И.С. Тургенев / Фото: tass.ru
Висит у меня в работе текст про возрождение Массолита и писателей прибуфетной литературы, но так наскучили, что даже лень про них писать. Сейчас там вручение новой премии. Может, позже напишу.
Чувствую некий диссонанс между своей реальностью и культурной. У меня другое. Я тут с осени перечитываю Тургенева. Всего и обстоятельно. Перечитала все романы, кроме "Нови" - это уж не под силу с наскока. Что скажу? Тургенев - самый недооцененный нашими современниками классик русской литературы из числа мастодонтов: Толстого, Достоевского и Тургенева, если говорить о романистах. Еще сюда надо бы Гончарова включить, но его знают только по школьной программе. Гончарова в каком-то смысле советская школа возвеличила.
А вот Тургенева - умалила. Секрет недооцененности в том, что в школе сегодня у нас проходят самые простые произведения Тургенева. Самый простой роман. Самые простые рассказы. "Асю" эту. Очень просто. Для многих Тургенев - писатель двух явлений: нигилизма и весенней природы.
Меж тем он сложен, монументален. И при жизни был признанной мировой знаменитостью. Он был известен куда больше Достоевского и в России, и в Европе. Между прочим, Тургенева своим любимым писателем и самым важным романистом считал Ван Гог! Во времена Ван Гога все, что написал Тургенев, уже было переведено на европейские языки.
Тургенев был широк, умен, наблюдателен и более "чист" в писании
Я, сейчас его перечитав и переслушав, окончательно утвердилась в том, из всех наших классических романистов у Тургенева самое гладкое письмо без помарок, повторов, тавтологии. У Толстого много повторов слов и грамматических ошибок. До сих пор он издается с ляпами, вроде "выйдя на улицу, скрипнула дверь". Достоевский полон повторов: "он был у нее, тогда как она была весьма хороша, когда была в возрасте, в котором был..." Подобного у него много.
У Тургенева чистейшие рукописи (они изданы и выставлены), чистейший слог. Проработанность - вот, что главное. Вся большая дворянская литература - результат наличия у людей времени на саморазвитие и обстоятельное письмо. Но Достоевский был беден, отвлекался на деньги. Толстой имел много детей и отвлекался на них и на свое мессианство. А Тургенев ни на что не отвлекался. Идеальное письмо без зазубрин.
Другая его черта, недооцененная нашими уже современниками потому, что мало читают по-настоящему важных произведений Тургенева, это глубокое знание типов людей. Смею сказать, что его типы четче прописаны, детализированы. Тот же тип маленького человека в "Холостяке" - чиновник Мошкин, куда сложнее, чем у Гоголя или Достоевского. И "Холостяк" это явно предвосхищение "Скверного анекдота". Возможно, это даже поединок Достоевского с Тургеневым.
А потом - гонка наоборот. Когда Тургенев спустя годы пишет "Степного короля Лир" с аллюзией на шекспировские типы. Это же - готовый ответ на "Село Степанчиково и его обитателей", который есть разбор мольеровских типов.
И Слеткин Тургенева сложнее Опискина Достоевского!
Третье выгодное отличие Тургенева - диалоги. Прямая речь его героев более индивидуализирована, чем в иных произведениях Достоевского. Диалоги живы, красочны. Нет ощущения, что автор говорит за всех персонажей. Это особенно хорошо заметно, если слушать книги: в формате аудио или радиоспектаклей. Передача речи разных типов удавалась Тургеневу блестяще.
Давно не было рекомендаций к чтению. Вот, рекомендую. Почитайте-ка "Холостяка" Тургенева и его же "Степного короля Лир". То и другое есть в аудио в прекрасном исполнении. "Холостяк" не раз записывали в формате театральных радиопостановок. А "Степного короля Лир" советую слушать в начитке Владимира Антоника.
Ну а потом - браться за романы! Мы, русские, счастливая нация, у нас есть литература, которая может дать исчерпывающее воспитание. Серьезно! Давно хочу написать текст о том, что, прочитав 20 главных романов XIX века (или сколько их там, если с Гончаровым и Лесковым?), можно получить то, чего мы лишились в силу оборванной преемственности культур - нравственное воспитание.
Беда только, что эти романы никто не читает. Надо начинать!