ до сих пор нет» (
настоятель храма в честь иконы Божией Матери Державная протоиерей Николай Булгаков, Московская область); «Как правильно почитать святую Царскую Семью – как страстотерпцев или как мучеников?» (
историк, публицист, инициатор проекта «Царское Дело» Леонид Болотин, Москва); «Почему у нас принято поминать святых Царственных Страстотерпцев, что называется списком, а вот прпмц. Великую княгиню Елизавету и даже инокиню Варвару поименно? Разве мученический подвиг Царской Семьи ниже?» (
главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов, Санкт-Петербург).
В выступлениях участников конференции давались разные ответы на эти вопросы. Подоплеку возникновения таких вопросов хорошо определил выступавший с видеообращением
протоиерей Александр Шаргунов: «Почему, несмотря на признание Церковью святости царя, есть православные христиане, которые до сих пор противятся его прославлению? ... Как известно, сегодняшние хулители государя, и слева, и справа, постоянно ставят ему в вину его отречение. К великому сожалению, для многих, несмотря ни на какие объяснения это до сих пор остается камнем преткновения и соблазна». Настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев в Сологубовке протоиерей Александр Захаров продолжая эту тему отметил, что наш народ в своем большинстве действительно не понимает, что так называемый «Манифест об отречении» Николая II есть не отречение, а передача власти Михаилу Александровичу. И упразднения монархии в России также не было. «Керенский провозгласил республику самочинно и незаконно – сказал отец Александр. - Если бы республику объявило Учредительное собрание, то это был бы законный акт». Отец Александр уверен, что в России возродится монархия, когда к этому будет готов народ.
А что же народ? Насколько он сегодня готов к принятию монархии. Увы положение пока безотрадное. Так выступавший по Skype
митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин с сожалением отметил: «Русский народ в основной своей массе не раскаялся, еще крепки в нем комплексы советской жизни - комплексы революции и гражданской войны. Эти комплексы надо выкорчевать, освобождая место для любви». Епископ Североморский и Умбский Митрофан вполне согласен с этим мнением. «Катастрофическое наследие XX века живет в наших душах – сказал в своем слове на конференции владыка Митрофан. - Мы, как буревестники, в любой момент готовы пойти на митинги. Отношение к Николаю II - тот оселок, на котором проверяется, исцелился ли человек от яда. Некоторых при одном только упоминании Царя начинает «колбасить», они начинают бесноваться… Но я верю, что у России есть будущее, что русскому народу будет дарован Царь».
Важную мысль, связанную с насильственным отрешением от власти, высказал историк Леонид Болотин. «Царь-страстотерпец в своих дневниках говорил о своем отречении, но это нисколько не умаляет его подвига, который называется христоподражательным подвигом». О том, что Царь-страстотерпец даже при признании его отречения свершил величайший христианский подвиг замечательно сказал протоиерей Александр Шаргунов: «Говоря о святости царя Николая Александровича, мы обычно имеем в виду его мученический подвиг, связанный, разумеется, со всей его благочестивой жизнью. Но следовало бы внимательнее всмотреться именно в подвиг его отречения - подвиг исповедничества.
Мы не раз говорили о том, что здесь раскрылся его подвиг смиренного принятия воли Божией. Помазание Божие означает, что земная власть государя имеет источником Божественную… Большинство участников революции действовали как бы бессознательно, однако это было сознательное отвержение Богом данного порядка жизни и Богом установленной власти в лице Царя, Помазанника Божия, как сознательным было отвержение Христа Царя духовными вождями Израиля, как это описано в евангельской притче о злых виноградарях. Они убили Его не потому, что не знали, что Он Мессия, Христос, а именно потому, что знали это. Не потому, что они думали, что это лжемессия, который должен быть устранен, а именно потому, что видели, что это подлинный Мессия: «Придем, убьем Его, и наследство будет наше». В этом смысл «измены, трусости и обмана», окружавших государя. По этой причине святой Иоанн (Максимович) сравнивает страдания государя в Пскове во время отречения со страданиями Самого Христа в Гефсимании...
После отречения ОТ ЦАРЯ, в котором народ принял участие своим равнодушием, не могло не последовать небывалых доселе гонений на Церковь и массового отступничества от Бога. Господь очень ясно показал, чего лишаемся мы, лишаясь помазанника Божия, и что обретаем».
Постановку и обсуждение таких острых и важных вышеупомянутых вопросов
митрополит Петрозаводский и Карельский Константин оценил так: «Проведение конференции, посвященной почитанию последнего русского Царя, его семьи и близких, является очень своевременным и важным мероприятием, так как оно направлено на то, чтобы разоблачить те мифы и вымыслы, которыми недобросовестные и небескорыстные люди пытаются затемнить эти исторические события и очернить память Николая II».
А насколько широкий размах приняло это очернение, можно судить всего только по одному факту. В минувшее воскресенье, 19 марта на государственном федеральном телеканале «Россия» в программе «Вести недели» Дмитрий Киселев, рассказывая о событиях февраля-марта 1917 года, подобрал такую циничную цитату в отношении Царя-страстотерпца: «Император Николай II, упрямый, но безвольный, нервный, но притупившийся ко всему, изверившийся в людях, задерганный и осторожный на словах, был уже «сам себе не хозяин». Он перестал понимать положение и не делал отчетливо ни одного шага, совершенно отдаваясь в руки тех, кого сам поставил у власти. Александр Блок».
Таким образом получилось, что почитаемый Православной Церковью святой для многих и многих миллионов людей как в России, так и за рубежом, был представлен в неприглядном образе. А тогда и сама Церковь и мы, ее верные чада, почитатели святости Царя, не представились ли в неприглядном виде? Мы что? Почитаем не святого, а слабовольного, нервного, задерганного человека, который ничего не понимал и ничего не делал? Лично у меня нет слов комментировать случившееся на государственном телевидении. Сложилось впечатление, что закона, защищающего религиозные чувства верующих никто не боится.
Тогда чем же может в том или ином случае ответить Православная Церковь на прямое оскорбление ее верных чад? Даже загадывать, увы, не могу… А чем ответим мы – ее чада? Давайте решать. Время молчания прошло, настало время сопротивления, время борьбы, иначе мы уподобимся тем, кто предал Царя-страстотерпца Николая II, и грош цена будет нашей вере в его святость, а в целом и вере в Господа нашего Иисуса Христа, подражательный подвиг которому свершил святой Царь. Да, очернители нашей веры сильны, да нам может показаться, что отвечать на все выпады против святости Царя Николая II у нас попросту нет ресурсов. Да и в целом накаты на православную веру, на Православную Церковь следуют один за другим. Говоря словами протоиерея Александра Шаргунова «Если даже сокрушить одних врагов, то тут же на их месте возникнут новые, более страшные: «Как если бы кто убежал от льва, и напала на него медведица, и вскочит в дом и опрется руками своими о стену, и ужалит его змея (Амос 5: 19)». Но ведь мы же русские – и с нами Бог! Как говорится в 26 псалме Давида: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?»
Здесь надо сказать, что не только Бог, но и законы об оскорблении чувств верующих также с нами. А коль применение этих законов так затруднено, то может надо приложить все силы, чтобы ужесточить их и сделать неизбежным их применение в отношении нарушителей? Главное на этом пути - не унывать, не опускать руки. И да будет нам в утешение и ободрение звучать слово митрополита Иоанна (Снычёва): «Лишь начнем нелицемерно - появятся и силы, и ревность, ибо нераскаянны обетования Божии, и великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы - никто иной - можем и должны воссоздать державу Святорусскую. Да будет так».
Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань
143. Ответ на 142., Lucia:
142. Ответ на 141., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
141. Ответ на 140., Lucia:
140. Ответ на 137., Ольга Чернова:
139. Ответ на 138., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
138. Ответ на 136., Закатов:
137. Ответ на 135., Lucia:
136. Ответ на 123., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
135. Ответ на 133., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
134. Ответ на 133., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: