itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Диакон Владимир Василик: Народ устал удивляться очередным кульбитам наших новых миссионеров

Известный ученый прокомментировал отдельные высказывания устроителей и сторонников выставки «Двоесловие/Диалог»

Новости Москвы  РПЦ (Русская православная церковь)  Двоесловие/Диалог 
0
2600
Время на чтение 8 минут

«Прочитав статью досточтимого иерея Сергия Круглова, я, честно говоря, пришел в недоумение, кому она принадлежит – православному ли священнослужителю или практикующему дзен-буддисту, потому что, опять-таки никакого коана в предании святых отцов, в предании благочестивых преподобных старцев, православных подвижников благочестия, да и вообще в христианской традиции – «не обретохом», этого мы никогда не находили, и если кто-либо желает практиковать коаны, то пусть ступает в буддийские дацаны. В Православной Церкви для этого места нет», - заявил в интервью "Русской народной линии" доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик, комментируя статью священника Сергия Круглова «Попытка коана», которая опубликована на портале «Татьянин день».

Статья отца Сергия Круглова посвящена выставке "Двоесловие/Диалог", развернутой в притворе храма Святой Татианы при МГУ. Священник, в частности, утверждает: «Выставка при МГУ мне видится вовсе не попыткой приватизировать искусство, объявив «воцерковленным», и не либеральничаньем, не заигрыванием с интеллигенцией: мол, мы тоже как вы, - да не будет. Икона - должна оставаться иконой, инсталляция Гора Чахала - инсталляцией. Здесь важно показать: смотрите, и там и там - звучат на разных языках, но одни и те же вопросы: о смысле жизни, о познании себя, о поиске пути к Небу, о любви и свободе, о добре и зле. Это - наши общие человеческие вопросы, давайте попробуем побеседовать о них и поищем для этого общий язык, тот язык, говоря на котором, мы начнем понимать друг друга и помогать друг другу...»

Кроме того, отец Сергий утверждает, что устроители выставки ставили перед собой еще одну цель – «совершить православный коан». «Тем, кто интересовался дзеном, известно, что это такое: на вопрос ученика учитель не отвечает прямо, но или говорит притчу, порой загадочную, или совершает такой поступок, который приводит ученика сперва к недоумению своей якобы нелепостью, но потом - к просветлению. Почему? Потому что выворачивает его сознание так, что ломает стереотипы, в которых оно закоснело - а сколько таких стереотипов в наших православных душах и головах...» - пишет священник, который также утверждает, что один его друг, прошедший через увлечение дзен-буддизмом, «говорил, что дзен помог ему очистить мышление - и прийти к великой антиномичности и глубине Евангелия, а впоследствии тот же дух нонконформизма и трудного подвижнического поиска истины, который был в коанах, но уже не падший, а преображенный, он встретил в Патериках, у великих отцов-пустынников».

В свою очередь, диакон Владимир Василик прокомментировал пассаж отца Сергия, который «касается, так сказать, столкновения с неожиданным и с антиномизмом». «Да, конечно, временами некоторые старцы поражали пришедших к ним своим юродским поведением. Но эти старцы жили в нищете, в жестоком подвиге, в скорбях, в великом самоотречении. Ну, тогда уважаемый отец Максим Козлов пусть откажется от своей московской квартиры, от своей неплохой машины, пусть откажется от великолепного храма в центре Москвы, от университетского обрамления и пусть вместе с отцом Сергием ступает в мрачные пропасти земные, если они желают действовать таким образом, если они действительно хотят идти по пути юродства. Иначе получается какое-то двоение смысла, совершенно по Козьме Пруткову: «Когда ты встретишь человека, который наг (вариант: на коем фрак)». Получается какое-то лицемерие», - добавил отец Владимир.

«Меня глубоко поразили идеи отца Сергия относительно ломки сознания, ломки стереотипов. Это что – духовное ЧК, духовное НКВД? Помнится, в обыкновенном ЧК и НКВД тоже ломали волю подследственных, совершенно, так сказать, коанными и антиномичными способами действия. Александр Исаевич Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» описывает, как одна из следовательниц, извините за выражение, разделась перед подследственным, чтобы сломать его волю. Или другая - после вполне вежливых обращений обрушилась на подследственного матерной бранью. Нечто подобное, к сожалению, мы наблюдаем и на этой выставке. Я никакой глубины и сложности в таких, с позволения сказать, шедеврах и перлах, как «Черная Троица» не заметил: три черные доски. Равно как особой сложности и в изображении бомжихи с фингалом и со словами: «Кто без греха, тот первый пусть бросит в нее камень». Впрочем, виноват. Некая сложность есть, а именно здесь ловушка. Если мы будем это одобрять, то, получается, мы санкционируем грех: пьянство, блуд, рукоприкладство. Пожалуйста, мы не имеем дурного слова в адрес этого сказать! А если мы все-таки этого одобрять не будем, то, пожалуйста, вот он, образ современной России, какой ее видят, с позволения сказать, авторы. Вот и вся сложность», - отметил диакон.

«Но поражает еще и следующее: то, что в духовную жизнь вносятся или, по крайней мере, предлагаются дзен-буддийские технологии. Может быть, уважаемый отец Сергий еще предложит нам буддийскую практику отношения к иконам – не восприятие их во всей цельности и целости как окно в иной мир, а как средство медитации. Но вот, скажем, мы можем медитировать над тремя черными досками, как над непроницаемым апофатическим мраком Божества, либо, напротив, медитировать над ними как над мраком жизни. Куда мы в таком случае уйдем? Боюсь, в те обители, где никогда не бывает света, где царит вечный мрак, сообразный тому, что изображено на «Черной Троице»», - продолжил он.

«В статье отца Сергия Круглова, к сожалению, заметно некое лукавство. Он пишет: «Время начаться проповеди о Христе - с дома Божия». За кого отец Сергий нас считает? За полуязычников, за оглашенных, которым надо проповедовать новое искусство и новое сознание? Может, он еще предложит нам пойти в какую-нибудь огласительную школу отца Георгия Кочеткова или отца Максима Козлова, или, может быть, господина Гельмана, чтобы там научиться благочестию, подлинному отношению к иконе и искусству?» - вопрошает диакон.

«И, кроме того, отец Сергий исказил слова. На самом деле – «время начаться суду с дома Божия». И боюсь, что этот суд действительно настанет, если мы будем так относиться к нашим святыням, к нашему священному пространству храма, к нашему священному пространству притвора, который отнюдь не является десакрализованным предбанником, как думает уважаемый отец Андрей Кураев и тот же отец Максим Козлов, а является местом священным. Этот суд настанет, если мы будем идти на поводу современной бездуховности, современного авангарда, современной масс-культуры», - заметил отец Владимир.

«Я уже высказывался относительно, так сказать, художественного уровня этой выставки. Беседы с представителями Санкт-Петербургского Союза художников Константином Кирилловичем Ивановым, Борисом Михайловичем Сергеевым, Юрием Георгиевичем Джебраиловым только укрепили меня, что это не искусство, что это издевательство и пародия на искусство, что это кощунство над Святой Православной Верой и издевательство над Россией, которую авторы силятся представить именно таковой, и создается впечатление, что авторы, носители в части своей нерусских фамилий, ведут себя, как лермонтовский герой:

«Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..» - процитировал строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» диакон Владимир Василик.

«Но, к сожалению, не понимают, на что руку поднимают, и уважаемые священнослужители, которые устраивают в Петров пост подобные провокационные выставки. Апостол Павел ясно и внятно говорит: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Коринф. 11, 16). И паки: пресвитеру не подобает свариться, то есть не подобает вступать в пустые споры и пререкания, но быть учительным. Учительности в данной выставке мы не имеем, если и имеем, то, так сказать, лишь как свидетельство отрицательного опыта. Эта выставка уже внесла большой раздор в Церкви. Очень многие силы пытаются расколоть Церковь и используют для этого самые разные предлоги: одни – Власова, другие – тяжелый рок, третьи – современную живопись. Иными словами, предлагают церковной полноте то, что она вынести при всем своем желании органически не может. Потому что это противоречит духу Христову, противоречит Христовой истине, тем образам, а не стереотипам, которые искони церковная полнота несет в себе. Церковная полнота привыкла к светлому образу Троицы, а не к черным доскам, к священному и неприкосновенному имени Божиему, а не к мешанине букв, к чистоте и непорочности Церкви, а не к смешанности ее с соблазнами и, наконец, к священности и выделенности слов Святого Евангелия, а не к помещению их в кощунственно-пародийный контекст», - продолжил отец Владимир.

«Еще несколько слов по поводу коана. К сожалению, в последнее время нас действительно принято удивлять совершенно различными эскападами. То Патриарх появляется в нимбе, и отец Андрей Кураев оправдывается высшими миссионерскими соображениями, то участники крестного хода вместо хоругвей почему-то несут воздушные шарики. Народ устал удивляться. Народ хочет жить и молиться, жить, действовать, творить добро и спасаться, а не приходить в безмерное удивление от очередных кульбитов, с позволения сказать, наших новых миссионеров. Православный народ от этих, так сказать, коанов устал», - подчеркнул диакон.

Также диакон Владимир Василик прокомментировал высказывание диакона Феодора Котрелева на форуме РНЛ, в котором он подверг критике основные положения статьи протоиерея Александра Шаргунова. По словам отца Владимира Василика, «во-первых, заметен явно не почтительный тон диакона по отношению к заслуженному протоиерею». «Во-вторых, видно, что уважаемый диакон Феодор Котрелев пытается сохранить лицо в ситуации явно проигрышной, в ситуации явно скандальной, и пытается заткнуть рот оппоненту некими административными намеками. «Я считаю статью вредной» и пр., - такое, простите, может сказать только благочинный или же сам Святейший Патриарх. Между тем, известно, что Патриарх прямой санкции на открытие выставки не давал. Насколько известно, он лишь написал: «Не возражаю»! Причем неизвестен объем того, что показали Его Святейшеству отец Максим Козлов и диакон Феодор Котрелев. Может быть, они показали, так сказать, относительно безобидные экспонаты выставки либо подали это в соответственном ключе. Учитывая крайнюю занятость Святейшего Патриарха, можно предположить, что в детали он не вникал. А между тем, самые страшные проколы возникают именно в деталях», - добавил отец Владимир.

На выставке *Двоесловие/диалог*«С другой стороны, Святейший Патриарх мог дать им известную свободу, а потом за эту свободу с них спросить. В данном случае, отец Феодор косвенно прибегает к административному шантажу. Далее. Заметен целый ряд передержек и неточностей. На самом деле, у отца Александра Шаргунова в его статье проведен анализ именно этих художников, именно этой выставки, и особо отмечена связь с кощунственной выставкой 2003 года «Осторожно, религия». Не знаю, куда смотрели устроители выставки, но уже самая связь их с выставкой 2003 года должна была заставить священнослужителей такого режимного города, как столица Москва, где священники должны быть особенно вдумчивы и осторожны, на пушечный выстрел избегать контактов с такими сомнительными личностями, как Гельман, Гор Чахал сотоварищи», - продолжил диакон.

«Между тем, мы видим, мягко говоря, непонятное дерзновение, которое многим справедливо показалось дерзостью. И обвинения, извините, в советском прессинге и диктате беспочвенны и беспомощны. Насколько известно из информации, которая появилась на форумах, сам отец Максим Козлов проявил известное диктаторство и волюнтаризм в ответах на вполне законные вопросы посетителей выставки. В ответ на один из острых вопросов отец Максим напрямую ответил: «Шли бы Вы спрашивать и комментировать в другое место!» Проще говоря: «Пошел прочь». Совсем как в старинном советском анекдоте про экскурсию по пушкинским местам, про три черепа, каждый из которых принадлежал будто бы Пушкину. На резонный вопрос «А что, Пушкин о трех головах был?» последовал встречный вопрос экскурсовода: «А Вы кто такой?». Ему ответили: «Отдыхающий». Тогда экскурсовод заявляет: «Ну и отдыхайте себе на здоровье, а лекция для колхозников»», - пересказал анекдот отец Владимир.

«Так вот, в этом же ключе действуют отец Максим Козлов и диакон Феодор Котрелев. Вместо вдумчивого разбора аргументации и попытки понять своего собрата во Христе, почему ему это не нравится, почему ему это чуждо, почему его это оскорбляет, вместо этого – перед нами софистика, манипуляция аргументами и желание просто отделаться от своего оппонента и заставить его замолчать. Это ли, извините, то миссионерство, к которому они призывают? По-моему, это антимиссионерство, которое способно лишь дискредитировать в высшей степени важную идею диалога Церкви и интеллигенции, Церкви и художественного сообщества. Мотивы подобной акции мне непонятны. Боюсь, что их понимание находится в неких низших, недуховных сферах, в каковые я не считаю нужным опускаться», - заключил диакон Владимир Василик.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Диакон Владимир Василик: Народ устал удивляться очередным кульбитам наших новых миссионеров

Спаси Господь вас, дорогой отче Владимире, за прекрасный анализ всей этой гадости и за мужество в наше непростое время!
Ортодоксос / 09.06.2010 10:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протодиакон Владимир Василик
Эти дешёвые греческие националисты сами себя осудили
Синод Александрийского Патриархата постановил прекратить поминовение Патриарха Кирилла и «лишил епископского сана» патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида
23.11.2022
Тайна беззакония в действии
Папа Варфоломей готовится к объединению с Ватиканом
16.11.2022
Это – победа, существенный шаг вперёд
Эксперты оценивают Указ Президента о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
12.11.2022
Я уже не смотрю в сторону Украины
Интервью с сотрудницей Донецкой Республиканской Научной Библиотеки Натальей Юрьевной Воропаевой
21.10.2022
«Образец верности Церкви»
Состоялась конференция, посвященная священномученику Петру (Полянскому)
11.10.2022
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Новости Москвы
Все статьи темы
РПЦ (Русская православная церковь)
«Куба даёт замечательный пример того, что правда сильнее силы»
Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Кубы Мигелем Диас-Канелем Бермудесом
23.11.2022
День памяти священномученика Августина
Сегодня мы вспоминаем сподвижника Петра I графа Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2022
«Только в Церкви возможно соединение небесного и земного»
По словам митрополита Варсонофия, нигде больше мы не видим такого тесного общения ангельского мира с людьми
22.11.2022
«Ваше мудрое пастырское слово служит консолидации народа»
В Храме Христа Спасителя состоялся прием по случаю дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла
21.11.2022
Все статьи темы
Двоесловие/Диалог
Снова о выставке «Двоесловие/Диалог»
Ответ на статью Игоря Романова
14.03.2019
Современное искусство заканчивается
Беседа с художником
28.09.2010
«Не верьте слезам богохульников»
Диакон Михаил Люкшин о завершении суда над организаторами кощунственной выставки «Запретное искусство»
14.07.2010
Все статьи темы
Последние комментарии
За право быть русским православным народом нужно бороться
Новый комментарий от Игорь Бондарев
24.11.2022 06:53
Нельзя обвинять только медицину
Новый комментарий от Евгений Х.
24.11.2022 06:16
Эволюция сознания: СССР закладывал основу будущего развития цивилизации
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2022 05:19
Готовится сдача ЗАЭС врагу?
Новый комментарий от Константин В.
24.11.2022 01:27
Национализация культуры на основе традиционных ценностей
Новый комментарий от Сергей Григорьев
23.11.2022 23:13
Потомок Николая I из Франции служит добровольцем в зоне СВО
Новый комментарий от Адриан Послушник
23.11.2022 18:54