Я не умею предсказывать будущее и не знаю, поддастся ли Патриарх Кирилл на уговоры архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II или нет, согласится ли он встречаться с папой Римским. Что касается экуменической деятельности, то в свое время диакон Андрей Кураев писал (в книге "Вызов экуменизма"), что он признает только одну форму экуменизма: если католики признают свои заблуждения и присоединятся к Православной Церкви. Правда, эта книга была написана довольно давно. Но у папы Римского, видимо, иное понимание экуменизма, которое нашло практическое воплощение в создании католичества восточного обряда (униатства).
Экуменизм - не ругательство, другое дело, что совместные богослужения православных с католиками недопустимы. СМИ сообщали, что на Кипре состоялось "экуменическое богослужение", но необходимо выяснить, действительно ли имело место совместное совершение таинств католиками и православными, в первую очередь, - происходила ли совместная Литургия. Скорее всего, там было собрание, сопровождавшееся молитвами, или просто православные присутствовали на католическом богослужении. У католиков нет четкого разграничения между совместным богослужением, экуменической молитвой и присутствием на богослужении. Мне кажется, у них преобладает протестантское понимание проповеди как основной части богослужения, а важнейшее для православных таинство Евхаристии становится второстепенным. Произносилась проповедь - значит, имело место "богослужение". По моим представлениям, это не православный подход. Православные более щепетильны. Католики в своих магазинах и храмах спокойно продают православные иконы и православные распятия, выставляют их для поклонения, а в наших церковных лавках католических изображений не увидишь. Поэтому, прежде чем доверять тому, что пишут католические сайты, надо сначала уточнить, о чем идет речь. На фотографиях видно, что экуменическое собрание проходило вне храма, под каким-то навесом. Совместное вознесение молитвы Господней, наверное, было излишним, потому что люди щепетильные могли принять это за худший вариант экуменизма. Мне кажется уместным вспомнить слова Апостола Павла: "если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1 Кор., 8:13).
Не хочется обвинять Кипрскую Церковь в экуменизме, но если действительно было совместное богослужение, совместное участие в таинствах, таких вещей нельзя одобрить. Тем более, что это одна из древнейших Православных Церквей. Хотя Греческая Церковь исторически склонна к экуменизму - достаточно вспомнить Флорентийскую унию. Вероятно, Кипрская Церковь надеется, что католическая церковь поможет киприотам выдавить турок с Кипра. Во времена Флорентийской унии византийцы тоже рассчитывали, что братья-католики помогут им обороняться от наступающих мусульманских орд, но католики не помогли грекам тогда и сейчас вряд ли помогут. Поэтому, если Кипрская Церковь действительно пошла на совместное богослужение с католиками, это не добавляет красоты в ее образ, а с геополитической точки зрения - бесполезно.
Я надеюсь, что если и будет сближение с католиками, то не богослужебное. Нет ничего плохого в богословском диалоге (цель которого - выражать православную позицию, а не искать православно-католический "консенсус"), совместном социальном служении, защите нравственных ценностей (семьи, брака). Никто против этого, я думаю, возражать не будет. Но сближение с католиками не должно переходить определенной границы.
Что касается заявлений католиков о том, что Всеправославный Собор будет способствовать развитию экуменического движения, я надеюсь, что он собирается не для продвижения экуменического проекта. Верю, что на этом Соборе найдутся те, кто выступит против унии. Честно говоря, я не совсем хорошо представляю, зачем этот Собор готовится. Многие православные люди взволнованы, считают, что "Восьмой Собор" подчинит Церковь Антихристу. Созыв Собора вызовет рост апокалиптических настроений и будет сопровождаться протестами верующих. Откровенно говоря, идея Собора выглядит несвоевременной, потому что он может спровоцировать раскольнические настроения.
Возможно, на Соборе упразднят или существенно облегчат посты, вернут древний чин диаконис. Мне кажется, все это можно сделать на уровне поместных Церквей, без созыва "Восьмого Собора". Надеюсь, однако, что на этом Соборе найдутся люди, способные дать отпор экуменизму, если под этим подразумевается превращение Православия в католицизм восточного обряда. Существует противоположная идея: дать возможность католикам, пришедшим к Православию, исповедовать Православие латинского обряда. Если речь о таком экуменизме, в нем нет ничего плохого. До 1054 года западные христиане были большей частью православными, но служили по латинскому обряду.
Католики пишут о визите папы на Кипр с восторгом, называя его триумфальным, но, мне кажется, о результатах поездки судить пока рано. То, что на Кипре нашлись люди, которые протестовали против этого визита и совместного с католиками богослужения (что бы под этим не подразумевалось), подтверждает, что на Кипре далеко не все являются сторонниками полного сближения с католической церковью. Поэтому не знаю, был ли визит папы триумфальным. Когда Гитлер захватил всю Европу, это тоже был триумф, но кончилось все очень плохо для него.
Размышляя о возможной встрече Патриарха Кирилла с папой Римским, я не считаю такой шаг нашего Патриарха преступлением по отношению к Православию, если на этой встрече, конечно, не будет сделано каких-то уступок католичеству. В самом же факте встречи я не вижу ничего ужасного.
Возможно, она будет способствовать улучшению международного образа нашей Церкви, покажет, насколько мы открыты для диалога. Если Патриарх встретится и поцелуется с папой, я не вижу в этом преступления или отступления от Православной веры. Вновь вспоминается Апостол Павел: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" (Тит.1:15). Когда православный человек твердо стоит в своей вере, проявления вежливости и любезности по отношению к католику ничем его душе не навредят и, может быть, даже будут способствовать обращению этого католика.
Если у священноначалия будет четкая позиция, что мы общаемся и сотрудничаем с католиками только до определенного предела, то, мне кажется, такое сотрудничество не приведет к расколу нашей Церкви. Не все в Русской Православной Церкви считают, что любое общение с католиками - грех, что с ними нельзя даже стоять рядом, есть за одним столом. Такое отношение к инославным присуще старообрядцам, которые с никонианами не хотят делить даже посуду. С католиком можно сидеть за одним столом, это не страшно, но должен быть четкий предел, дальше которого сближение невозможно. Не так много у нас "старообрядцев в душе", поэтому при наличии ясной границы раскола не будет.
Встреча Патриарха с папой была бы очень хорошим шагом для имиджа Православной Церкви, но православная позиция должна оставаться твердой: если католики признают свои заблуждения и покаются в них, мы будем рады принять их в лоно истинной Православной Церкви. В целом при новом Патриархе церковная политика стала более открытой. Это связано с тем, что Патриарх Кирилл ранее возглавлял ОВЦС, поэтому международная деятельность для него является естественным направлением работы. И в этом нет ничего плохого, потому что сейчас Православие в Европе и других регионах мира (Африке, Латинской Америке, Азии) набирает силу, все больше открывается приходов РПЦ в странах, где раньше не было вообще православных приходов или были только греческие. Ничего плохого в этом я не вижу. Главное - не переходить четко определенную грань.
Анастасия Митрофанова, доктор политических наук, профессор РГГУ, специально для «Русской народной линии»